Путешествие в Карелию. Корела. Якоб Делагарди
В 1580 году крепость Корела была захвачена шведами под командованием Понтуса Делагарди. Основу крепости составляли деревянные постройки, которые в результате бомбардировки были сожжены. Крепость Корелу тут же переименовали в Кексгольм (Кукушкин остров). Шведы отстроили ее заново по западно-европейскому образцу бастионных укреплений. И эти укрепления дошли до наших дней. В 1595 году по Тявзинскому договору крепость вновь вернулась в Русское государство со своим прежним именем, но увы, ненадолго.
В карельском краеведческом музее «Кирьяж» в посёлке Куркиёки на стене висят 2 портрета: Понтуса Делагарди и его сына Якоба Делагарди. Судьбы их связаны со Швецией, Русским государством и крепостью Корела.
Мать Якоба умерла в родах при его рождении в 1583 году, отец через два года. Воспитывала его бабушка, детство свое он провел в Финляндии. Якобу, в отличие от отца, которого родители хотели видеть священником, предназначалась военная карьера.
И в 18 лет он уже был полковником, все-таки родственник короля. В 1601 году участвовал в Ливонской войне против поляков, сражался храбро, но попал в плен. 4 года в плену, затем 3 года в армии Нидерландов, приобретал опыт. Мог бы там и остаться, но в отличие от отца, он был патриотом своей страны. В 1608 году Якоб Делагарди вернулся в Швецию.
В 1609 году он возглавил 5000- ное войско наемников, посланное шведским королем Карлом IX в помощь Василию Шуйскому в его борьбе с Лжедмитрием II.
Помощь не бескорыстная. Платить Шуйский обещал щедро: деньги наемникам и крепость Корелу с царского плеча шведам. Сразу вспоминается: «Кемска волость» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Ну к этому времени Иван Васильевич умер, а в государстве смута: Лжедмитрий I и II, поляки в Москве, татары на юге.
Вести переговоры со шведами царь Василий Шуйский посылает своего родственника Михаила Скопина-Шуйского. Кроме того, ему поручается собрать и возглавить русское войско на севере. Юный воевода уже успел отличиться в военных действиях против восстания Ивана Болотникова.
В апреле 1609 года войско Михаила Скопина-Шуйского и войско Якоба Делагарди встретились у Орешка. Надо сказать, что полководцы подружились, они были почти ровесники. Михаил с удовольствием перенимает у шведов военный опыт. Вместе они вступают в Новгород, где их радостно приветствуют. Затем вместе сражаются против польских отрядов. 10 мая они выступили к Москве. Старая Русса, Торопец, Торжок, Тверь были ими взяты. Но в среде шведского войска среди наемников начались шатания и недовольства: мало платят, не дают грабить население. Тогда Скопин-Шуйский принимает решение: большая часть шведского войска с Делагарди остается, не пропуская поляков по Новгородской дороге на север, а меньшая (1000 воинов под предводительством Кристера Сомме) отправляется с русским войском к Калязину. В лагерь к Скопину-Шуйскому стекаются полки из Костромы, Ярославля, народное ополчение. Сомме активно обучает русских военному делу и строевым порядкам. В результате под Калязиным была одержана победа над превосходящими силами врага. Далее русско-шведское войско взяло Переяславль Залесский, сняло осаду Троице-Сергиевой Лавры, одержало победу под Дмитровом и сняло осаду с Москвы. Из Тушинского лагеря бежали Марина Мнишек и Лжедмитрий II. В марте 1610 года войска Скопина-Шуйского и Делагарди вступили в Москву, где их встречали с почестями. Победы этих воинов вызывали острое чувство зависти у Шуйских-правителей Василия и его брата Дмитрия.
Скопин-Шуйский собирался выступить из Москвы и идти на осажденный Смоленск. Делагарди, советовал ему поспешить, чтобы быть уже в окружении своего войска и в большей безопасности. Но предотвратить смерть Скопина-Шуйского не удалось. По всей видимости, он был отравлен.
На прощание со своим другом пришел Якоб Делагарди со шведскими офицерами, которых не хотели пускать. Но они настояли. Похоронен был Михаил Скопин-Шуйский со всеми почестями в Архангельском соборе Московского Кремля.
Поход на Смоленск возглавил Дмитрий Шуйский, бездарный военачальник, с которым Делагарди уже дружбу не водит, но в Клушинской битве все же участвует. Русско-шведское войско было разгромлено, несмотря на то, что по численности в 3 раза превосходило польское. Наемники шведского войска перешли на сторону поляков, а Делагарди с остатками шведского корпуса ушел в Карелию. Шуйские были низложены. Поляки вошли в Москву. Русским царем провозгласили польского королевича Владислава. Что оставалось делать Делагарди, воевавшему против поляков?
Он же не выполнил приказ своего короля: не получил Корелу. А русские и не торопились ее передавать, а даже, наоборот. Мало ли что там Шуйский обещал, которого свергли.
2000 ополченцев и 500 стрельцов встали на защиту крепости. Возглавлял оборону Пушкин Иван Михайлович Меньшой. С сентября 1610 года по март 1611 года продолжалась осада крепости войсками Делагарди. В результате шведы взяли крепость. В живых после осады осталось около 100 защитников крепости, ушедших в русские земли. Корела опять стала Кексгольмом почти на 100 лет.
Далее Делагарди пошел на Новгород и в 1611 году взял его и крепости вокруг: Ям, Копорье, Ивангород. С новгородскими боярами он заключил договор против поляков и согласно которому они в будущем соглашались признать русским царем шведского принца Карла Филиппа.
Еще Делагарди выучил русский язык и правил, опираясь на прежние русские законы, то есть предоставил Новгороду по сути автономию внутри Швеции. В Новгороде его любили и называли «разумным боярином». Карла Филиппа в качестве русского царя Делагарди не дождался, на Москву свергать нового царя не пошел. Но принял деятельное участие в заключении Столбовского мирного договора в 1617 году, который утверждал господство Швеции над Финским заливом, закреплял за ними крепости Ям, Копорье, Ивангород, Орешек, Корелу. Новгород и другие русские города шведы покидали.
Король оценил заслуги Якоба Делагарди. Ему присвоили звание фельдмаршала. Он стал членом Государственного совета, наместником в Ревеле, генерал-губернатором Ливонии. С 1632 по 1644 год Якоб Делагарди член регентского совета при малолетней королеве Кристине, таким образом, принял непосредственное участие в управлении страной.
Да и в личной жизни у него все сложилось. Удачно женился по любви на девушке из знатного рода. Она родила ему 14 детей. Умер в 1652 году в Стокгольме. В честь него даже назвали финский город Якобстад.
Вот такие личности были в истории Карелии.
А мое путешествие по Карелии и по ее истории продолжается.
На фото портрет Якоба Делагарди неизвестного автора.
Свидетельство о публикации №225102201657
Юрий Игнатюгин 22.10.2025 23:15 Заявить о нарушении