Покровитель зимнего солнца Дьеheгeй
Мужчина в ловушке сюрреалистичного коридора одержимо защищает куриное яйцо от призраков своего прошлого.
Дисклеймер
Сцены содержат якутские диалоги с переводами на русский. Если вас это не пугает, то приятного чтения.
ПОЯСНЕНИЯ
ЗТМ - ЗАТЕМНЕНИЕ;
ИНТ - ИНТЕРЬЕР;
ЭКСТ - ЭКСТЕРЬЕР.
СОВЕСТЛИВЫЕ ПРОХОЖИЕ
1 АКТ
ИЗ ЗТМ:
ИНТ. ШКОЛЬНЫЙ КОРИДОР - НОЧЬ
Помещение светится яркими лампами. Вокруг ни души.
Из другого конца выбегает Павел (28-35), мужчина с слегка неотёсанным пиджаком. Был испуган и часто оборачивался назад. Задыхался от нехватки кислорода.
Бегал, пока не споткнулся ногой. Упав, сразу проверяет целостность куриного яйца в кармане. Достаёт и убеждается, что с ним всё хорошо. Пытается облегчённо вздохнуть.
Позади шорох.
Заметив звук, Павел пугается.
Спрятав яйцо в ладонях, встаёт и дальше бежит до конца помещения.
Снова тот же коридор.
Постепенно переходит в ходьбу. Даёт себе нормально отдышаться, упершись об стену.
Еле затаив дыхание, мужчина убеждается, что никого тут нет. После рассматривает яйцо. Осторожно терёт пиджаком.
ПАВЕЛ
(шёпотом)
Алдьамматах...
[Ни царапнки...]
На краем глаз замечает, в сторону плакатов о ЗОЖ, бутылку воды. В ней только 1/4 жидкости.
Положив хрупкий предмет в карман, забирает бутылку.
Начал судорожно пить с неё. Закашлял.
Садится на пол, после лежит. Закрывает глаза.
Через некоторое время Павел снова выходит из того же коридора, засунув руки в карманы.
Напрягся, увидев перед собой женщину (25-30) в расслабленном костюме, которая спокойно смотрела в окно ночное зимнее окружение.
Мужчина напрягся со страхом.
ЖЕНЩИНА
Хата кэллин.
[Что-то ты долго.]
ПАВЕЛ
(видит подвох)
Хантан... Эйигин билэбин да?
[Откуда... Я вас знаю?]
ЖЕНЩИНА
Атыннык ыйытыаххыный.
[Какой-то неправильный у тебя вопрос.]
ПАВЕЛ
“Дарья Васильевна”, да?
ЖЕНЩИНА
Буолуо...
[Может быть...]
(чуть задумалась)
Почти биир саастаахпыт ди.
[Мы ведь почти ровесники.]
Формально кэпсэтимэ.
[Чего так формально?]
ПАВЕЛ
(бормочет себе и морщится)
Эн... дьиннээххин да?
[Вы... настоящая?]
ЖЕНЩИНА
(отодвигается с окна)
Аhа.
[Конечно.]
(приближается к мужчине)
Проверкалыыбыт?
[Хочешь проверить?]
Павел упирается к стенам, когда та начинает приближаться ближе и ближе. Её движения казались неестественными. Машинальными.
ПАВЕЛ
(настороженно и с испугом)
Тугу гына5ын?
[Что ты делаешь?]
ЖЕНЩИНА
(начинает расстёгивать пуговицы с блузки)
Билэ5ин? Олох уруккуттан эн тускунан саныыбын.
[Знаешь? Ты мне всегда нравился.]
Женщина медленно дотрагивается до его пиджака. Тут Павел понимает, что она собирается взять яйцо с его кармана.
Резко схватив за запястья Дарьи, бросает её руки так, что женщина падает на пол. Убегая, засунул руки в карманы для безопасности яйца.
Оставил женщину с стиснутыми зубами.
Снова новый заход в том же помещении.
ПАВЕЛ
Хайдах хайда5ый?
[Что это с ней?]
...
Кини киhи этэ да?..
[Она человек?..]
Из другого конца выходит старшеклассник (15-17) со смартфоном. На нём официальная школьная одежда и чуть разбитые очки.
Павел удивляется, увидев здесь подростка.
Застыл. Сутулится, пытаясь скрыть свои эмоции и лицо.
Старшеклассник не мог не заметить его. Не кажется удивлённым встрече с незнакомцем.
СТАРШЕКЛАССНИК
(неестественно радуется, машет ему)
Здравствуйте, Павел Дмитриевич!
Бу баар эбиккит ди!
[Я вас искал!]
ПАВЕЛ
(шёпотом)
“Баар эбиккит”?
[“Искал”?]
Парень останавливается рядом.
СТАРШЕКЛАССНИК
Ыйытыам этэ.
[Хотел вас спросить.]
(берёт смартфон ближе к лицу)
Можно?
Павел неуверенно кивнул.
Старшеклассник показывает ему то ли беззвучное, то ли бормотящее видео. Мужчина сопротивлялся к просмотру. Насильно зажмурил глаза.
Тот же насильно пытается показать ему, втыкая устройство перед сморщенным учителем.
СТАРШЕКЛАССНИК
Ама бэйэ5ин yчyгэй киhинэн кeрe5yн да?..
[Разве вы - хороший человек?..]
Рьяно пытается достучаться до него.
СТАРШЕКЛАССНИК
Бэйэ5ин билбэтин да, а? Павел Дмитриевич?
[Не узнаёте себя, а? Павел Дмитриевич?]
Он не смог ничего ответить. Очень старается не смотреть на экран смартфона.
СТАРШЕКЛАССНИК
Сымыыты биэрдэххинэ, барытын удаляйдыам.
[Отдайте мне яйцо, тогда я всё это удалю.]
ПАВЕЛ
...
Бырастыы. Оннук кыаллыбат.
[Прости. Мне очень жаль.]
Резко отодвигается от ученика и выбегает из коридора.
После чего, в гневе, старшеклассник разбивает устройство вдребезги.
В ЗТМ.
***
НЕЖЕЛАННЫЙ ТОЛЧОК
2 АКТ
ИЗ ЗТМ:
ИНТ. ШКОЛЬНЫЙ КОРИДОР - НОЧЬ
Павел падает на пол. Судорожно вываливает позу эмбриона.
Закрывает своё лицо от очень яркой искусственной лампы. Достав из кармана, приобнимает яйцо. Теплится им.
Временами вдыхает в него. Засыпает на время. Очень устал.
Проходит время. Павел спокойно ходит по коридору. Через следующий заход замечает ребёнка (10), выходящего из класса.
Мужчина растерялся, увидев такую картину. А тот смотрит на него, как на старого знакомого, но тоже немного удивлён.
ПАВЕЛ
Привет.
Ребёнок неуверенно поднимает ладонь, в знак приветствия.
ПАВЕЛ
(подходит к нему, садится на колени)
Заблудился?
Тот выбегает из коридора.
На секунду, мужчина посмотрел ему вслед. Решает идти за ним, резко встав с пола.
Выбегает в коридор. Застаёт только пожилого мужчину.
Старик стоял и рассматривал свои руки. У него была острая ножница.
Он заметил Павла.
Увидел выпуклый карман.
Глаза расширились и набросился с криком.
Учитель, пытаясь от него обороняться, еле вышвыривает об стену. Выбегает отсюда.
Резко входит в тот же коридор.
Остановившись, смотрит назад.
Никого не увидев, садится на пол. Пытается отдышаться, кашляет от своих же слюней.
ПАВЕЛ
(глубоко вздыхает)
Да что тут такое?..
(смотрит на часы в смартфоне)
Эмиэ тyyн биир чаас... Туох да уларыйбатах.
[Снова час ночи... Ничего не изменилось.]
Лёгонько бьёт себя по лицу, чтоб не потерять сознание.
Встаёт с пола.
ПАВЕЛ
С такими темпами, тугу да eйдyeм суо5а...
[С такими темпами, ничего не узнаю...]
Собираясь выйти из коридора, слышит позади себя слабое постукивание стопами. Силуэт ног, который сразу же исчезает из вида.
Чуть приоткрыв рот от напряжения и войдя в положение настороженности, подходит к нему.
Как ни странно, он не вызывал страха. И это немного смущает Павла, но всё равно садится на пол, напротив него.
Внимательно рассмотрел почти голого человека, спрятавшего в жёлто - светлом пледе. Особенно вызывал внимание его белая лошадиная маска.
ПАВЕЛ
Можно?
Не дожидается ответа.
ПАВЕЛ
Эхэх.
Глупо спрашивать, если уже сел да?
...
Билэ5ин да?..
[Вы знаете?..]
О здешних людях?
Просто мунан хааллым... Быhылаах...
[Просто я заблудился... Наверное...]
Силуэт виновато прячет от него взгляд. Начинает исходить хриплый голос.
ЛОШАДЬ
Тугу истиэххин ба5ара5ын?
[Что ты хочешь от меня?]
ПАВЕЛ
(надеется услышать прямой ответ)
Ким этим?
[Кем я был?]
ЛОШАДЬ
Эппиэттиир кыа5ым суох. Барбыт сиргэр бар.
[Иди куда шёл. Это не ко мне.]
ПАВЕЛ
Yeрyyнэн буо, ол гынан тугу гына сатыырбын да билбэппин!..
[Я бы с радостью, но не знаю что надо делать!..]
(достаёт яйцо из кармана, смотрит на него)
Хотя бы бу суолтатын этиэн дуо?
[Хотя бы ответьте, зачем это?]
Лошадь вопросительно смотрит на него.
ПАВЕЛ
Куурусса сымыытын буоларын билэбин.
Олох уруккуттан сиэхпин ба5арабын!..
[Знаю, что это обычное яйцо, и я мог бы это давным - давно сожрать!..]
Что ж таить - то?
Ол ту;унан мечтайдыыбым а5ай!
[Очень мечтаю об этом!]
...
Ол гынан... то5о бу туох олохпуттан быдан дьо;унуй? Этиэн дуо?..
[Но... почему-то уверен, что оно важнее собственной жизни? Как так?..]
ЛОШАДЬ
Сымыыт?..
[Яйцо?..]
ПАВЕЛ
Eйдyyгyн ду, ким этин?
[А вы помните, кем были?]
...
Мин - суох. Eйдyyрyм барыта бу абааhы коридора эрэ. Чэ, дьикти эбит.
[Я - нет. Всё, что помню только этот злосчастный коридор.
Это очень странно.]
...
Хас кeрсyбyт киhим, бары миигин учууталынан ыныраллар.
[Судя по людям, которых встречал, они зовут меня учителем.]
...
Тугу да eйдe**** буоллахпына, киhи диэнэнэбин ду?..
[А был ли я - человеком, если ничего не помню?..]
ЛОШАДЬ
Онтон бэйэн тугу саныыгын?
[А что ты чувствуешь?]
ПАВЕЛ
(задумался, хмыкает)
Мин.. ахтабын?..
[Мне.. тоскливо?..]
Бэйэбэр туох эрэ иэстээх курдукпун.
[Кажется, что что-то себе должен.]
Силуэт осторожно начинает подходить к Павлу на четвереньках.
ЛОШАДЬ
Бэйэ5эр?
[Себе?]
Мужчина внезапно встаёт с пола, поняв поведение Лошади.
ПАВЕЛ
Тугу гына5ын?!..
[Что вы делаете?!..]
ЛОШАДЬ
Кeрдeр!.. Биэр эрэ!..
[Покажи!.. Дай!..]
(пытается схватиться за руки собеседника)
Павел быстро выбегает из коридора.
В ЗТМ.
***
ЯЙЦО
3 АКТ
ИЗ ЗТМ:
ИНТ. ШКОЛЬНЫЙ КОРИДОР - НОЧЬ
Лошадь не отстаёт. Она бежит так, будто недавно научилась ходить и бегать, поэтому каждый раз чуть не спотыкается.
И так продолжается, пока она полностью не падает на пол, отстав от человека.
В следующем коридоре, Павел облегчённо вздыхает, увидев за собой никого.
Приводя себя в дыхание, он замечает, как сужается пространство. Свет гаснет, а учитель рьяно пытается отодвинуть стены, но ничего не получается.
Сужается впритык. Мужчина кричит, бьётся. Но, в конце, сдаётся.
В темноте остаётся только его тихое дыхание.
И тут чувствует ветерок, доносящийся впереди него.
Удивился.
Закрыв глаза на время, тихо радуется одному из проявлений природы.
Решительно вздохнув, еле достаёт из кармана яйцо и начинает нести вперёд, за коридором, где исходил слабый свет.
При каждом его движении, пространство сужалось сильнее. Дышать становилось сложнее.
Дойдя конца, рука с яйцом застревает за свободным проходом, как вешалка. Остальное тело почти расплющивается между приоткрытыми стенами, оставляя тёмную щель.
Ладонь мужчины опускается, и яйцо падает. Но чья то молодая рука успевает ухватиться за хрупким предметом.
В ЗТМ.
***
ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА
Эта короткая зарисовка проявилась из-за одного желания - понять родителей - педагогов, которые почти всю жизнь учат детей.
Вы можете интерпретировать данный сюрреализм как-угодно. Любой найдёт в хрупком яйце и в образе Лошади свою правду.
Свидетельство о публикации №225102200497