Торговые центры - дворцы народа

Это не королевский дворец — это торговый центр 19 века в Милане, Италия.

Итак, вот краткая история торговых центров и почему они не должны быть
Заурядными местами.

Торговые центры старше, чем вы думаете, — намного старше.

В конце концов, торговля является одним из древнейших видов деятельности человечества. А когда у вас есть что продать, вам нужно место, где это можно продать.

В Древней Греции в центре каждого города была «агора» для выбора  и продажи товаров.

А еще есть рынок Траяна в Риме, построенный императором Траяном в начале 100-х годов нашей эры.

Это может быть просто первый в мире настоящий торговый центр с несколькими этажами магазинов, офисов и квартир прямо в центре Древнего Рима.

Когда-то шумное и оживленное место.

Хотя самым известным в мире досовременным торговым центром, несомненно, является Стамбульский Гранд Базар, огромный крытый рынок, которому более 600 лет, и который до сих пор процветает.

Это лишь один из многих древних базаров в Турции, на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

В средневековой и ренессансной Европе, конечно, были рынки, и даже крытые.

Например, Loggia del Mercato Nuovo во Флоренции или огромные «суконные ряды» таких мест, как Краков или Ипр, когда-то оживленных торговых центров.

Но начало 19 века ознаменовало собой новую эру рыночных площадей: крытые галереи с постоянными закрытыми магазинами.

То, что начиналось как узкие улочки с добавленными крышами, превратилось в специально построенные торговые центры, такие как лондонский Burlington Arcade в 1818 году или парижская Galerie Vivienne в 1823 году.

Достаточно скоро изобретение новых технологий и методов строительства позволило построить крытые аркады гораздо большего масштаба.

Например, Королевские галереи Святого Юбера в Брюсселе, построенные в 1840-х годах, с цилиндрическими сводами из железа и стекла.

Так и в Европе 19 век был веком грандиозных крытых аркад, которые были прямыми предшественниками современных торговых центров.

Лондонский рынок Лиденхолл — еще один прекрасный пример, но самое грандиозное из них было еще впереди…

В 1861 году Италия была объединена в Королевство Италия с Витторио Эммануэле на троне.

В Милане примерно в то же время реализовывалось несколько проектов по развитию центра города вокруг собора, открывая узкие улочки для создания лучших общественных пространств.

Был проведен конкурс на перепланировку пространства, и его победителем стал Джузеппе Менгони, повидавший застекленные аркады Парижа и Лондона и вернувшийся с амбициозным планом родного Милана.

Построить колоссальную четырехстороннюю застекленную аркаду, соединяющую собор с Ла Скала.

Строительство началось в 1865 году после церемонии, на которой присутствовал премьер-министр и во время которой сам король заложил первый камень, что говорит о гражданском значении этого проекта.

Он был (в основном) завершен и открыт всего три года спустя.

Галерея Виктора Эмануэле II, названная в честь короля, была чудом, не имеющим себе равных в Европе того времени.

Стеклянный купол имеет такую же окружность, как у базилики Святого Петра; внутри Галерея составляет 200 метров от одного конца до другого, 40 метров в ширину и 50 метров в высоту.

Менгони также спроектировал колоссальный и величественный вход, напоминающий древнеримские триумфальные арки.

Он был завершен в 1877 году, хотя Менгони умер за день до того, как их открыли, упав с крыши во время заключительного осмотра.

Полы Галереи были украшены мозаикой, а стены - фресками и скульптурами; Казалось бы, на этот грандиозный проект не жалели средств.

Это было заявление о намерениях новой администрации короля Витторио Эмануэле и объединенного Королевства Италии.

Галерея никогда не была *просто* торговым центром; он всегда должен был стать новой и определяющей чертой миланского городского пейзажа.

И именно он стал – символом Милана и частью его жизни не меньше, чем сам знаменитый собор.

Мы также не должны считать его старомодным просто потому, что его архитектура и декор были вдохновлены эпохой Возрождения.

Огромные железные и стеклянные своды Галереи Виктора Эмануэле II были триумфом современной инженерной мысли.

И это стало золотым стандартом для застекленных аркад в Европе.

Галерея Умберто I в Неаполе, открытая в 1890 году, была непосредственно вдохновлена галереей Менгони в Милане.

Это был, пожалуй, расцвет моллов 19 века, которые были не менее общественными памятниками, чем торговыми центрами.

Но в 20-м веке родился торговый центр нового типа, и все благодаря изобретению и распространению автомобиля — торговый центр за городом.

Это было что-то совершенно новое, предназначенное для обширных и постоянно растущих пригородов городов по всему миру, особенно в США.

За этим последует рост торговых центров в центре города, начиная с места под названием «Шопинг» в шведском городе Лулео в 1955 году — первого современного, специально построенного крытого торгового центра в центре города.

И теперь они повсюду, будь то за городом или в центре города, будь то в крупных городах или в глуши.

Одними из самых больших (и наиболее посещаемых) зданий в мире являются торговые центры. Крупнейшим на данный момент является торговый центр Iran Mall, его площадь составляет почти 2 миллиона квадратных метров.

Так же  очень хороший торговый пассаж во дворце Ферстл Фрейунг Вена.

Galerias Pacifico, Буэнос-Айрес поражает воображение.

Я думаю, что Пассаж в Гааге был напрямую вдохновлен этими выдающимися торговыми центрами.

Одесский пассаж не хуже европейских.

Петровский пассаж, в момент своего открытия, носил название Фирсановский, так как принадлежал Вере Ивановне Фирсановой, был построен по ее инициативе и на ее средства.

Трехэтажное здание, окрашенное в мягкий бежевый цвет, было выполнено в стиле модерн, и поражало своим масштабом и оформлением. Пассаж тянулся от Петровки до Неглинной и имел два фасада, формирующих красные линии этих улиц.
Два арочных сквозных прохода располагались в ризалитах увенчанных аттиками. Сами арки представляли собой стилизованные крестовые своды со штукатурными тягами и декоративной лепниной. Со стороны Петровки арки были украшены головами льва, а со стороны Неглинной фигурами львов со щитами. Окна здания были различных размеров и форм, часть из них имела необычную расстекловку. 

Торговые центры, возможно, прошли долгий путь, но они ведут неразрывную цепь от агор, базаров и пассажей прошлого.

Тем не менее, торговые центры часто характеризуют как заурядные места; Galleria Vittorio Emanuele II показывает, что это не обязательно так.


Рецензии