Эльдорадо
Каждый знает: Эльдорадо – мифическая страна несметных сокровищ, попадёшь в неё - сразу разбогатеешь.
Это легенда: такой страны никогда не существовало, и слово эльдорадо означало когда-то совсем другое.
В 12 – 16 веках нашей эры на высокогорном плато Северных Андов (сейчас это территория Колумбии) жил народ Чибча или Муиски, как они сами себя называли. Их культура не уступала культуре ацтеков, инков и майя, а во главе стоял Верховный правитель, который, состарившись и став немощным, передавал власть своему племяннику, и происходила эта передача по древнему обычаю, называвшемуся эльдорадо. Ритуал эльдорадо был прост и довольно оригинален: преемника раздевали догола, обмазывали смолой, обсыпали золотой пылью с крупинками золота и сталкивали в священное озеро Гуата-Вита.
В 1537 году испанцы завоевали земли Муисков, поразились обычаю эльдорадо и решили, что здесь полно чистого золота, если люди так бесцеремонно с ним обращаются. Золото испанцы нашли, правда, не так много, как надеялись, но название обычая не исчезло в веках: Эльдорадо теперь – это сказочная страна, полная золота и драгоценных камней.
***
Есть на востоке южного Онтарио удивительный город Каварта Лэйк. Этот город не похож на другие: в нем на территории три тысячи квадратных километров разбросаны больше сорока маленьких городов, деревень и посёлков.
С незапамятных времен эту землю населяли индейцы трех племен: Оджибве, Гуроны и Анишинабеги. В переводе с языка Оджибве Каварта - Земля отражений, с Гуронского – Сияющие Воды, и с языка Анишинабеги – Счастливые Земли.
Озёра с сияющей чистой водой, отражающей небо; природа, которую берегут; доброжелательные люди, хранящие историю своего края; ухоженные города и деревни, и среди них – город-призрак, крохотный поселок с населением всего пятьдесят человек и громким названием Эльдорадо.
***
Наследство потомку ирландских иммигрантов Джону Ричардсону досталось незавидное: бревенчатая хижина да небольшой участок земли: скалистый, неплодородный. Это было тем более обидно, что всего в нескольких километрах южнее лежала черноземная земля.
«Нет, ты скажи: почему я такой неудачник? – жаловался Ричардсон случайному собутыльнику в салуне Марморы - ближайшей к его хутору деревне. – Земля – одни камни, урожая никакого, соседей всего пять таких же, как я, бедолаг. Говорили, где-то пещера есть, но я не нашел».
«Пещера? – удивился собутыльник. – Интересно бы поискать».
«Да ради бога! Тут недалеко, - обрадовался Ричардсон интересу нового знакомца. – Поехали ко мне, переночуешь – и ищи что хочешь. Может, – засмеялся он, - сокровище там найдешь».
15 августа 1866 года клерк окружного суда и старатель-любитель Маркус Герберт Пауэлл, вооруженный лопатой и киркой, нашел таки на ферме Ричардсона вход в пещеру.
Вот как описывал он позже своё впечатление: «Я оказался в пещере двенадцати футов в длину, шести футов в ширину и шести в высоту. С потолка свисали лепестки
чистого золота, на полу и стенах блестели крупинки золота, а прямо под ногами лежал самородок размером с орех».
Начавшийся ажиотаж стал началом золотой лихорадки в Онтарио.
Слухи распространяются быстро, и со всех концов страны, даже из далекой Британской Колумбии сюда хлынули авантюристы и золотоискатели. Беспорядочно, без всякого плана за считанные недели построили почти восемьдесят небольших деревянных домов, поставили несчетное число палаток, открыли пару магазинов и три борделя, установили первую в Онтарио бензоколонку, гордо назвав ее заправочной станцией, и даже возвели и покрасили в белый цвет двухэтажный салун.
Ричардсон больше не считал себя неудачником, а его хутор, до этого даже не отмеченный на картах, превратился в посёлок с населением больше четырёх тысяч человек и многообещающим названием Эльдорадо.
Золото находили не все, начались драки, появились мошенники: они выдавали за местные найденные где-то ещё самородки и продавали ничего не подозревающим новичкам секретные участки, которые они якобы застолбили. Власти прислали в Эльдорадо двадцать пять конных полицейских, но порядок воцарился ненадолго: золотые жилы быстро иссякали, золота добывали всё меньше, и через два года лихорадка сошла на нет.
Эльдорадо опустел так же быстро, как заселился.
Но посёлку была суждена и вторая жизнь: Маркус Пауэлл полагался на лопату и динамит, чтобы пробурить породу, но на рубеже столетий появились новые технологии добычи золота, и заросшие рудники вернулись к жизни. Приехали старатели, построили несколько мельниц, а железная дорога Онтарио даже добавила к своим маршрутам путь к простой деревянной станции Эльдорадо.
Увы: вторая жизнь посёлка тоже оказалась короткой. Найденные месторождения были беднее, чем предполагалось, рудники постепенно затихли, люди разъехались, а Эльдорадо превратился в город-призрак.
От тех времен сохранились лишь несколько домов, разбросанных вдоль шоссе, руины старых мельниц, допотопная бензоколонка, обветшалое двухэтажное здание салуна и спрятавшийся за деревьями синий металлический стенд в память о золотом городе несбывшихся надежд.
Свидетельство о публикации №225102201467