Тхеравада и Три-кайя

Есть ли в Тхераваде и др. ранних "буддизмах" прототипы ТРЁХ ТЕЛ БУДДЫ?


1. Нирманакая (тело проявленное, физическое)

В Тхераваде нет термина «нирманакая», но есть идея Будды как исторического человека, Шакьямуни, который жил, учил и умер в сансаре.
Он воспринимается как реальный пример пути, доступный для подражания.
В суттах раннего буддизма часто подчёркивается, что «Будда — учитель, который явился в мире для блага живых существ» — это функциональный прообраз нирманакаи.

2. Самбхогакая (тело наслаждения, тело блаженства)

В Тхераваде прямо такого термина нет.
Однако встречается образ Будды в медитационных видениях (висуддхи, самадхи): ученики видят Будду в просветлённом облике, светящимся, окружённым сиянием.
Эти видения — прообраз самбхогакаи: тело, доступное в духовном опыте, но не физическое.

3. Дхармакая (тело закона, реальности)
В Тхераваде присутствует концепт дхамма, реальности как она есть, и Будда в этой логике — проявление истины.
В некоторых суттах говорится о Будде как о «дхарме», «истине», «законе» — это уже аллюзия на дхармакаю: будда существует как принцип истины и просветления.

Например, в Mahаparinibbаna Sutta (DN 16) Будда наставляет, что после его ухода нужно опираться на дхамму и сангху, а не на физическую личность — близко к идее дхармакаи.

Вывод

Прямой терминологии Трикая в раннем буддизме нет.
Но структура идей есть: исторический Будда (нирманакая), просветлённый опыт и медитационные видения (самбхогакая), вечная истина/дхарма (дхармакая).
Махаяна, позднее систематизируя эти идеи, превращает их в формальный триединый концепт.


Рецензии