Серебряный Дом на Садово-Каретной чч. 1, 2, 3
Часть первая. Знакомство с Домом.
Этот Дом стоит на углу Садово-Каретной. Вытянутый, с длинными окнами, развернутыми на восток и на запад. Утро и он встречает в тишине старого парка, а вечер провожает фарами текущего потока Садово-Каретной. Дом не чувствует себя одиноким, хотя здесь он единственный в своем роде.Высокие потолки подъезда вместили узкий лифт и кованые перила держат прямо и устойчиво осанку времени.
В Доме квартир немного. Многосемейные жильцы поделили дом на узкие комнаты. Большая печная труба закрыта кирпичной кладкой. Возможно в больших гостиных были раньше камины, и не только как часть интерьера. Огонь поддерживал тепло жизни и глубину общения. Предреволюционный период,в котором построен Дом, передал ему эти мощные энергии серебряного века. Серебряный Дом... Высокие потолки и двери нравились не всем временным хозяевам. Они не понимали этого полета и возможностей Дома. И уменьшили его просторы навесными полками,подвесными потолками и разномастными шкафами, хранящими груду посуды и вещей.
Дом сначала не понимал многомерной суеты . Широко раскрытыми глазами он смотрел на проживание внутри себя. Потом Он закрыл паутиной и краской витиеватую лепнину на потолке, рукотворные изгибы дверей и стал дожидаться Своего. Он знал точно, что это время придет. Накал и характер двадцатого столетия, отраженный в проекте архитектора Ивана Германа, вложили в Дом ценные качества – умение ждать и держать осанку.
Множество энергичных людей бились в стены чудесного дома. Но он ждал Своего. Он ждал ясных глаз, способных увидеть за наслоениями времени его истинную красоту и суть. И Свой пришел. Пришел девушкой с длинными светлыми волосами и внимательным взглядом наблюдателя. Убирая слои толстой штукатурки, Свой открывал сокровища. На потолке проявились крошечные розочки, сплетенные в объемный венок. Строгие выверенные орнаменты распустились множеством листьев и ветвей. Углы,увешанные паутиной проявили единый ансамбль линий в стиле модерн. Четкими движениями руки счищали слои масляной краски, проникая все глубже в тайны дома. И Дом зазвучал. Зазвучал серебристой тишиной и птичьими переливами, изящными растениями в просторных вазах. Дом запел своими каменными подоконниками. А пластиковые - поместились в емкость для вторичного сырья. Дом стал одаривать своего исследователя неожиданными находками и подарками. И, конечно, записал в свою домовую книгу времени имя своего открывателя.
Дом как творение человека изначально несет энергии, заложенные его создателями… Кто они в контексте времени?
Архивные документы мягко и относительно указывают , что владелицей дома была Любовь Николаевна Нейдгардт. Это вполне даже понятно, поскольку она была женой Бориса Нейдгардта и именно он заказал проект доходного дома частному архитектору Ивану Герману.
Историческая справка.
Любовь Нейдгардт, урожденная Трубецкая (1868–1928) была дочерью князя Николая Николаевича Трубецкого (1804–1879), генерал-майора и Минского губернатора, и Елены Алексеевны Лопухиной. Древний дворянский род Трубецких был достаточно обширный и очень влиятельный.
Алексей Нейдгардт. Предки Нейдгартов приехали в Россию из Австрии в конце XVII века, поступили на воинскую службу, приняли православие. Они были связаны родственными узами со многими аристократическими семьями России. Через свою бабку Наталью Александровну (1775–1844) Алексей Нейдгардт приходился правнуком русскому полководцу, генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову (1730–1800). У Алексея было две сестры – Анна и Ольга, и брат Дмитрий. Ольга была женой Министра иностранных дел Российской империи Сергея Сазонова, Анна вышла замуж за Петра Столыпина Министра Внутренних Дел Российской империи.
Постепенно и многогранно стал видеться Серебряный Дом...
Часть вторая. Архи – Тектура.
Архитектура всегда работает со Временем и Пространством. Но самый первый этап - соединение всех составляющих на тонком небесном плане. Затем в виде мыслей и представлений, структуру будущего принимает архитектор. Начинается процесс материализации.
Архивы указывают архитектором Серебряного Дома, Ивана Германа. Он имел активную частную практику и был учеником Адольфа Эрихсона, архитектора шведского происхождения, имевшего четкий и узнаваемый почерк соединения неоклассицизма с элементами модерна. Что ценно, Адольф Эрихсон чувствовал историческую ценность города, его цветущих садов, не структурность бегущих улиц и уют внутренних дворов.
Соединение стилей всегда дает некую изюминку и возможность полета. И конечно, Серебряный Дом сразу стал заметен в Москве.
В дореволюционный период квартиры в доходном доме держали семьи, принадлежавшие к аристократическому московскому кругу и представители передовой буржуазии, приближенные к Императорскому дому.
С высоты Серебряного Дома были видны центральная часть Москвы, звучащая колоколами со всех сторон, Екатерининский парк и сад «Эрмитаж».
Сад «Эрмитаж»…
И тут, тихо зашуршит мягкими осенними дорожками Сад . Электрические фонари облепит вечерний туман. Зафыркают застоявшиеся лошади в переулке. Комедия в двух частях близится к завершению.
Сад «Эрмитаж» занимает почти всю левую сторону Каретной улицы. Владельцем территории настоящего Сада «Эрмитаж» и улицы Каретной длиной 234 метра, в середине 18 века был Степан Степанович Зиновьев, обер – президент Главного магистрата России. Затем земли переходили по наследству и продаже.
Родовое древо Зиновьевых широко разветвлено и соединяется со многими старинными дворянскими семьями. Земли будущего Сада перешли во владения Зиновьевых, после женитьбы его одноименного сына – генерал поручика, посланника при испанском дворе, на княжне Екатерине Александровне Меньшиковой ( младшей дочери Александра Меньшикова, сподвижника Петра Первого).В 1849 году владение Зиновьевых с большим садом было продано жене надворного советника Соколовой. В 1890 году в саду этого владения открылись народные развлечения, в том числе летний театр с рестораном. А в 1894 году театр и сад был передан в аренду Якову Щукину – купцу, меценату и театральному антрепренеру.
Биография Якова Васильевича Щукина удивительна многими событиями.
Яковом Щукиным был построен зимний театр и обустроена партерная часть Сада. Были выложены новые дорожки, посажены цветущие деревья и кустарники, европейские сорта сирени. Благоухали увитые розами беседки. 18 июня 1895 года состоялось открытие Сада «Эрмитаж» под названием «Новый Эрмитаж» в разговоре Сад называли Щукинским.
В театральных проектах сада « Нового Эрмитаж» участвовали такие выдающиеся фигуры, как дирижер М. М. Ипполитов-Иванов, художник М. А. Врубель, а также артисты Русской Частной Оперы. Яков Щукин внедрял технические новшества — например, провел водопровод и установил автономную дизельную электростанцию для освещения театра и Сада.
Безусловно, «Новый Эрмитаж» и театр стали местом интереснейших творческих встреч. Представляю сколько вечерних чаепитий с разговорами о цели и задачах искусства, поэзии, моде, о балетных сезонах Дягилева слышал Дом и Сад.
Цветущие липы и аромат табака, мягкие женские голоса и приятный мужской баритон.
Время антракта и небольшое отступление в истории жильцов Дома.
Часть третья. Время и личности.
« О сколько их на полях!
Но каждый цветет по–своему –
В этом высший подвиг цветка.»
Мацуо Басе.
Каждое время значительно. Хранители времени четко определяют суть пространства и всего, что в нем. Человек есть ведущая творческая суть процесса жизни. С интересом читая воспоминания художественные, и дневниковые записи, я отметила важные факты из биографии Дома.
Некоторое время, в 1915-1916 годах, в квартире на Садово-Каретной жил Константин Юон со своей семьей.
«Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни,об истории русского народа, о природе, о древних русских городах».
Из воспоминаний Федора Шаляпина: « Купил я у художника Константина Федоровича Юона семь эскизов к декорациям “Бориса Годунова”, которые написаны нынче для Парижа, и каждый день любуюсь не налюбуюсь на них – превосходные вещи… Заплатил ему полторы тысячи рублей, а удовольствия имею на полтораста. Экая прелесть, ей-богу, – талантливый парень, черт его заласкай».
Старший брат Константина Юона – Павел, музыкант, композитор, часто бывал в семье брата. Немецкий музыковед, скрипач Вильгельм Альтман, оценивая творчество Павла Юона называет его «недостающим звеном между Чайковским и Стравинским». Круг общение братьев до отъезда Павла Юона за границу был тесным и плодотворным. Создавалось единое и многомерное культурное пространство.
Анна Ахматова и круг ее общения.
«Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.»
Эти строки Анны Ахматовой вобрали в себя ту видимую и подспудную атмосферу Серебряного века. Весна всех времен! Звенящая и бурлящая музыка Рахманинова, художественная эквилибристика стилей, древняя Русь и мистические ритмы Индии и Тибета.
В послевоенный период, начиная с 50-х годов Анна Ахматова бывала в Доме на Садово-Каретной и не только бывала, но и жила там подолгу у Ники Глен.
Из дневника Юлиана Оксмана «24 ноября 1962 г. В девятом часу добрался до новой временной квартиры Анны Андреевны. Она ютится сейчас у Ники Николаевны Глен. Большая коммунальная квартира, очень захламленная (Садовая-Каретная, 8, кв. 13). 8-й этаж. Странно, что А. А. Ахматова, проводящая больше половины года в Москве, живет в таких трудных условиях – всегда "на краешке чужого гнезда", как бедная родственница, без настоящего ухода. Сперва она живет у Ардовых, затем переезжает к Марии Сергеевне Петровых, потом к Нике Глен, потом еще куда-нибудь».
Анна Ахматова называла Нику «болгарской королевой».
Анна Ахматова, Ника Глен и Мария Петровых были не только близкими подругами, но и со-ратниками в поэзии.
Из воспоминаний Давида Самойлова о Марии Петровых:
«Наброски к портрету».
«За банкетным столом напротив меня сидела хрупкая большеглазая женщина лет сорока, бледная и как будто отрешенная от всего происходящего. Впоследствии я узнал, как мучительны были для нее многословные чествования и официальные мероприятия. Она чувствовала себя здесь чужой. Она была хороша, хотя почему-то трудно ее назвать красавицей. Во внешности ее была усталость, одухотворенность и тайна».
Послесловие.
Чудо прикосновения к красоте и истории Дома для меня развернулось в путешествие по иным Мирам жизни. Я благодарю Анну Вагнер–Ракант и Линду (Светлану Гейман) за открытие и новое звучание Серебряного Дома!
Две Музы – Живопись и Музыка продолжают работу.
История Дома не закончена.
Я там была и видела и удостоверяю - Дом вступает в новую жизнь!
« Зиме вопреки
Вырастают из сердца
Бабочки крылья…»
Мацуо Басе
Архивы, библиография, дневники.
Любовь Нейдгардт, урожденная Трубецкая (1868–1928) была дочерью князя Николая Николаевича Трубецкого (1804–1879), генерал-майора и Минского губернатора, и Елены Алексеевны Лопухиной. Древний дворянский род Трубецких был достаточно обширный и очень влиятельный.
Алексей Нейдгардт. Предки Нейдгартов приехали в Россию из Австрии в конце XVII века, поступили на воинскую службу, приняли православие. Они были связаны родственными узами со многими аристократическими семьями России. Через свою бабку Наталью Александровну (1775–1844) Алексей Нейдгардт приходился правнуком русскому полководцу, генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову (1730–1800). У Алексея было две сестры – Анна и Ольга, и брат Дмитрий. Ольга была женой Министра иностранных дел Российской империи Сергея Сазонова, Анна вышла замуж за Петра Столыпина Министра Внутренних Дел Российской империи.
А. Э. Эрихсон — один из самых выдающихся зодчих московского модерна со своим индивидуальным узнаваемым почерком. Позднее Эрихсон также обращается к модному неоклассицизму, при этом разработав собственную трактовку ордера, основанную на лучших образцах московского ампира. В 1891–1896 годах работал архитектором Московской казённой палаты и с 1894 года состоял в Московском архитектурном обществе. Принимал участие в подготовке Москвы к коронации Николая II, оформляя несколько центральных бульваров и площадь у Храма Христа Спасителя. Проектировал здания в стиле модерн, неоклассицизма и русский стиль, среди заказчиков были купцы Петр Щукин и Иван Сытин.
Историческая справка.
Иван Алексеевич Герман - русский и советский архитектор, автор множества построек в Москве. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1906 году — Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств со званием художника-архитектора. Работал помощником архитектора А. Э. Эрихсона, имел широкую частную практику.
Щукин Яков Васильевич. Родился Яков Васильевич в крестьянской семье недалеко от села Заозерье Угличского уезда. В 14 летнем возрасте он отправляется в Николо- Угрешский монастырь. Здесь юноша осваивает профессии, связанные с садоводстводческим и строительным делом. Заканчивает образцовое Угрешское народное училище, выпускники которого поступали в лучшие учебные заведения Москвы. Далее в Москве, он обучается фельшердству и работает военным фельдшером в Московском Ново-Екатеринском госпитале.
По окончанию Крымской войны, Яков Щукин начинает свое первое дело – небольшой ресторан-буфет в саду Эрмитаж на Божедомке. ( сегодня это Самотечные переулки).
Константин Федорович Юон.
Живописец, график, сценограф. . С 1898 давал частные уроки. В 1900–1917 возглавлял Школу К. Ф. Юона и И. О. Дудина в Москве. Увлекался культурой Древней Руси. Много путешествовал по старинным русским городам. Жил в Москве, в Сергиевом Посаде (1903, 1911, 1918–1921), Тверской губернии (1905–1906, 1916–1917), Переславле-Залесском, Ярославле.
С 1904 — входил в состав Комитета «Союза русских художников». Работал преимущественно как пейзажист, снискав «широкую известность» у московской и петербургской публики.
В конце 1900-х — начале 1910-х оформлял оперные постановки Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже. Несомненной удачей Юона в области сценографии явилось оформление оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов», поставленной на сцене театра Елисейских полей в Париже в 1913.
Историческая справка.
Павел Федорович Юон.
Павел Юон был продолжателем постромантической традиции, его музыка находится под сильным влиянием Иоганнеса Брамса. Он известен симфоническими произведениями, камерной музыкой, сонатами, операми и вокальной музыкой. Помимо композиторской деятельности, Юон много работал педагогом, преподавал композицию и теорию музыки.
Автор почти ста опусов, Юон был отмечен в разные годы композиторскими премиями имени Ф.Мендельсона, Ф.Листа и, наконец, в 1929 году премией Л.Бетховена «За творческое наследие».
Из кандидатская диссертации Неровной Т.Е., 2013 «Композитор Павел Юон и судьбы русского фортепианного трио первой трети XX века».
«Высказывание известного немецкого критика первой половины XX века Вильгельма Альтманна : На первый взгляд оно кажется парадоксальным. Оценивая творчество Юона, Альтманн называет его своеобразным «недостающим звеном между Чайковским и Стравинским».
Историческая справка.
Ника Николаевна Глен советская и российская переводчица, филолог-болгарист, литературный деятель. Она родилась и проживала в Москве. Получила образование филолога-болгариста в МГУ имени М. В. Ломоносова и десятилетиями переводила и популяризировала болгарскую литературу XX века, вводя её в круг чтения русскоязычной аудитории.
Анна Ахматова называла Нику Глен «болгарской королевой» — Ника Глен обратилась к Ахматовой, когда начала готовить книгу болгарской поэтессы Элисаветы Багряны («Сердце человеческое» – М., 1959). Анна Ахматова перевела стихи для этой книги, так они сблизились — Ника Глен не только помогала Ахматовой в литературных делах, но и была ее собеседницей и близким другом. С 1958 по начало 1963 г. Н. Н. Глен была ее литературным секретарем. Ника Николаевна собрала огромный ахматовский архив, в котором присутствовал почти весь корпус поэзии Ахматовой, в том числе, неподцензурные стихи. Скорописью записывала ее рассказы и размышления вслух - что-то впоследствии опубликовала в своих воспоминаниях об Ахматовой, что-то осталось неопубликованным.Именно Ника Глен записала со слов Анны Ахматовой на магнитную пленку стихотворный цикл "Реквием" и художник Моисей Лянглебен сделала наброски фломастером портрета Анны Ахматовой. Они являются крайними прижизненными ее портретам.
(Источник: http://sites.utoronto.ca/tsq/15/glen15.shtml)
Юлиан Оксман- историк литературы, пушкинист.
Моисей Вольфович Лянглебен советский художник-график и живописец, член Союза художников СССР с 1955 года.
Мария Сергеевна Петровых русская советская поэтесса, переводчица и редактор, близкая подруга и доверенное лицо Анны Ахматовой.
Михаил Ардов с 1985 года является настоятелем храма на Головинском кладбище Москвы и благочинного Московского округа. Он является автором нескольких книг, посвященных церковной жизни в истории Москвы, среди них: «Легендарная Ордынка", "Вокруг Ордынка" , Мелочи архиерейской жизни".
Свидетельство о публикации №225102201888
