Под каждым холмиком лежит всемирная история -6

Хочется рассказать об одном эпизоде, связанном с его возвращением на родину, который услышала из уст старика, знавшего моего деда. Дорога из Петербурга через Москву в родные места заняла много времени. В один из морозных дней он сошёл на павлодарскую землю, но ещё предстояло доехать до Баянаула, а оттуда в зимовку у подножия горы Сартау. В котомке он вёз немалые деньги, заработанные на тыловых работах. Осмотревшись, заметая следы, он пришёл на конный двор. Здесь он выбрал коня, купил седло. Отправиться в путь, в Баянаул он решил утром. На базаре купил курт, хлеб и соль.

А ранним утром двинулся в путь. Проехав часа три, вдруг он заметил всадников, скачущих вслед за ним. В голове сразу промелькнула мысль: значит, кто-то вчера видел, как он покупал лошадь. Где допустил промах? Неужели отнимут лошадь, заберут деньги, заработанные таким трудом, думал он. Повернувшись назад, увидел, что силы неравные: он один, а их человек семь-восемь. Но вверив свою судьбу в руки Аллаха, Жанахмет продолжал скакать, не убавляя  скорости. А крики становились все громче и ближе. В какой-то момент он решил остановиться и дождаться их. И тут он заметил, что конники все русские. Раньше Жанахмету не приходилось говорить на русском, но после Петербурга он стал понимать русскую речь. Путники его настигли, остановились. Из пространной речи одного из них он понял: они догоняли его, чтобы продолжать путь вместе.

 - Но ты, брат, скачешь, насилу остановили хором! – возмущенно, но по-доброму обратился старший из них. - Пришпорь лошадь, что ты загнал его, давай поедем вместе, веселее будет! Куда ты путь держишь, не в Баян ли? Дед, видно, одобрительно замахал головой: Баян, Баян. И действительно, длинная дорога с лихими казаками-купцами оказалась намного короче: весь остаток пути они шутили, а он на ломаном русском старался поддерживать беседу. Попутчики по приезду в Баянаул накормили путника и его коня. Пожелав счастливой дороги, показали короткий путь на Сартау. Так, наш дед прибыл к родным живым и невредимым.

Известно, строительство российских железных дорог  в начале прошлого века стоило многим его создателям жизни, по сути, это были кровавые дороги. Нет, не простым человеком был этот Жанахмет, умевший постоять за себя, поразивший северян богатырской силой. Добрый молодец, степняк и охотник. Потомок казахских батыров, которые на протяжении веков отстаивали свою землю остриём пики и силой.

Предвижу ваше любопытство: дождалась ли своего мужа  Каден. Смею заверить: дождалась. Через несколько лет на свет появится их первенец, мой отец. Как знать, не её ли любовь сберегла любимого от невзгод в самые тяжкие дни? А впереди у них - долгая жизнь, полная  испытаний.


Рецензии