Под каждым холмиком лежит всемирная история - 4

Здесь я позволю себе отступить от общей канвы, и расскажу историю двух влюблённых – Жанахмета и Каден. Когда их решили поженить, ему было двадцать, а ей семнадцать лет. Наверное, небесам было угодно соединить их. У них были схожие характеры и одинаковые взгляды на жизнь. Есть мнение, что люди становятся похожими вследствие долгой совместной жизни. Возможно. Но, думается, что эта пара не могла не встретиться и пройти мимо друг друга. Высокий, статный, крепкий Жанахмет и голубоглазая Каден. Прожив долгую жизнь, они не сгорбились и не нажили лишние килограммы. Их зрелость была в крепких мышцах, в прямой осанке. Молодая сноха бойко вела своё хозяйство, успевала помочь в большом доме (так называли дом свёкра и свекрови). В Большевике благодаря деду не было недостатка в шкурах, а бабушка умела все это превратить в малахаи, шапки, шубки,  тулупы для односельчан.

В родительском доме до сих пор сохраняют ковры, текеметы и алаша, сделанные её рукой. В них - невиданные узоры и тепло ее рук. На краю каждой вещи она выводила год работы и имена внуков. Летом она пряла нитки из шерсти, красила их в разные оттенки, а зимой создавала свои шедевры. Трудно представить, сколько мешков шерсти переработано и пущено в дело за всю долгую жизнь. Может, с головой уходя в работу, она забывала о невзгодах, выпавших на её долю. Ведь вся долгая жизнь оказалась сложней  её узоров.  Разве она могла представить себе, что первые счастливые годы замужества будут омрачены отсутствием детей.

…Шли годы, они уже вместе пять лет, но нет детей. Очень часто Каден ловит косые взгляды людей, которым непонятно, почему молодая пара вместе до сих пор, если их не связывают дети. Если бы они знали, что своего первенца (моего отца) чета будет ждать более десяти лет и дождётся-таки.

1916 год. Российская империя втянута в Первую мировую войну. 25 июня выходит царский указ о «реквизиции» мужчин возрасте от 19 до 43 лет для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии. Уже 2 июля начинают работать сборные пункты.  Отсутствие у казахов свидетельств о рождении на руку баям, в итоге в списках сплошь сыновья крестьян, сыновья баев остаются в стороне. Несправедливость вызывает волну возмущений у молодёжи. Вооружённые серпами, топорами, косами, повстанцы громят байские аулы, угоняют скот. В Баянауле отряд в двести человек напал на хозяйство крупного бая Чорманова, отогнав у него табуны лошадей. В архивах хранятся донесения бая начальнику Павлодарского уезда о разгроме его имущества кочевым населением. Повстанцы уничтожали списки молодых призывников. Вскоре вся степь была охвачена пламенем восстания. Против повстанцев были организованы карательные отряды. Несмотря на героизм повстанцев, вооружённым царским войскам удалось подавить их сопротивление.

 Началась  отправка молодёжи на тыловые работы. Из семьи Анапии, где росли одни сыновья, в списке «реквизируемых» на тыловые работы значится Жанахмет, которому в тот год стукнуло 26 лет. Многие джигиты, не смирившись с поражением,  скроются в горах. В итоге – в пункты cбора явилась лишь третья часть призывников.  Мне и сейчас интересно: почему же он, великолепный охотник, знающий каждое ущелье родных Баянаульских гор, не пытался уклониться от принудительной мобилизации. Вероятно, он не хотел навлечь беду на своих родственников, ведь его бы искали.

Через полвека он расскажет мне, своей внучке, что в сборный пункт после всех боев он пришёл не по принуждению, а по доброй воле. В 26 лет мой дед, конечно, был молодым, сильным и уверенным в себе джигитом. За плечами, несмотря на молодость, у него огромный жизненный опыт. Он столько пережил, что ему ничего не страшно. Бояться тыловой или какой-либо другой работы? Что вы, это байка не  про него! Конечно, уезжая, он не был уверен, вернётся ли в родные края, будет ли ступать по этой земле. Придётся ли взбираться на вершины гор, вдыхать запах степи и вновь увидеть это бескрайнее небо. Дома оставалась молодая жена Каден. К счастью молодых, он вернулся.


Рецензии