Операция заплатка
Во дворе соседнего дома два долговязых семиклассника, по старой привычке взгромоздились на забор.
- Зря ты, Серёга, школу сегодня пропустил. Контрольная совсем нестрашная была, легкотня. А теперь тебе двойку влепят, будешь потом исправлять, – сочувствовал другу Димка.
Дружба Дмитрия Перепёлкина, твёрдого отличника и Сергея, по фамилии Чижик, школьного троечника, но отменного футболиста, сложилась давно, ещё в младшей школе. С тех пор они удачно друг друга дополняли: за творческий беспорядок ответственным был Чижик, за дисциплину и правила – Перепёлкин.
Сегодня на уроках Димка сидел в гордом одиночестве, по причине того, что его верный друг, он же по совместительству сосед по парте, решил в школу не идти и симулировал кашель.
- Бесславно наше детство проходит, Димка, – тяжело вздохнул прогульщик.
Тот с удивлением воззрел на друга.
- Чего-о?
- Это дед мой так вчера сказал. Вот прям так и сказал: «Сергей, бесславно твоё детство проходит. В наши года космос покоряли, целину поднимали, а у вас что?» – подражая дедовской интонации, Серёга ткнул друга в лоб, ровнёхонько промеж глаз.
- Я вот сегодня пока больным притворялся, всю голову сломал, где эту славу взять.
- Какого Славу? – опять не понял собеседник.
- Тьфу ты! – раздосадованный дружеским непониманием, Серёга спрыгнул с забора. – Нам с тобой прославиться нужно.
- А-а-а, теперь понятно.
Димке сегодня некогда было прославляться, ему ещё домашние задания по алгебре и литературе делать, и доклад по географии. Серёга же бодро вышагивал впереди друга, громко рассуждая о вариантах заработать себе славу. Рассматривались: спасение утопающих, перевод старушек через пешеходный переход, выгул соседских собак и спасение дворовых кошек с деревьев. На что Димка устало кивал, не разделяя оптимизма друга.
Всю неделю Серёга фонтанировал идеями. Спорить с ним бесполезно, и Димка стойко выслушивал этот поток. Он понимал низкую жизнеспособность каждой задумки и был спокоен и за себя, и за друга.
***
Пропустивший из-за соревнований географию Серёга, жизнерадостно подсел к однокласснику в столовой. Тот сидел с набитым ртом, активно пережёвывая пирожок.
- Слушай, Перепёлкин, родилась у меня идея завиральная.
- Какая? – от удивления поперхнулся Димка. – Что это за слово такое? Опять дед сказал?
- Он самый! Завиральная – значит…, – Димка задумался, подбирая слова, – … типа фантастическая!
- Ты бы это, может, с ним поменьше общался, что-то я тебя последнее время совсем не понимаю.
- Вчера в новостях про чёрную дыру в космосе рассказывали. Слышал про такую?
- Конечно. Чёрные дыры — это области пространства, где сила гравитации настолько сильна, что ничего, даже свет, не может вырваться, – процитировал неизвестного автора, вероятно, из учебника, умный Димка.
- Нет, ты представляешь, она может притягивать к себе и поглощать звёзды, и даже целые галактики, они бесследно пропадают в недрах звезды, словно в дыру проваливаются.
- И что?
- Давай, эту самую дыру зашьём! Странно, почему ещё никто до этого не додумался. Мы будем первые! Вот они потом удивятся. Будут расспрашивать нас: «Как вы до такой гениальной идеи додумались?» – а мы им такие, – «Сами! Без всяких ваших школ!»
И Сергей пустился в пространные размышления, фантазии, как они будут давать интервью и ходить по школам, как почётные гости.
- Слушай, а как мы шить будем? Это девчонок этому на трудах учат, а нас гвозди забивать, – вернул на землю замечтавшегося друга Димка.
- Как, как? Научимся! Давай пиши, список, что делать нужно.
Принять на себя ответственность за хранение тернистого пути к известности досталось тетрадке по русскому языку. Скоро на внутренней стороне обложки, аккуратным Димкиным почерком, был написан план: научиться шить, украсть (позже исправлено на «тайно похитить») ткань, улететь в космос (рядом поставлен знак вопроса), закрыть чёрную дыру, дать интервью. В завершение, крупными буквами, список был озаглавлен как «Операция «Заплатка».
Долго отнекиваться от выполнения гениальной задумки друга у Димки не получилось, миссия по обучению шитью была торжественно возложена не него.
***
Дожидаться бабушку, с блинами и вишнёвым компотом, было одно удовольствие.
В дверной скважине заскрипел ключ. Вернулась.
Прилежные друзья любезно встретили её у двери, помогли надеть домашние тапочки и вместе, под локоток, завели на кухню. Старушка от неожиданно настигшей её внучатой любезности беспрестанно оглядывалась и приговаривала: «Чевой-то вы? Чевой-то вы удумали?»
Димка усадил взволнованную хозяйку на табурет и заискивающим голосом, приобняв бабушку за плечи, попросил:
- Бабуль, научи меня, как дыру зашить.
- Дыру? Боже мой, – запричитала бабушка, – штаны школьные порвал? Достанется тебе от матери! Неси уже, сама зашью.
- Да, нет, не штаны, – отмахнулся Димка. – Просто научи меня, и всё.
- Большая дырка-то? – не унималась старушка.
- Большая.
- Очень, – выглянув в окно, добавил Сергей.
- Ткань, какая, трикотажная?
- Сильно порвал?
- Нитки, какие нести чёрные или синие?
- Иглу обычную взять или цыганскую?
-А ты точно не школьную форму порвал?
Димка не успевал вставить слово в нескончаемый поток бабушкиных вопросов. Бабушка, не услышав ответа, тоже замолчала, и чуть прищуриваясь, поочерёдно внимательно посмотрела на мальчишек.
Конспираторы переглянулись. Серёга пнул под столом друга и, прикрыв ладонью рот, куда-то в сторону, сквозь зубы процедил:
- Давай без бабушки твоей, сами как-нибудь. Очень она у тебя подозрительная. Я у сестры книжку видел, девчачья энциклопедия там какая-то, в ней поищу.
***
Вечером они устроились в фанерной ракете на детской площадке. Прятаться пришлось из соображения безопасности, не очень им хотелось, чтобы их застали за чтением книжки для девчонок. Они с трудом умещались в узком пространстве космического аппарата. От неудобства положения длинные ноги затекали, и то одному, то другому приходилось их высовывать из отверстия, обозначавшего вход.
Подсвечивая фонариком, Серёга зачитывал правила, как зашить большую дырку на одежде.
-«Первое – подготовьте одежду. Очистите область вокруг дырки от пыли и грязи».
- Это пропустим, – спустил палец вниз по тексту Сергей.
-«Второе – для предотвращения дальнейшего распространения дырки аккуратно обработайте её края».
- Без этого обойдёмся, – пропустил он следующий абзац.
- «Третье – нужно выбрать метод зашивания. Для маленьких дырок, особенно на гладких тканях, подойдёт метод "точечного шва". Для более крупных повреждений потребуются заплатка или вставка кусочка ткани».
- Вот! То, что нужно! Нам нужна большая, просто большущая заплатка!
- Серёга, я, может, в космосе не очень понимаю, но где чёрная дыра, а где мы? Ты как эту заплатку-то лепить собрался? – с сомнением отозвался Димка.
- Ты что такой кислый? Отец говорит, нужно пробовать, что-нибудь да получится. Разберёмся по ходу дела.
Зная друга, Димке было проще согласиться.
***
На следующий день, не дожидаясь окончания уроков, мальчишки направились домой к Сергею. Так как Димка, как мог, препятствовал воплощению в жизнь идеи штопки чёрной дыры и категорически отказался нести из дома какой-либо кусок ткани.
Приятель же не сдавался и, весело шагая, вслух перебирал все варианты, из чего можно сделать заплатку. Список с трудом расширялся до трёх пунктов, куда случайным образом попадали старые отцовские штаны, бабушкин осенний плащ и плюшевый плед младшей сестры. На каждом таком выборе Димка, едва поспевающий за другом, закатывал глаза и утрированно громко вздыхал.
Обход квартиры не запланировано затянулся. Серёга метался из комнаты в комнату, надеясь, что на глаза попадётся подходящий вариант. В очередной раз друзья остановились перед входом в родительскую спальню. На секунду хозяин замер. Димка с любопытством выглянул из-за плеча друга в надежде, что поисковая операция, наконец, подошла к концу. Серёга тяжело вздохнул.
- Полный провал, – коротко констатировал он.
Димка начал закипать. Мало того что ему пришлось пропустить урок, чтобы провернуть всё это в отсутствие родителей, так ещё и в результате толку от всего этого нет.
- Знаешь что! Раз твой дед тебе идею подал, так и бери его простынь. Она вон у него какая большая. Двуспальная!
На том и остановились.
***
Операция по спасению планеты Земля от проклятущей чёрной дыры была назначена на воскресную ночь, чтобы слава настигла героев сразу с понедельника.
За материальное обеспечение, той есть за дедову простыню, был ответственным Серёга. За карту звёздного неба, бинокль и швейные принадлежности – Димка. На удивление в их семьях никакой, даже самый плохонький, телескоп не обнаружился. Пришлось взять у Димкиного отца армейский бинокль. Именно на него вся надежда. Чёрную дыру-то на ночном небе ещё нужно было отыскать.
Энтузиазм оказался заразительной штукой. Димка понимал, что никакой иглой на небе ничего не пришьёшь, но дружеское воодушевление накрыло его с головой, отчего на каком-то моменте он сам искренне стал верить в успешность мероприятия. Да, в конце концов, какое фантастическое приключение нарисовывается!
Друзья с распиравшим их оптимизмом направились в сторону футбольного поля, где тренировался Серёга. Лучшего места, где разложить двуспальную заплатку, ребята не придумали. Из дома они выходили по-шпионски: соблюдали тишину, оглядывались и проверяли, нет ли за ними «хвоста». Сейчас же они не могли сдержать смеха, когда рассказывали истории тайного похищения дедовой простыни и бабушкиного штопательного набора.
Заплатку аккуратно разложили на траве по центру поля.
- Так, так, так, – кружил вокруг белого полотна на зелёном фоне, идейный вдохновитель по фамилии Чижик.
Он попеременно смотрел то вниз на простыню, то вверх на небо, беспрестанно повторяя «так-так-так».
- Перепёлкин, доставай оптический инструмент, ищи дыру.
Поиск оказался нелёгким делом, от постоянного задирания головы вверх шеи одеревенели и неприятно ныли. Общими усилиями они определили на небе самое тёмное, беззвёздное место, которое с лёгкой руки нарекли чёрной дырой.
Довольные результатом друзья растянулись на простыни, рассматривая небесный простор. Серёга мечтательно продолжал рисовать картинку покорения космического пространства. А вот градус Димкиного энтузиазма стремительно упал, и он грустно произнёс:
- Серёга, пошли домой. Идея хорошая, но фантастическая. Не зашить нам с тобой дыру, это ж космос. Вот будем хорошо учиться, станем космонавтами, тогда и вернёмся к твоей завиральной идее.
- Зато время мы провели отлично! – подытожил тот, ни капельки не расстроившись.
***
Родительская паника случилась неожиданно.
В квартирах семей Чижик и Перепёлкиных, несмотря на поздний час, горел свет.
Встревоженная учительница русского языка, проверяя тетради с домашним заданием, наткнулась на гениальный план товарищей. Больше всего её испугали «украсть ткань» и «улететь в космос». Просветительский мозг тут же нарисовал картину из легенды об Икаре. Того самого, который из-за восковых креплений на крыльях, упал к подножию горы. Родительский мозг дорисовал картинку в части кражи ткани, и ужас захлестнул обе семьи.
Все готовились к серьёзному разговору с сыновьями – матери подбирали слова, отцы предусмотрительно достали ремни из брюк. Решительным движением были распахнуты двери в детские комнаты. Но… Кровати и одного, и другого наследника оказались пустыми.
Вот здесь и случился переполох с привлечением полиции.
Поиск начали стандартно с наиболее посещаемых мест – ближайшие дворы и школа были исследованы первыми. Дальше круг расширили до стадиона и заброшенной территории лесопарка. Родители и полицейские разделились на группы по пять человек, расходились в разные стороны и искали, искали, искали.
- На стадионе вижу мальчишек, – сквозь радиошум послышалось из рации.
- Вижу, наши! – радостно отозвался глава семьи Чижик.
Застали друзей ровно на том моменте, когда они рассматривали растянутую простыню.
- Попадёт тебе, Серёга, – заключил Перепёлкин и показал на зелёные пятна от газона.
Тот задумчиво размышлял, сможет ли он изобразить правдивое изумление, когда дед неожиданно обнаружит у себя на кровати пятнистую простыню.
Друзья почти одновременно заметили приближение тёмных фигур со всех сторон.
- Демоны, – подумал Перепёлкин, вспомнив недавно прочитанную книгу.
- Зомби, – вслух изрёк Чижик. Книги читать он не любил, но в компьютерных играх всегда воевал именно с теми, о ком сейчас вспомнил.
- Не сдаёмся! Бежим! – неожиданно прокричал Димка, потянув простынь на себя. Не так ему представлялось счастливое окончание этой истории.
Оказывается, убегать от преследования не такая простая вещь. Нужно не только смотреть вперёд и под ноги, но и успевать оглядываться на тех, кто желает догнать. Друзья всё чаще оборачивались и пытались понять, кто так азартно их преследует?
Сквозь шорох гравия под ногами бегунов то и дело слышалось: «Дима-а-а, Дмитри-и-ий, сыно-о-ок».
«Родители? – промелькнула у Димки мысль. - Да, нет. Нормальные родители дома в такой час сидят. А это какие-то ненормальные родители. А мои-то родители нормальные. Значит, это не мои. Показалось». Внутренний монолог молнией промчался в голове Перепёлкина, оставив логическое утверждение, что это всё-таки демоны.
Простыня предательски парусила, надувалась и тормозила друзей. Никто из них не решился отпустить свой край. Серёге не хотелось потерять дедову простыню, Димка же не отпускал её из солидарности, раз друг не бросает, то и он тоже не будет.
Так и бежала бы вся процессия по ночным улицам, если бы не столб.
Простынь аккуратно обхватила фонарное препятствие и помогла встретиться закадычным друзьям лбами. Этого промедления догонявшим хватило. Родители и сотрудники полиции склонились над лежавшими на земле беглецами. Друзья переглянулись. Выражения лиц взрослых обещали знатную трёпку.
***
Забирать мальчишек из травмпункта досталось деду. Оба возмутителя родительского спокойствия сидели в коридоре понурые, с шишками на лбах, аккуратно заклеенных пластырем крест-накрест.
- Ребятушки, вы зачем с растянутой простынёй убегали. Она же вас тормозила. Вы что силу сопротивления воздуха плохо изучали?
Димка с Серёгой переглянулись и поочерёдно шмыгнули носом, от предательски подступающих слёз.
«Сопротивление воздуха? Это на биологии, что ли, проходили?» – позже шёпотом, чтоб никто из взрослых не услышал, спросит Серёга у друга.
- На физике, – обречённо ответит тот. Как раз этот параграф он пролистал, как самый неинтересный. – Обидно-то как, – закусил губу Димка, расстроившись ещё сильнее. – Не пропускали бы школу, не выглядели бы сейчас дураками.
- Эх, вы, инженёры липовые.
Услышав слово инженеры с буквой «ё», Димка улыбнулся.
- Раз уж приступили к завиральной идее, нужно основательно готовиться.
Димка снова улыбнулся на слове «завиральная». Настроение начало улучшаться, жизнь налаживаться.
- Ткань нужно было с двух сторон на тубу намотать. Тубы нет? У бабки в кладовке швабры стоят, одну с одной стороны кладёте, другую с другой – и скручиваете навстречу друг другу. На место прибыли, размотали и приладили куда надо. Всё!
На этом он не остановился и так же, как и его внук накануне, пустился в размышления. «Теперь понятно в кого Серёга» – в третий раз не смог сдержать улыбку Димка. И так лихо расписывались новые версии, что оба друга практически одновременно подумали: «Деда нужно было брать третьим!»
- Дед, они говорят, что ничего бы у нас не получилось, – печалился внук.
- Тьфу на них! Если бы все изобретатели таких умников слушали, мы б в пещере в мамонтовой шкуре до сих пор сидели. Надо пробовать, что-нибудь да получится! – заключил дед.
- Дед, ты чего? Шкура мамонта, большущая очень.
- Отлично, вам как раз для заплатки пойдёт, – пошутил он над приятелями.
***
Оба фантазёра явились в школу героями. Они гордо шествовали по школьному коридору и нисколечко не жалели о произошедшем.
- Слушай, я всё забываю тебе сказать. А дед-то у тебя нормальный. Ты бы с ним почаще общался, – подмигнул Перепёлкин другу.
Друзья торжественно договорились школу без уважительной причины не пропускать, делать все-все домашние задания и внимательно изучать учебные параграфы. Мало ли где пригодится.
К удивлению учителей, Серёга выбился в лучшие ученики, он быстрее всех бегал на физкультуре, больше всех забивал гвоздей на уроке труда и громче всех пел на музыке. Он был совершенно уверен – к реализации следующей завиральной идеи теперь он точно готов.
Свидетельство о публикации №225102201036