Книга самураев всё глупей и глупей
Я не смеялся так, когда читал книгу персидских анекдотов (объём тот же). Смеялся сквозь слёзы. Потому что вещи написаны жуткие, и только если их воспринимать как басни, или как просто бред сумасшедших, лишь тогда это можно читать. Но бред – он всегда бред. Понимаю, что просто это был дикий народ, для которого подобный кодекс был «собранием мудрости». А вот почему и сейчас такие книги издаются в цикле «Библиотека мудрости», этого я никак не пойму, никогда не пойму. Уберите с книги эти слова. Пожалуйста!
ЦИТАТА
«Говорят, что где-то живет священник, который своей проницательностью может добиться чего угодно, и во всей Японии никто не сравнится с ним. В этом нет ничего удивительного. Среди нас есть очень мало людей, которые видят подлинную природу вещей».
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Итак, существуют люди, которые обладают потрясающей проницательностью.
Во-первых, они, по-видимому, понимают всё на свете. Уже одно это было бы для меня предельно удивительно. ДАЖЕ ЕСЛИ БЫ такой человек существовал всего один. Во все времена и среди всех народов.
Во-вторых, для меня было бы предельно удивительно, если бы хотя бы один человек существовал, который мог бы добиться чего угодно.
В-третьих, я даже боюсь представить, что понимается за фразой «чего угодно». Я бы даже удивился если бы хотя бы один человек мог добиться бы ХОТЯ БЫ ОДНОГО какого-то чуда. Но чуда именно в буквальном смысле. Хотя бы один. История этого не подтверждает. А то, что утверждает мифология, мы здесь не обсуждаем.
То есть утверждается совершенно немыслимое в трёх-четырёх смыслах. Немыслимо, чтобы кто-то что-то понимал безгранично, немыслимо, чтобы кто-то мог добиться хотя бы одного чуда, и совершенно немыслимо, чтобы кто-то мог добиться многого из разных чудес, и совсем уж немыслимо, чтобы кто-то мог добиться вообще чего угодно. И крайне немыслимо, чтобы таких людей было много, и что они вообще «существуют», то есть их много и сейчас, в момент написания этой фразы.
А далее автор говорит: «В этом нет ничего удивительного».
Если вообще в чём-то есть хотя бы что-то удивительное, то именно в том, что в этих фразах была бы хотя бы крупица истины.
Если бы хотя бы один человек существовал, который мог бы заставить, например, дерево оторваться от земли, сделать несколько шагов и обратно воткнуться в землю и там продолжать расти – это было бы чудо. Или чтобы белка превратилась в обезьяну. Или чтобы чиновники перестали воровать деньги. Ну любое чудо. Сами придумайте какое-нибудь. Чтобы в Сибири в открытом грунте росли ананасы, бананы и манго. Чтобы люди перестали друг друга убивать. Чтобы дети во всём мире никогда и нигде не умирали от голода. Чтобы в мире исчезло насилие. Или хотя бы пусть в одной небольшой местности все люди были здоровыми, благожелательными друг к другу, избавились бы от зависти, вражды, воровства, бедности, были бы все весёлыми и счастливыми, причём, я не имею в виду антидепрессанты или иные вредные для здоровья вещества.
Чего угодно добиться? И в этом нет ничего удивительного?
Вот именно всерьёз написанные слова – это очень удивительно!
Я вообще запретил бы книгу «Кодекс самурая», потому что в ней постоянно и регулярно говорится о том, что самурай должен быть готов всегда убивать и убить себя. Кажется, что кроме убийств и самоубийств у самурая нет никаких иных забот. Ну, конечно, ещё стихосложение и чайная церемония. Больше ничего.
Я бы запретил эту книгу, как запрещена книга «Майн Кампф». В самом деле в этой книге постоянно говорится или о самоубийства – сэппуку, или о том, каким именно способом следует оказать «последнюю милость», то есть отсечь голову другому человеку, который вознамерился сделать эту самую сэппуку, но у него не хватило сил, или мужества, или ему не дали острый меч из опасений, что он обратит его против других.
Следует отсечь голову одним ударом. На эту тему имеется очень много отрывков. Несколько десятков. Даже и сам автор признаётся, что делал это и не раз. И он восхваляет тех, кто делал это очень много раз, и очень умело. Человек, который отсёк пятьдесят голов, вызывает у автора нескрываемое восхищение. Автор считает, что к этому следует готовиться с детства. То есть для того, чтобы подготовить отличного самурая, надо сначала научить его убивать собак или других животных мечом, затем приступать к тренировке на людях. И это надо делать регулярно. По моему мнению автор с позиции современного человека просто больной человек. Но у кодекса несколько авторов, это собрание нескольких книг. А суть у них у всех одна.
С этой точки зрения японские военные преступники, которые отрубали головы военнопленным во времена второй мировой войны, действовали в полном соответствии с кодексом самурая. Два таких преступника поставили по сто военнопленных и соревновались в том, кто из них быстрее отсечёт все сто голов. А ведь это были военнопленные! Их убивать по международным конвенциям нельзя. Но кодекс самурая утверждает, что пленных убивать – благое дело. И как могло бы быть иначе, если и своих слуг-самураев убивать – это вполне нормально для них. Малейшее недовольство может быть тому причиной. Даже ошибочное недовольство. Даже если хозяин по ошибке решил, что подчинённый ему самурай виновен. Да и просто если ему так захотелось. Никто не вправе осуждать самурая за такое решение. Подчинённые самураи просто обязаны подчиниться, а остальные будут ему завидовать, если он это сделает. Или будут его презирать и осуждать, если он это не сделает, и с радостью расправятся с ним, чтобы приказание господина было выполнено.
Знаете, я для того, чтобы сгладить впечатление, приведу теперь один фрагмент, который мне, как ни странно, ПОНРАВИЛСЯ. В нём есть здравый смысл и я даже увидел определённый юмор.
ЦИТАТА
«Когда Накано Такуми умирал, возле него собрались все его родные и близкие. Он сказал: “Вы должны понять, что есть три качества безупречного слуги: решимость выполнить волю хозяина, смелость и готовность умереть”.
Однажды, когда несколько человек собрались на платформе возле внутренней цитадели дворца, некто обратился к Утида Сёуэмону со словами:
– Говорят, что вы учитель меча, но ваши поступки в повседневной жизни не подтверждают этого. Если бы вас попросили совершить кайсяку, мне кажется, вместо того, чтобы отрубить голову, вы отрубили бы макушку головы.
– Это не так, – ответил Сёуэмон. – Проведите небольшую линию на своей шее, и тогда я покажу вам, что могу рубить, не отступая от нее даже на волосок».
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Вот это браво! Если вы так любите рассуждать об этом АБСТРАКТНО, не пора ли вам самим приобщиться к этому КОНЕКРЕТНО?
Браво, господин Накано Такуми! Я презираю вас как убийцу-самурая, но я приветствую вас того, каким вы стали перед смертью, у вас хватило иронии и сарказма, чтобы высмеять болтунов и негодяев, которые восхваляют «искусство» отрубить голову и имеют наглость усомниться в том, что кто-то недостаточно искушён в этом умении.
Поделом наглецу. Он, конечно, стушевался и трусливо удрал. Если бы это было не так, если бы он нарисовал на шее черту, то самурай выполнил бы своё обещание, и этот рассказ был бы чуть длиннее, а жизнь презренного глупца была бы короче.
Свидетельство о публикации №225102200280
