Шаман

     Юля еще до начала отпуска решила, что непременно съездит в курортную зону в горах, на несколько дней. Снимет комнату, походит по лесу, посетит интересные места, попьет минеральную воду, что, собственно, и сделала, как только начался отпуск.
     Сразу, как только въехали в поселок, она попросила высадить ее возле объявления о сдаче комнаты. Жилье ей понравилось: отдельный домик, состоящий из небольшой комнаты с кроватью, шкафом, тумбочкой, можно пользоваться маленькой кухней, на несколько дней, на 2-3, вполне достаточно.  На большом участке рядом расположился дом побольше, в котором живут хозяева, муж и жена из местных - буряты.
     В первый день, устав с дороги, а это несколько часов в автобусе, Юля поужинала, и сразу легла отдохнуть. На следующий день, после завтрака, собралась, как и планировала, прогуляться. Выйдя из дома, увидела по соседству несколько человек и машины. «Кто-то умер, - неприятно кольнуло предположение, - только этого не хватало!». Она подошла к Дариме, хозяйке:
     - Что это, у кого-то несчастье?
     - Почему несчастье?
     - Там какие-то люди ходят.
     - А. так это к нашему соседу. Биликто, наш сосед – шаман, вы о нем слышали?
     - Нет, вообще первый раз слышу о том, что здесь живет и практикует шаман. И что, здесь постоянно много людей?
     - Много, немного, но люди у него всегда, кроме выходных, в выходные он отдыхает.
    - И что, он прямо колдует?
    - Шаманы не колдуют, они не колдуны.
     Разговор с Даримой оставил неприятный осадок – надо же, какие-то сборища! Юля уже собралась уходить на источники, когда увидела, как из небольшого домика, возле которого расположились в ожидании чего-то люди, а чуть в стороне стояли три легковушки, вышел мужчина в бурятской национальной одежде. На груди у него блестел довольно-таки большой диск. Мужчина что-то проделал рукой, как будто что-то разбрызгивая, и ушел обратно в дом.
    «Это, видимо, он шаманил» - предположила про себя Юля. Что же делать? Съезжать из этого дома? Оставаться здесь ей категорически не хотелось, мало ли как на нее подействует это соседство, и вообще – средневековье какое-то. Она слышала, что шаманы, если захотят, могут очень даже легко извести человека, но большого значения этому никогда не придавала — это было где-то далеко от нее, и не имело к ней никакого отношения. А сейчас она оказалась совсем рядом с шаманом, и он уже что-то делал.
     Юля пошла к источникам, потом поднялась к водопадам, прогулялась по лесу, пообедала.  Возвращаться в ее временное жилье категорически не хотелось, казалось, что все внутри протестовало против такого соседства, и вообще у нее было только одно желание – поскорее уехать отсюда, как будто что-то выталкивало ее. К дому она вернулась к вечеру, пытаясь убедить себя, что все это только ее воображение, и ничего страшного ее не ждет. Подойдя к дому, она увидела, что людей стало меньше, а машина осталась всего одна. Шаман вышел из домика, и к нему подошли русские мужчина и женщина:
     - Мы из Иркутска, и сегодня к вам не попали.
     - Я вас приму, а местные завтра подойдите. – обратился шаман к троим бурятам, стоящим тут же, и повернулся к двум женщинам в дорогих спортивных костюмах. – А вы здесь зачем?
     - Мы хотим к вам на прием.
     - Зачем? У вас проблемы, у вас несчастье? Нет! Вы просто с жиру беситесь, отдыхать приехали и решили поразвлечься, сходить на шаман-шоу. Здесь не шоу и не цирк! Сюда люди идут не развлекаться, а решать проблемы. Уходите, и больше не приходите, вы ошиблись в своих намерениях развлечься. Я никого не развлекаю и театр не устраиваю! А кстати, вы жаждите замуж выйти, - обратился шаман к одной из женщин, - так вот, напрасно - с вашим стервозным характером вы с двумя не ужились, и ни с кем ни уживетесь. Все, уходите.
     Шаман пошел обратно в дом, пригласив с собой приезжих иркутян. Разговаривал он сердито, и даже, в какой-то степени, зло, чем поверг Юлю в еще большую тревогу и напряжение. Она зашла в свою комнату, попила чая, попыталась прилечь отдохнуть – за день находилась и очень устала, но внутреннее напряжение ее не отпускало. Про себя она решила, что ни за что не останется здесь и завтра уедет, ей было уже невмоготу находится в этой комнате.
     Перед сном она вышла подышать и успокоиться. С соседним двором хозяйский участок разделяла весьма условная изгородь, и было хорошо видно, что там разожгли костер. Возле костра Юля разглядела тазик с кровью и похолодела – он, конечно, шаманит, и это жертвоприношение!  Какой ужас, куда она попала!
    Кого же там убили? Юля понимала, что не человека, но все равно это было ужасно – ритуальная кровь, убийство. Возле костра расположились только мужчины, женщины что-то делали в стороне.  Да здесь же целое сборище колдунов, даже женщины, ясно, что и хозяева снятого ею домика, тоже там. Бежать! Бежать! Но вот куда? На дворе почти ночь, чужое село, ни одного знакомого человека. Юля вернулась в комнату, решив дотерпеть до утра, и легла спать, но сон не шел, несмотря на дневную усталость. Достала случайно прихваченные из дома успокоительные капли - она редко, несмотря на немолодой уже возраст, пользовалась лекарствами, поэтому они чудом оказались в сумке.  Кое как промаявшись до утра, она собрала вещи и поспешила на первый же автобус до Иркутска. До отправления было еще два часа, но она твердо решила подождать на остановке.
     В автобусе Юля совсем расклеилась, чувствуя себя больной, утомленной и разбитой. Быстрее отсюда, и подальше! После того, как автобус миновал перевал, и горы остались позади, ее стали отпускать тревога и напряжение, и она начала успокаиваться. Приехав в родной дом, Юля сразу приняла душ, выпила чая с медом, прилегла в кровать и сразу уснула, проснувшись только утром, отдохнувшая и здоровая. Ощущение было, что она болела, но теперь выздоровела, и все позади. Да уж, получила отпускное приключение!

     Светлана тоже в свое время встречалась с Биликто – шаманом, причем неоднократно и совсем при других обстоятельствах. Она была замужем за бурятом, и как-то раз знакомые попросили их отвезти к шаману. Жаловались, что несчастья буквально преследуют их семью одно за другим, болезни какие-то непонятные, и бизнес полетел, и еще и еще… Они были уже в полном отчаянье и готовы кинуться за помощью хоть к кому. Свету и ее мужа Баира попросили поехать с ними на случай, вдруг шаман с русскими не захочет разговаривать, а Баир может словечко замолвить.
     Никто им, конечно, и без протекции не отказал. Биликто провел обряд, но сказал, что нужно приехать еще, и назначил дату, обещая помочь. А потом Биликто неожиданно обратился к Светлане:
     - Останься-ка. А вы все свободны, идите.
     Света задержалась, присела. Биликто спросил:
     - Расскажи-ка, что ты умеешь и что делаешь? Сама не знаешь, что тебе можно, а что нет.
     - Людям головы правлю, иногда спины, детям испуг отливаю, гадаю, когда попросят.
     - Ты вот что, завяжи пока с этим, а 22 декабря приезжай, посмотрю, что тебе можно.
    Через четыре месяца, в назначенную дату приехали снова. Биликто провел обряд с огнем, и с подношением духам, все что нужно для этого, Света уже знала и привезла с собой. После всего проделанного Биликто сказал:
     - Головы правь, спины не тронь — это не твое, свою спину кончишь. Деток отливай, но не часто, а гадать не смей – плохо будет, карты вообще в руки не бери. Сама свои услуги никому никогда не предлагай, только если кто попросит, и то не всем, если чувствуешь, что человек неприятен – откажи, иначе плохо тебе будет от его зависти. В основном все несчастья - от зависти, люди от нее шлют сглаз, порчу. Самые страшные враги – это зависть и ревность. Деньги за услуги не проси, дадут – возьми, но не определяй стоимость услуги, люди сами решат, сколько давать. А теперь о тебе - сейчас сидишь и думаешь, зачем тебе все это надо?
     - Не буду я больше ничего делать, проживу без этого.
    - Неправильно думаешь. Тебе это дано не для того, чтобы ты это не применяла, это не нам решать использовать свой дар или нет. Раз дано людям помогать – помогай! Если чувствуешь, что в жизни столкнулась с плохим, злым человеком - отойди, дурного никому не желай, может сбыться, потом будешь жалеть о своем пожелании. А если кто тебе зла пожелает – получит во много раз больше, у тебя свыше есть большая защита, поэтому и обидеть тебя никто не может! Ну а если, кто с настоящей бедой к тебе придет, можешь отправить ко мне, сама не лезь в чужие беды, не бери на себя груз, не твое это.
     На том и расстались, Света еще раза два к нему знакомых привозила, из тех, кто особо нуждался в помощи. Как-то, во время одной из поездок, за чаем, шаман рассказал свою историю.
     Биликто был потомственным шаманом, но это не значит, что вся семья занимались шаманством. Отец получал шаманский диск от своего отца, а когда приходило время, передавал его старшему сыну, остальные члены семьи жили обычной жизнью. Так было испокон веков в их роду. Биликто был вторым сыном, старшим в их семье был Дондок, который окончил исторический факультет пединститута, но знал, то его предназначение – продолжить дело отца. Дондок не смог бы отказаться от своей миссии, от того, что было заведено с глубокой древности, и свято соблюдалось, иначе мужчины рода начнут умирать, и род просто угаснет.
     Сестры Биликто учились в медучилище, а сам он в Иркутском политехническом институте. Жил как живут все студенты – весело и интересно, и эта жизнь ему нравилась, в дальнейшем он планировал работать по специальности – инженером. Биликто учился на третьем курсе, когда в автомобильной аварии погиб Дондок. После похорон, отец сказал Биликто:
    - Институт заканчивай, но мое наследие перейдет к тебе. Дондок погиб, и ты теперь будешь шаманом, а после моей смерти займешь мое место.
    - Но я же ничего не знаю и не умею, отец!
    - Само придет, все будешь знать и уметь.
    Так и случилось. Отец прожил еще восемь лет, а перед смертью передал диск Биликто и тот продолжил дело, а вскоре получил известность как весьма справедливый светлый шаман. Светлый – это значит не делающий ничего темного, плохого, например, порчу, или месть. У шамана подрастал сын, который пока что думать даже не хотел о продолжении дел отца, так же, как и сам Биликто когда-то. Но время все расставит на свои места, и будет так, как должно.
    Ну, а теперь о жертвоприношении, так напугавшем Юлю. Один из тех людей, кому шаман помог, привез в благодарность барана. По традиции благодарственного шамана режут и едят с родными и друзьями, что и было сделано в тот же вечер. Режут барана мужчины, женщины не должны даже присутствовать при этом, они только потом моют бараний желудок, кишечник, и делают из крови, печени и жира колбасу. Мужчины разделывают мясо, варят его на костре в казане, потом все вместе, а это, как правило, несколько человек, у костра садятся есть мясо, пить бульон, и в завершении - чай с молоком. Все это растягивалось надолго, сопровождалось длинными неспешными беседами, не обходилось и без выпивки – не пьянки, нет, все вполне в разумных пределах, но вроде как маленький праздник.
     Вот это и увидела Юля, и произвело на нее это большое впечатление только лишь потому, что она ничего не знала.

Иркутск, 2025 г.


Рецензии