Влияние Технологий на дизайн и архитектуру

Эволюция Твиттера

Не только твиттер, конечно.

Каждый веб-сайт когда-то был почти неузнаваемо другим. Посмотрите на первую попытку Amazon в 1990-х создать свой сайт.

90-е, пожалуй, были безмятежным веком для веб-дизайна.

Технология была новой, быстро развивалась, и не было установленных правил того, как сайт должен или не должен выглядеть.

Есть в них что-то причудливое и даже радостное.

Но появились тенденции, и началась гомогенизация.

От чисто текстовых сайтов до эпохи экспериментов и чего-то гораздо более загроможденного в 2000-х.

Просто сравните сайты Белого дома 1995 и 2002 годов.

Беспорядок, который продолжался в течение десяти или более лет, пока не так давно не возникла мода на более чистый, гладкий, минималистский дизайн.

Веб-сайт Tesla является тому примером с 2007 года по настоящее время.

Таким образом, эволюция Twitter, начавшаяся в 2006 году, совпадает с этим циклом разработки.

В частности, преобладающим стал «плоский дизайн»: четкая геометрия, плоские цвета, отсутствие текстур, минимум текста, шрифты без засечек и уменьшение деталей.

Но что самое интересное в этом недавнем внедрении минимализма в цифровой дизайн, так это то, как он восходит к самым ранним дням Интернета.

Вот самый первый сайт. Что может быть проще этого?

И даже в самые смелые дни 1990-х многие веб-сайты все еще были в каком-то смысле относительно простыми.

Не все из них, конечно, но даже что-то вроде эксцентричного сайта Microsoft 1994 года было гораздо менее захламленным, чем то, что последовало в 2000-х.

Что бы вы ни говорили об их пиксельной графике, но многие веб-сайты 1990-х годов были, пусть и рудиментарными, но несложными.

Это не плоский дизайн, но он странно ближе к веб-сайтам 2023 года, чем к сайтам середины 2000-х.

(По крайней мере внешне, если не юзабилити...)

Таким образом, кажется, существует цикл: от рудиментарного к сложному и упрощенному, каждый из которых может быть хорошим или плохим в зависимости от того, как они реализованы.

Эволюция Amazon идет по тому же пути.

Этот цикл имеет много общего с архитектурой и искусством.

Когда классическая архитектура Греции и Рима была впервые возрождена в Италии 15-го века Филиппо Брунеллески, она была простой.

Даже большой купол Флорентийского собора удивительно скромен.

Влияние Технологий  и других  социокультурных сил на дизайн и архитектуру. Часть II

По мере того, как архитекторы все больше знакомились с языком и методами этого нового стиля, их архитектура становилась все более утонченной, уверенной и даже экспериментальной.

Это уже не так просто, но и сложно это назвать нельзя.

К концу 16 века это возрождение классической архитектуры приняло новую форму: барокко.

В своих лучших проявлениях барокко величественен, продуман и восхитительно сложен; в худшем случае барокко чрезмерно усложнено и загромождено.

И за этим последовал, в конце концов, возврат к чистой неоклассической архитектуре.

Сначала через великого Андреа Палладио, а затем в 18 веке по всей Европе. Барочная замысловатость сменилась более простым, строгим, более геометрическим стилем.

Другой пример — отказ от скевоморфизма в дизайне.

Скевоморф — это конструктивная особенность, перенесенная из старой технологии в заменяющую ее.

Цель состоит в том, чтобы помочь людям понять его функцию, хотя иногда она носит чисто эстетический или случайный характер.

Скевоморфы по-прежнему повсюду, но когда-то цифровой дизайн был гораздо более скевоморфным, что, возможно, имело смысл во время цифрового перехода.

Чтобы увидеть, насколько все изменилось, просто посмотрите на старый iPhone; этот вид скевоморфизма уже давно заменен плоским дизайном.

Что внешне похоже на расцвет современной архитектуры в начале 1900-х годов.

Этому способствовали такие люди, как Адольф Лоос и Ле Корбюзье, которые считали орнамент пережитком ушедшей эпохи. Современному, эффективному, технологичному миру это не нужно, рассуждали они.

Конечно, эти тенденции имели место в течение более длительного периода времени - эволюция веб-дизайна до сих пор была сжата всего за три десятилетия.

С другой стороны, переход от ар-нуво к ар-деко и модернизму не занял много времени...

Влияние Технологий  и других  социокультурных сил на дизайн и архитектуру. Часть III

Слишком близкое сравнение между тенденциями в веб-дизайне и эволюцией архитектуры было бы лицемерием.

Но существует поразительно похожая модель от простоты к сложности и обратно во многих различных областях дизайна, искусства и любого творческого начинания.

Итак, что будет дальше? Невозможно сказать наверняка.

За этой фазой более простой неоклассической архитектуры в Европе последовало полное принятие исторического возрождения и расцвет архитектуры, более разнообразной и буйной, чем когда-либо.

А современная архитектура, которая сама по себе была реакцией на кажущуюся легкомысленность исторического возрождения 19-го века, с тех пор превратилась в стили, гораздо более игривые и причудливые, чем чистый модернизм 20-го века.

Поэтому, когда мы думаем о современной моде на минимализм и плоский дизайн, эволюция архитектуры может объяснить, что происходит и что произойдет в будущем.

Все эти упрощенные логотипы, возможно, отреагируют на это упрощение и станут более замысловатыми... или нет.

Технологии и другие социокультурные силы всегда играют свою роль, но простой процесс реакции и контрреакции, мода и человеческий каприз, по-видимому, не менее важны в формировании устройства окружающего нас мира.

Так что вопрос только в том... что дальше?

«Всякая женщина — это тайна, покрытая платьем».
 
Пенелопа Крус


Рецензии