Страшный суд, написанный Микеланджело

И это одна из самых противоречивых (и подвергнутых жесткой цензуре) картин всех времен.

Кто-то говорит, что это шедевр, кто-то говорит, что это бардак, а кто-то даже пытался его уничтожить...

Микеланджело, родившийся в 1475 году во Флорентийской республике, быстро стал считаться художественным гением. Ведь ему было всего 24 года, когда он лепил Пьету...

Но он был также художником, поэтом и архитектором; не было ничего, что этот буйный молодой человек не мог сделать.

Сикстинская капелла в Риме была построена в 1480-х годах папой Сикстом IV, в честь которого она была названа, а в 1508 году папа Юлий II попросил Микеланджело расписать ее потолок.

На это у него ушло четыре года, и в результате получилось одно из самых известных произведений искусства в мире.

В 1533 году папа Климент VII попросил Микеланджело вернуться в Сикстинскую капеллу и расписать стену за ее алтарем — он хотел изобразить Страшный суд, как это было предсказано в Библии.

Климент умер, но его преемник, папа Павел III, попросил Микеланджело завершить этот проект.

Микеланджело согласился на определенных условиях. Например, он перестроил стену часовни с небольшим наклоном, чтобы верхняя часть стены выступала дальше, чем нижняя, чтобы людям на уровне земли было лучше видно.

Это было в 1535 году; картина не была завершена до 1541 года.

Результат был гораздо более интенсивным, жестоким и бурным, чем то, что Микеланджело нарисовал двадцать лет назад. Почему?

Католическая церковь переживала протестантскую Реформацию, которая с 1520-х годов ввергла Европу в религиозный и культурный хаос.

А во время войны Коньячной лиги бесплатные солдаты армии императора Священной Римской империи Карла V разграбили Рим в 1527 году.

Микеланджело писал «Судный день» в то время, когда миру (по крайней мере, в Риме), возможно, казалось, что он подходит к концу.

Стиль Микеланджело часто противопоставлялся Рафаэлю, одному из других определяющих художников Высокого Возрождения (наряду с Леонардо).

В то время как Рафаэль был грациозным, гармоничным и всегда уместным, Микеланджело мог быть бурным, сильным, неуместным и жестоким.

Биограф XVI века Джорджио Вазари, считавший Микеланджело величайшим художником всех времен, называл это качество «terribilita» — его способность внушать страх, благоговение и возвышенность.

И все же на протяжении веков грациозность Рафаэля считалась высшей целью искусства.

Так почему же это было спорно?

Вот более традиционное изображение Страшного суда, сделанное Фра Анджелико в 1431 году. Обратите внимание на его визуальную ясность: Иисус в центре, окруженный святыми и ангелами, проклятые слева и спасенные справа. Это легко понимать.

Или, из Северной Европы, картина Ганса Мемлинга «Страшный суд». Это тоже имеет абсолютную ясность.

Версия Микеланджело, по сравнению с ней, гораздо сложнее и труднее для понимания, и при этом она не имеет такой же очевидной структуры и цветового кодирования.

Итак, Микеланджело отошел от традиции в нескольких важных аспектах, не в последнюю очередь из-за того, что отошел от библейского повествования о Страшном суде.

Например, он не изображал Иисуса сидящим на троне, а также ангелов и воскресших мертвецов, расположенных не так, как описано в Священном Писании.

Включение фигур из классической мифологии, таких как Харон-паромщик из греческой легенды, также вызывало споры.

Это отсылка к «Аду» Данте начала 14 века, в котором много классической мифологии переплетается с христианской идеей ада.

И все же Микеланго не следовал полностью Данте, своему любимому поэту.

В то время как Фра Анджелико и Мемлинг изображали ад как гротескно-фантастическое царство огня и пыток, Микеланджело смягчает все это и делает больший акцент на эмоциональном состоянии проклятых.

«Страшный суд» также отражает увлечение Микеланджело мужской формой.

Иисуса не изображали безбородым на протяжении веков (что само по себе спорно), несмотря на то, что его сильно мускулистое тело делает его похожим на греческого бога.

Это было очень неортодоксально.

Микеланджело долгое время вдохновлялся классической скульптурой Древней Греции и Рима (вспомните его Давида 1504 года).

Но повторное открытие этой древней статуи в Риме в 1506 году спровоцировало более искаженный, жестокий, выразительный стиль, как мы можем видеть в Страшном суде.

Итак, даже до того, как он был закончен, «Страшный суд» вызывал споры.

Его отход от Священного Писания, его сложная композиция, изобилие сильно искривленных тел... как пишет Вазари, для некоторых это было просто слишком, особенно в таком месте, как Сикстинская капелла.

Тайное изображение Микеланджело Бьяджо да Чезены, критиковавшего его творчество, сохраняется — здесь мы видим безжалостную и бескомпромиссную личность Микеланджело во всей полноте.

Это еще одна отсылка к Данте, где Минос был судьей подземного мира.

Даже друг Микеланджело, Пьетро Аретино, сказал: «Я краснею перед вольностью, которую вы использовали в выражении идей, связанных с высшими целями и конечными целями, к которым стремится наша вера».

Это был самый большой спор — стена Сикстинской капеллы была заполнена обнаженными телами.

Трентский собор был создан в 1545 году, чтобы направлять реакцию католической церкви на Реформацию. Искусство было важнее, чем когда-либо, не в последнюю очередь потому, что многие реформаторы так критически относились к нему.

Небиблейский Страшный суд Микеланджело это стена из трех сотен сбивающих с толку обнаженных тел, нарушил постановление Совета.

В год смерти Микеланджело, 1564, его бывший ученик Даниэле да Вольтерра был нанят, чтобы нарисовать набедренные повязки поверх обнаженных фигур.

Да Вольтерра также полностью перекрасил Святую Екатерину и Святого Власия (узнаваемых по их колесу и железным гребням соответственно).

В версии Микеланджело Блэз смотрел на раздетую Екатерину; да Вольтерра одел их и вместо этого заставил Блейза встретиться с Иисусом лицом к лицу.

Несмотря на еще несколько попыток изменить или удалить его на протяжении веков, Страшный суд уцелел.

Несомненно, это одна из самых нетрадиционных и индивидуалистичных картин, полностью определяемая своеобразным характером и личным художественным видением Микеланджело.

Действительно, Микеланджело даже вставил себя в картину.

Святой Варфоломей обычно изображается в христианском искусстве с содранным небом (в связи с тем, как он был убит), и Микеланджело придал этой коже свое собственное лицо.

Чёрный юмор или признак душевного неблагополучия?

Эти споры исчезли, и «Страшный суд» признан шедевром.

Но... так ли это? Разве он лучше, чем у Фра Анджелико или Ганса Мемлинга? Это возвышенное видение или сбивающий с толку беспорядок? Это красиво или неуместно? Или, может быть, так или иначе, это все они...

P.S.

Папа Юлий II родился под именем Джулиано делла Ровере 5 декабря 1443 года. Во время своего правления он получил прозвища «Грозный Папа» и «Папа-воин» как глава католической церкви и правитель Папской области. Его папство было отмечено активной внешней политикой, амбициозными строительными проектами, а также покровительством искусству. Он поручил разрушить и восстановить собор Святого Петра и украсить потолок Сикстинской капеллы Микеланджело. Помимо активной военной политики, он лично водил войска в бой по крайней мере дважды: первый раз в 1506 году и второй раз в 1510 году.

Его дядей был Папа Сикст IV, и после восхождения на Трон Петра Джулиано делла Ровере был немедленно повышен до кардинала, взяв титул, который прежде носил его дядя. Он был отправлен во Францию в 1480 году и приобрел значительный политический опыт и влияние за четыре года пребывания в стране. В это же время у него родился первый ребенок, дочь, родившаяся в 1483 году. Он единогласно победил на выборах Папы, используя взятки, обещания Чезаре Борджиа и угрозы любым оппонентам. Он немедленно нарушил свое слово, данное могущественной семье Борджиа, заявив: «Я не буду жить в тех же комнатах, где жили Борджиа”.

Александр VI осквернил Святую Церковь, как никто другой. Он узурпировал папскую власть с помощью дьявола, и я запрещаю под страхом отлучения кому-либо снова говорить или думать о Борджиа... Все могилы Борджиа должны быть вскрыты, а их тела отправлены обратно туда, где им самое место — в Испанию».

Довольно обвинительное заключение. Несмотря на священную клятву безбрачия духовенства, у Юлия, как сообщается, было несколько любовниц, и, помимо его незаконнорожденной дочери, источники указывают, что у него было еще две дочери, которые умерли в детстве. В 1511 году совет выдвинул против него обвинения в непристойных сексуальных действиях, утверждая, что он был «содомитом, покрытым позорными язвами».

Это не лучший способ остаться в истории. Хотя он был преданным поклонником искусств и коллекционировал древние скульптуры, он, по-видимому, не верил в поговорку — хорошее искусство требует времени. Юлий заставил Микеланджело закончить Сикстинскую капеллу быстрее, чем того желал мастер (это была болезненная, неудобная работа). Возможно, назло, Микеланджело так и не успел закончить гробницу Юлия после смерти папы.

Юлий II умер от лихорадки в феврале 1513 года. Заказанная в 1505 году «Гробница Юлия» Микеланджело находится в Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме, в то время как Юлий на самом деле похоронен в Ватикане. Гробница, которую начал Микеланджело, была завершена только через 33 года после смерти понтифика, и хотя она была великолепной, она была завершена в меньших масштабах, чем изначально предполагалось. Останки Юлия, вместе с останками его дяди, папы Сикста IV, были позже осквернены во время разграбления Рима в 1527 году. Сегодня останки обоих лежат на полу собора Святого Петра перед памятником папе Клименту X. Простое мраморное надгробие отмечает это место.


Рецензии