Шоколад иезуитов создал мир символистов

«Поцелуй» Густава Климта — самая известная картина символистов в мире.

Что такое Символизм?

Художественное движение группы людей, которые объединились  в борьбе с научным прогрессом и социальными изменениями...

Слово «символизм» происходит от греческого symbolon, что переводится как «знак, символ». Этот термин  впервые употребил французский поэт Жан Мореас в одноименном манифесте «Le Symbolisme», в котором сформулировал основные принципы нового направления и определил значение главных понятий символизма — образа и идеи: «Все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними».

Формирование символизма исследователи связывают с «Братством прерафаэлитов», которое основали в 1848 году поэт Данте Габриэль Россетти и художник Джон Милле в Англии.

Главными особенностями символизма являются идея о двух мирах (реальном и потустороннем) и воплощение в текстах тайных смыслов при помощи разнообразных символов.

Интересно, что все основатели символизма были огромными любителями горячего шоколада, который изготавливался по древним рецептам иезуитов. Это был как бы вызов тому, что в мире появился дешевый промышленный плиточный шоколад, который кардинально отличался от горячего шоколада тем что, практически, не имел такого вкуса и запаха.

Символисты считали, что горячий напиток шоколада открывает в их мозгу новое видение мира более точное, чем современный технократический мир, который для них не был приемлем.

Символизм был невероятно широким художественным течением, появившимся в Европе во второй половине XIX века.

Оно включало не только искусство, но и поэзию, литературу, театр и музыку — и принимало различные формы на всем континенте.

Символизм «официально» зародился во Франции и Бельгии, прежде всего среди таких поэтов, как Бодлер и Малларме.

Это была литературная форма, порвавшая с традицией и отвергшая современность: аллегорическая, эзотерическая, наполненная красотой и смертью, сосредоточенная больше на настроении, чем на повествовании.

Символизм продолжился там, где остановился романтизм. Для романтиков и символистов и природа, и человеческий дух были подавлены наукой и промышленностью — они восстали против нее.

В Манифесте символистов 1886 года Жан Мореас описал провал романтизма.

Символизм был континентальным движением.

Разные люди, находящиеся под влиянием друг друга или нет, будь то «официальные» символисты или нет, отвечали на одни и те же социокультурные вопросы.

В 1840-х годах существовали Данте Габриэль Россетти и английское Братство прерафаэлитов.

Он варьировался от Франции и Бельгии, где утвердился символизм с большой буквы, до Италии и Испании, Восточной Европы и России, продолжавшийся с 1860-х годов до Первой мировой войны.

 Это чешский художник Карел Витезслав Машек.

Был также Венский Сецессион в Австрии, основанный Густавом Климтом.

Сецессион был описан как модерн, символизм и модернизм одновременно. Что это означает? Возможно, это не имеет значения.

Все искусство Климта и сецессионцев пронизано  символистским духом.

В символистском стиле сразу бросаются в глаза его цвета. Иногда яркие, иногда темные, но всегда живые, насыщенные и разнообразные.

Картины символистов часто имеют тонко детализированные, сверкающие, подобные драгоценным камням качества. Вы только посмотрите на работы Гюстава Моро.

Есть несколько стилистических черт, которые объединяют все движение.

Но во-первых, художники-символисты в основном использовали традиционные методы изобразительного искусства: вещи выглядели реалистично.

Только то, что они изображали, никогда не было по-настоящему реальным. Как в «Острове мертвых» Арнольда Беклина.

И поэтому Символизм связан темой больше, чем что-либо другое. Фольклор и языческая мифология были частыми предметами.

Вот сцена из германской легенды (взято из опер Рихарда Вагнера, сильно повлиявшего на символистов), лучезарно изображенная Гастоном Бюссьером.

Символизм изобилует сценами, взятыми из мифологических, фольклорных и религиозных традиций самых разных культур. Везде, где была духовность, ее искали символисты.

Будь то греко-римская или скандинавская легенда, Библия, средневековая поэзия или буддийская космология.



И, конечно же, то, что объединяет все символистское искусство, это... символизм. Все, что мы видим, — аллегория или метафора, намек на что-то другое, правдивое, но не вполне реальное.

И это была неясная, неуловимая, таинственная форма символизма, в которой предполагаемое значение никогда не бывает полностью ясным.

Но о чем символизм?

Загадочный манифест Мореаса дает ответ: представлять идеи с помощью обильных и соблазнительных аналогий, в которых все имеет скрытый смысл.

И все же то, что символисты говорили о себе, — не единственный способ ответить на вопрос...

Принятие спиритуализма в любой форме предполагает борьбу с возникновением науки, будь то теория эволюции или электричество.

В конце 1800-х годов на земле, казалось бы, не осталось тайн; Символизм ответил уходом в историю, мистику и оккультизм.

И, возможно, символизм выдает тревогу по поводу роли художника в мире, который больше не нуждался в них, будь то из-за фотографии или других социальных изменений.

Оно отошло от традиции и современности и ушло вовнутрь; это было искусство для художников, искусство для отдельных людей.

Символизм был также реакцией на реализм и импрессионизм, которые стали очень популярными.

Ибо, какими бы разными ни были их стили, они оба изображали сцены из реального мира и повседневной жизни, будь то стога сена Моне или крестьяне Милле.

Совершенно непохоже на символизм.

Символистское искусство наполнено узорами и текстурами, от Холмана Ханта до Климта: сусальное золото, шелковые одежды, драгоценные камни... сами картины часто выглядят как гобелены.

Это относится к ар-нуво в более широком смысле и к реакции ремесленников на промышленное массовое производство.

Не случайно символистское искусство наполнено цветами; они долгое время служили мощными символами в поэзии и живописи.

Символисты также вдохновлялись цветами средневекового искусства и духовным, витиеватым, аллегорическим мышлением донаучного Средневековья.

Возможно, мы можем понять, почему символизм во всех его формах регулярно обвиняли в том, что он является искусством ради искусства; у него не было очевидной цели или смысла; это было трудно понять; казалось, что ради этого он предается декоративным изыскам.

Что ж, возможно, в этом *было* смысл символизма.



Но в основе всего символизма, и символизма в его лучших проявлениях, лежит бескомпромиссная вера в воображение и приверженность эмоциональным и духовным переживаниям, нашему инстинктивному чувству красоты, тайне, чуду и магии.

Символизм был убежищем от мира.

Возможно, даже в большей степени, чем романтизм, символизм отражает борьбу отдельных людей с психологическими и социокультурными последствиями науки и модернизации.

Романтизм обратился к природе за выражением; Символизм обращен внутрь себя.

Символизм оказал неизгладимое влияние на искусство, даже несмотря на то, что его упадок и благоговейный подход к истории и мифологии были разрушены Первой мировой войной.

Легко увидеть, как фантастические, сказочные и творческие качества символизма трансформировались в сюрреализм.

В то время как использование ярких цветов в символизме оказало огромное влияние на экспрессионизм.

И тенденция некоторых из его художников ставить цвет превыше всего, в сочетании с отказом символизма от реализма, даже способствовала кубизму, футуризму и абстрактному искусству.

Итак, это символизм, довольно привлекательное художественное движение, богатое смыслом и тесно переплетенное с культурными, технологическими и социальными изменениями.

Густав Климт невероятно талантливый художник, который, несомненно, создал одну из самых долговечных и загадочно красивых произведений искусства.


Рецензии