В жизни все случается. Снова о Мэри Мортон

Немногим более года назад, в конце августа 2024 года, я написал документальный рассказ «К сожалению, большего мне не сказать о Мэри Мортон» [1]. Все началось с того, что я вспомнил давнюю семейную историю о том, что до войны мой дядя был женат на англичанке Мэри, приехавшей в 1926 году с родителями и братом в СССР. Не помню, почему я решил «раскрутить» эту историю. Ведь я знал лишь имя, помнил, что приезд в СССР был откликом на приглашение консервативного английского политика – леди Астор и что Мэри была весьма хороша собою. Удивительно, но несмотря на скудность исходной информации и без малого столетнюю удаленность события, мне удалось найти в интернете немало информации о Мэри и ее семье. Постепенно, в процессе работы я проникся теплыми чувствами к Мэри и мне сложно было закончить свой рассказ. Интуитивно или все же слабо надеясь на чудо, я так закончил свое повествование: «Интернет открывает удивительные возможности для историко-биографических и автоэтнографических исследований. Трудно было предположить, что в веб-сети обнаружатся материалы об англичанке, волею политических обстоятельств в 20-х годах заброшенной в СССР. Я без всякой надежды на удачу вписал в поисковые окна Google всего два слова: леди Астор и Мэри, и этого оказалось достаточно, чтобы начать поиски информации о событиях многодесятилетней давности. Грустно, но сейчас мне не сказать большего о Мэри Мортон. Однако в жизни все случается, и я не оставляю надежд на продолжение, дополнение этого рассказа».


Недавно у меня появился повод мысленно вернуться туда, где жила Мэри. Понятно, что многое кардинально изменилось с тех давних лет. Но это не столь важно для мысленного путешествия: тогда был Ленинград, улица Дзержинского 4, теперь – Санкт-Петербург, Гороховая улица, дом 4. Стены дома остались, но в нем располагается консульство Румынии, поэтому невозможно встретить там потомков тех, кто видел Мэри и потому что-либо слышал о ней.
И все же, новые поиски следов Мэри неожиданно оказались успешными, они обнаружились сразу в двух известных центральных  изданиях; газетах «Пионерская правда» - органе Центрального Комитета ВЛКСМ и «Известия», издававшейся Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик. Пионерская газета вышла 30 июля 1927 года, через год после прибытия английской семьи в СССР, брату Мэри – Алану было 8 лет, ей – 11 лет. Интересующий нас материал в «Известиях» - был опубликован четырьмя годами позже, 7 августа 1931 года. Получается, что интерес прессы к английским детям сохранялся.


Статья в «Пионерской правде» [2] озаглавлена «Шутка», и трудно сказать, правда в ней или выдумка, но в ней рассказывается, что приезд Мортонов был следствием выдумки редактора одной из газет. Скучавшая леди Астор попросила своего друга-журналиста развеселить ее веселой историй. Когда он поделился с ней задумкой, она одобрила ее, и на следующий день во многих газетах появилось объявление:
Кто хочет по доброй воле ехать в Советскую Россию,
я, Леди Астор, сама куплю этому храбрецу билет.
Тому, кто захочет ехать к русским большевикам, я сама выхлопочу разрешение.
Нэнси Астор думала, что желающих не будет, но шутка не удалась, желающих было много, и выбор пал на рабочего-литейщика Мортона. Так он и его семья оказались в Ленинграде.
Материал «Известий» - другой жанр. В рубрике «В стране строящегося социализма» было опубликовано письмо Мэри и Алана Мортон: «У нас – одна Родина – Страна советов» [3].  Это - обращение к леди Астор, текст – пространный, потому привожу лишь несколько его фрагментов.


Леди! В свое время вы дали нашему папе деньги на наш проезд. Поэтому мы сейчас напишем, как нам здесь живется, и что мы делаем в Советском Союзе.
Как только мы приехали, нас приняли в школу. Сразу же мы поступили и в октябрята. Позже, нас перевели в пионеры.
В Англии мы в учились в народной школе Бренстрит в Ливерпуле. Не один раз учителя нас били за опоздание или неприход в школу. В советской школе нас не бьют. За все время нашей учебы мы не слышали ни от педагогов, ни от русских товарищей ни одного дурного слова.
Папа, работая в Англии, по несколько месяцев бывал безработным.
В СССР, как вы знаете, папу сразу устроили работать на «Красном путиловце». После смерти папы устроили на работу маму, а как только мы кончим семилетку, - пойдем работать и учиться в фабзавуч.
[…]


Мы прочли в английский газете о том, будто вы сказали, что в Советском Союзе не умеют воспитывать детей. Мы несогласны с вами, леди. Хотя мы еще и не взрослые, и даже несовершеннолетние, но если бы мы встретили вас в Советском Союзе, мы бы поспорили с вами, мы бы рассказали подробнее о нашей жизни, о том, как нас воспитывают.
Вы были в Пионерском лагере в Петергофе. Таких лагерей у нас очень много. Больше 50 тысяч. Пролетарские ребята  Ленинградской области жили в этом году в лагерях. Кроме того более слабых ребят отправляют в санатории в Крым (в прошлом году мы тоже были в лагере «Артек» в Крыму).
[…]


Расскажите обо всем этом своим друзьям, выступите на публичных собраниях и расскажите о Советском Союзе то, что вам написала  мама и мы. Больше пишите о Советском Союзе в газетах (но только правду, не придуманные «ужасы»).
[…]
…мы, бывшие иностранцы, тоже не уедим с родины трудящихся обратно в капиталистическую страну. И не поедем не только из-за того, что наша мама не уедет, мы пионеры, будущие комсомольцы и коммунисты, знаем, где нам жить, знаем, что только тут мы будем свободно учиться и работать.
Передайте обо всем этом нашим друзья, всем трудящимся Англии. Передайте им, что трудящиеся и их дети, поступили бы также, как и мы, потому что у трудящихся есть только одна родина, страна, в которой мы сейчас живем.
С пионерским приветом, Мэри Мортон, Алан Мортон.


Ленинград, 21 августа, 1931 года   
По характеру и стиля письма видно, что оно подготовлено или глубоко отредактировано редакцией газеты и, очевидна его пропагандистская направленность. Вместе с тем, за пять лет жизни в Союзе, ребята, конечно же, приняли нормы, стереотипы поведения советского общества.
О том, как в дальнейшем сложилась их жизнь, немного рассказано в ранее написанном тексте [1], и, к сожалению, в этом отношении мне нечего добавить. Вместе с тем, в который раз я удивляюсь и радуюсь возможностям, открывающимся перед историками, биографами при обращении к интернету. Мэри и Алан отличаются от миллионов граждан СССР, вместе с тем, они не выдающиеся ученые или деятели культуры, не исторически известные личности, однако, уже сейчас удалось найти немало информации об их жизни.
И, думаю, это – не все. Поиски будут продолжены.   
Фото: Леди Нэнси Астор

1. Докторов Б. К сожалению, большего мне не сказать о Мэри Мортон. http://proza.ru/2024/08/31/146.
2. Шутка // Пионерская правда. 30 июля 1927 г. 3. У нас – одна Родина – Страна советов // Известия. 7 авг. 1931 г.


Рецензии