Хоспис благородных попугаев
Деревня Отмичи находится на границе Дуденевского природного заказника. За околицей над хорошей асфальтированной дорогой висит растяжка-транспарант: «Поел, попил, поспал – убрал! Берегите природу – мать вашу!»
Символично, что уникальный птичий приют находится на одной улице с Отмицким подворьем Николаевского Малицкого мужского монастыря. В крестьянских поверьях Николай Угодник считался не только защитником домашнего скота, но и покровителем диких животных.
Удивительно, но летописная история Тверского края, начавшаяся именно с этого места 1010 лет назад, тоже связана с животным. В 1015 году конь благоверного князя Глеба споткнулся, князь выпал из седла и потерял здесь золотую гривну, что и зафиксировано в патерике.
Верующие знают, что в людях, сотворённых по образу и подобию Божию, изначально было заложено покровительственное отношение к животным, они были призваны изливать любовь и доброту на всё живущее. Именно эти прописные истины заставила нас вспомнить основательница хосписа «Святилище благородных» частнопрактикующий ветеринарный фельдшер Есения Белочкина, второкурсница заочного отделения Московской ветеринарной академии имени Константина Скрябина.
Есения окончила девять классов в 15-й школе в Твери, а в прошлом году – Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка». Практику проходила в питомнике Московского зоопарка, проводя диспансеризацию животных. Даже подняла на ноги – ох, на лапы! – старенького снежного барса, который «уже не разводился». В столичном зоопарке много рептилий, так что в «затерянном парке Юрского периода» Есения пришлась бы ко двору.
С пятнадцати лет она лечила диких птиц. В нашем краю много сов: неясыть серая, длиннохвостая, бородатая… Их часто сбивают на скоростных автотрассах. Ослеплённые фарами, птицы не успевают оценить скорость автомобиля, в итоге – черепно-мозговые травмы, переломы, ушибы. На сайте ВКонтакте есть группа «Помощь птицам. Город Тверь», можно обращаться.
А последние годы Есения занимается экзотами. Ара, жако, какаду, амазоны, эклектусы и прочие пернатые красавцы – птицы не одомашненные, обожают волю и независимость. Обладают разумом трёхлетнего ребенка, умнее попугаев только врановые. Жако способен формулировать звуками свои желания, а амазон – ассоциировать слова с предметами и событиями. У попугаев сложные социальные взаимоотношения, лидеров стаи нет, но есть первые среди равных. Поддаются дрессировке, но если их содержать в бедной среде, в неволе, то они никогда не станут умными.
Официально Есения пока не работает. То есть работает, но не у юридического лица, а волонтёром на частной территории своего отца – предпринимателя Игоря Владимировича Дубинина, своего надёжного и сильного помощника. Ведёт дела своего хосписа «Святилище благородных».
– К формату хосписа я пришла не сразу, – говорит Есения, – а через два с лишним года своей деятельности. Нравится лечить красивых и умных птиц! Даю им возможность пожить в новых условиях, попробовать разнообразные рационы, пообщаться с сородичами и после выхода в ремиссию начать жить в вольере. Я столкнулась с тем, что люди не справляются с попугаями. Смотрят мультики про попугая Кешу – и думают, что все такие. А те очень опасны, колют клювами грецкие орехи, отщелкнут палец ребенку за милую душу!
При нашем приближении хохолки у какаду поднялись веером. Это означало, что они обеспокоены. Какаду и жако в неволе живут до 80 лет. А молодые люди, как правило, мало интересуются бытом питомцев своих бабушек, и получив в наследство попугаев, очень озадачиваются. Другие, насмотревшись на мультяшеного Кешу, осознают свою ошибку, только заведя реального попугая. Все соседи в курсе птичьих дел – у попугаев громкий голос! Для них норма – просыпаться с восходом солнца. И очень много мусора, который в природе подъедают насекомые.
В настоящее время в Отмичах проживает 45 больших попугаев, из них в личной собственности Есении только три:
– В наш хоспис привозят птиц из разных краев, даже с Камчатки. Хоспис для попугаев в городе Иваново – нам не конкурент, а спаситель, там принимают лишь маленьких попугайчиков.
Недавно полиция Санкт-Петербурга передала в Отмичи одного конфискованного попугая-сквернослова на ответственное хранение, как материал по делу. Правоохранители ведь не обучены грамотному обращению с птицами.
Но, как правило, в хоспис птиц сдают с хроническими заболеваниями от неправильного содержания, поступают и молодые птицы с неизлечимыми болезнями, потерявшие интерес к жизни. Бывает, что у попугаев, при отличном внешнем виде, имеются скрытые проблемы со здоровьем. Медикаментозная помощь оказывается всем поступающим.
Нередко магазинные корма поражены плесенью вида аспергиллус или вида пеницилл. Споры плесневого гриба попадают в воздухоносные мешки попугаев, оседают в бронхах и лёгких – там тепло, влажно, начинается воспалительный процесс! Споры проникают вглубь тканей и быстро прорастают. Лечить приходится долго и тщательно.
– Приходится следить, что не возникло инфекций. Однажды у нас уже случалась эпидемия, её последствия приходится контролировать по сей день, – продолжает Есения.
Немало птиц поступает с самоощипом, почти голые. Некоторые владельцы считают, что птица ощипывается из-за стресса. На самом деле эти невероятно сильные птицы очень терпеливы, могут годами жить с чудовищными проблемами. А перья выщипывают, где больно и дискомфорт. Таким нужна незамедлительная помощь.
Каждая птица после адаптации проходит рентген и полное обследование. Получив все результаты и диагнозы, Есения начинает лечение. Этим она занимается в одиночку:
– У меня есть базовое оборудование и препараты для оказания экстренной и неотложной помощи. Но лаборатории под рукой нет, поэтому я на общественном транспорте езжу в Москву к нашему лечащему врачу Марии Маркиной, она с нами на связи, особенно в чрезвычайных ситуациях.
В период лечения попугаи находятся в карантинных клетках, слышат и видят друг друга на расстоянии, от этого меньше волнуются. А в стабильном состоянии здоровья птицы пребывают в пристроенном к одному из вольеров небольшом отапливаемом домике с освещением и видеонаблюдением. Здесь они зимуют, а если нет сильных морозов, могут выбираться в вольер на свежий воздух.
Для птиц в стабильном состоянии Есения подыскивает новые жилища и заботливые руки. А если птицы остаются в хосписе, то Есения и её друзья подбирают птицам своих кураторов-опекунов.
– Все птицы меня знают и любят, – улыбается Есения. – Иногда что-то рассказывают, но не каждый гость может разобрать, что именно. Попугаи много кричат, когда живут поодиночке – им просто нужно общение, и так они ищут друзей. Мои попугаи часто переговариваются между собой, общаются. Я тоже могу поддержать общую беседу.
Основные игроки рынка попугаев – это заводчики и контрабандисты. Попугаи, вывезенные из дикой природы, стоят дороже, потому что более крепкие и здоровые, с сильным иммунитетом, да и видов редких. Птиц засовывают в пластиковые бутылки, перевозят в чемоданах и сумках, усыпив, и сложив друг на друга. Естественно, никаких ветеринарных свидетельств у них нет. Почти половина птиц, вывезенных нелегально, в конечно итоге погибает.
Молуккский какаду Феня работала в цирке, но во время пандемии тот закрылся, и Феню продали в зоопарк. Там она сломала крыло, и нещадно грызла оставшуюся культяпку. Менявшиеся хозяева окольными путями вышли на приют Есении:
– Это был мой первый молуккский какаду. Очень долго её лечила, даже свозила на операцию, но все же она погибла. Было очень грустно. Я всегда мечтала о молукке. Крайне дорогие, один птенец стоит тысяч триста!
Но в хосписе живёт и самец простой серой цапли. Попал сюда с переломами. Он почти здоров, но Есения его не выпускает, потому что его сородичи мигрируют на юг, а он может не долететь до места зимовки. Поэтому оставлен до весны. Есть белая белочка с чёрными глазами, по прозвищу Белоусов. Белоусова стукнули в тульском зоопарке, теперь поправляется от травмы позвоночника. Грызёт фундук, орешки кедровой сосны, грецкие орехи.
Сам приют дохода пока не приносит – есть только добровольные пожертвования на «птичью карту» в группе приюта в ВК, а система кураторства ещё находится в разработке. Волонтёры, у которых есть «свои» птицы, покупают тем игрушки и переводят деньги на врачей и лекарства (весьма, кстати, недешёвые), но в основном всё оплачивает Есения. Иногда она балует попугаев, в праздничное меню, помимо яблок и бананов, включаются киви, инжир, фрукты личи, маракуйя и зёрнышки граната. А летом несколько огородных грядок отводится для выращивания кукурузы, фасоли, гороха, подсолнухов и даже арбузов.
Игрушки закупаются у знакомых мастеров и делаются на заказ: «В зоомагазинах покупать игрушки опасно. Особенно, если в магазине есть животные, они там все больные». Самые дорогие – это клетки и вольеры. Они должны быть в человеческий рост, из металла, потому что пластик и дерево попугаи тут же сгрызают. И днище должно закрываться, потому что попугаи умеют копать. Стоимость таких клеток – от 50 тысяч рублей.
Как некоммерческая организация (НКО) приют пока что не зарегистрирован. Трое юристов приступали и отступились, случай неординарный. Сейчас разрабатывается система кураторства и нужно больше места, больше вольеров и клеток. Наезжают волонтёры из Москвы – с вокзала прямо сюда. Всего их человек тридцать, но вместе не собираются.
– Моя мечта – сделать большой зоопарк с аквариумами и террариумом. Хочу привезти пару жирафов, очень они нравятся. В последнее время занимаюсь и рептилиями. Вот красноухая черепаха родом из Америки. Ведь как бывает? Продавцу в зоомагазине лишь бы продать, говорит, что черепашка не вырастет, а та неожиданно достигает размеров суповой тарелки! К тому же больно кусается, может откусить и съесть лоскут кожи. А для одной большой черепахи нужен аквариум на 100 литров с мощным фильтром, греющие и ультрафиолетовые лампы. Всего у меня 14 черепах, две игуаны, дюжина гекконов, свиноносый уж, королевский питон. Надеюсь, что мои планы сбудутся!
***
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Российский орнитолог Андрей Зиновьев – доктор биологических наук, завкафедрой ТвГУ. Корни его родословной по линии отца – в Дуденево:
– Думаю, дело Есении Белочкиной полезное! Крупные экзотические попугаи – одни из самых ярких и впечатляющих представителей пернатого мира. Удивляют не только красотой, но высоким уровнем интеллекта, способностью имитировать человеческую речь. Эти птицы нуждаются в особых условиях для жизни: просторных вольерах, сбалансированном питании и постоянном контакте с человеком или сородичами для поддержания психического здоровья.
К сожалению, немало попугаев, проживающих в России, попадают сюда через серые схемы. Для легального ввоза их в Россию необходимо получать разрешение Россельхознадзора и оформлять сертификат CITES. Также требуется пройти ветеринарные проверки, птицы должны сопровождаться ветеринарными и сопроводительными документами. В пределах России перевозка птиц допускается с соблюдением ветеринарных норм и правил.
Игорь Александрович МАНГАЗЕЕВ.
На фото: Есения с питомцем. Из домашнего архива Е.И. БЕЛОЧКИНОЙ
(Статья, иллюстрированная 12 фотографиями, опубликована в газете «Ленинское знамя» Калининского муниципального округа Тверской обл. – 41(12179). – 17 октября 2025 г. – С. 6-7.)
Свидетельство о публикации №225102301216
