Мы и они

 
Мы – это кто? А они, которые нам противостоят?  Кто мне друг, кто враг,
а кто – «и не друг, и не враг, а так» (по В. Высоцкому)?  В каком строю моё место? Или я – «кот, который гуляет сам по себе», как в мультфильме 1968 года? Если я – человек мыслящий, то обязательно задам себе эти вопросы.

Моя жизнь сложилась так, что такие вопросы я начал задавать в далёком довоенном детстве.

В 1939-м, когда началась Вторая мировая война, мне было 6 лет. Ростов-на-Дону, огромный двор на улице имени руководителя немецких коммунистов Тельмана, вблизи гостиницы «Ростов». Мальчишки играют «в войну» и за кого-то болеют. Неизбежный вопрос: я – за кого? В 1939-м я болел …за немцев. Кто такие немцы, понятия не имел, а советская пропаганда тогда представляла их как наших друзей. Не партию Тельмана, а гитлеровцев, пришедших к власти в начале1933-го – одновременно с моим рождением. Как и почему такое оказалось возможным, общественность узнала лишь много лет спустя. Слишком уж многое мы узнаём лишь много лет спустя! Ясно,что
с 22 июня 1941 года я за немцев уже не болел.

Меня воспитывали человеком, готовым отдать свою жизнь за Советскую Родину, за Сталина. Путь, которым я шёл до 1991 года – октябрята, пионерия, комсомол, КПСС. Путь, пройденный миллионами советских людей.

В ряд каких родичей поставила меня судьба? Одни их имена чего стоят! Строитель Магнитогорского металлургического гиганта и «Азовстали» в Мариуполе Яков Гугель, погибший в 1937-м. Патриарх отечественной поэзии и поэтического перевода, педагог Александр Ревич. В 1941-м он выпускником военного училища встретил войну на границе под Одессой, дважды бежал из немецкого плена, в том числе по тонкому льду только что замёрзшего Таганрогского залива, прошёл через штрафбат под Сталинградом. Врач Эзрий Иоффе, ценой своего здоровья разработавший методы лечения от действия иприта. Военпред Филипп Кисин – участник создания советского ядерного щита.  Всенародно любимая актриса Фаина Раневская. Поэт и переводчик Самуил Маршак. Актриса, художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек. Блестящий журналист-международник, полиглот Валентин Островский. Известная поэтесса «Серебряного века» София Парнок. Её брат Валентин Парнах – поэт, танцовщик, родоначальник русского джаза. Их сестра поэтесса Елизавета Тараховская. Артисты эстрады Владимир и Виктор Хенкины. Братья Евгений и Яков Хенкины – авторы самого большого собрания фотографий, рассказывающих о жизни предвоенных Берлина и Ленинграда. 

Моё место в этом созвездии скромнее. Карьеры я не делал и дважды отказывался от директорских кресел. Как химик я оставил после себя 20 производств, мною и разработанных, и освоенных  в промышленности. Не все из них дожили до сегодняшних дней. Около 200 публикаций, включая 5 научных монографий. Когда в 1967 г. отмечали 50-летие советской химии, меня назвали в числе создателей химической промышленности СССР.

В 1970 г. издательство «Химия» выпустило в свет мою первую научную монографию – об антрахинонах,  она стала первой в мире специальной монографией о цветности этих важнейших соединений.  Химики мира её оценили: в Англии издали также и на английском. Даже написать и защитить докторскую диссертацию по своим химическим исследованиям, завершённым уже пенсионером, здоровья мне не хватило. А это было не рядовое исследование: оно развивало учение классика химии А.М. Бутлерова о строении органических соединений.

В профессиональном обществе меня заметили и отметили. В том числе удостоили включения в справочник США «Who’sWho in the World», где собраны 3% наиболее значимых ещё живых землян, и в биографический справочник «2000 интеллектуалов XXI века за границей» (Кембридж, Англия).

После окончания в 1955 году химфака Ростовского университета я 13 самых молодых и активных лет своей жизни отдал Донбассу, да и в последующие годы немало делал для развития химической науки и промышленности Украины. Созданные мною технологии я осваивал на химических предприятиях Рубежного, Москвы, Харькова, Львова, выступал с докладами на научно-технических конференциях в Киеве, Львове, Иванове, Красноярске, Москве. В 1961 г. в Киеве на украинском языке издана моя брошюра «За связь пропаганды химических знаний с жизнью».  В качестве  Учёного секретаря Луганского областного правления Всесоюзного химического общества
им. Д.И. Менделеева организовал в Рубежном Всесоюзную научную конференцию по химии антрахинона (1968 г.) и выступал на ней с докладом.

Я не стал, как масса коммунистов, в 1991 году писать заявление о выходе из партии. Но и отказался передавать свою учётную карточку из ушедшей в историю КПСС её преемнику КПРФ. Оставаясь патриотом страны, я доживаю своей век беспартийным. Уходя на пенсию в начале 1993 года, я не видел себя в XXI веке: потеряв здоровье, был уверен, что до него не доживу. Стал историком, писателем. Написал и опубликовал уже столько, что в таком качестве меня знают уже больше, чем химика.

И вот, перешагнув своё 90-летие, я возвращаюсь к главному вопросу: мы, наши – это кто? Мир оказался скроенным так, что ответы на простые вопросы получать непросто. Почему некоторые из вчерашних друзей сегодня стали врагами? Только ли потому что всегда были историческими врагами, не собиравшимися жить в мире с Россией, учитывать её интересы, а долгие годы готовившиеся к войне, чтобы подчинить Россию? Известно, что История ничему не учит, а только наказывает за невыученные уроки. А мы все уроки хорошо выучили?

Руководители СССР, политика которых граничила с заискиванием перед Западом, оказались слишком слабы, чтобы отстоять целостность Советского Союза. Заражённые антисемитизмом, они оттолкнули от себя советских евреев и фактически понудили многих из них к эмиграции на Запад и в Израиль. Послевоенную информационную войну мы проиграли, за что теперь и расплачиваемся? Или не только поэтому?
Как получилось, что Россия допустила создание государства Украина под властью бандеровцев, включив в неё русские земли с русскоязычным населением и развитыми промышленностью и наукой? Какие права у американцев, англичан и немцев на побережье Чёрного и Азовского морей? 

Донбасс всегда был и остался русскоязычным. В быту – русский язык, вся документация на производствах, преподавание в учебных заведениях, газеты, радио – на русском. А вывески в городе Рубежное – на украинском. Украинску мову любили и знали. Среди моих друзей много украинцев, а самый близкий – Юрий Герасименко, который пользовался в Рубежном огромным авторитетом. Ему я давал рекомендацию в партию. 

До 1991 г. я нередко приезжал в Рубежное – по делам и на встречи с друзьями.
В Москве и Ленинграде регулярно собирались содружества бывших рубежан, семьями, с детьми. Никогда в них не было национальных противоречий. Тем больнее видеть, как Украина стала пешкой в войне против России. В войне «до последнего украинца». Бандера и Шухевич, воевавшие за Гитлера против СССР, массово уничтожавшие на Западной Украине евреев, поляков, русских и даже инакомыслящих украинцев, объявлены героями Украины. Их последыши дорвались до власти в Киеве и много чего уже натворили. В частности, сумели довести до банкротства когда-то успешный Рубежанский химкомбинат, а затем практически уничтожить его физически. Разрушить когда-то цветущие города Рубежное, Северодонецк, Мариуполь, Артёмовск. Сумели воспитать поколение украинцев, для которых «москали» стали врагами, а русский язык и русская культура – вне закона. Воюя, они прячутся за спинами местных жителей: устанавливают огневые средства в больницах, учебных заведениях, рядом с жилыми домами, а то и непосредственно в квартирах, выгоняя их владельцев. На потерянных территориях разрушают всё, до чего могут дотянуться – дома, предприятия, инфраструктуру. Для наших же украинцы – не враги, тем более мирные жители. В наших рядах много людей с украинскими фамилиями. Наши организуют эвакуацию населения в безопасные места, медицинскую помощь, доставляют воду, питание и другую гуманитарную помощь. Украина убивает тех, кого объявляет своими гражданами, а Россия их защищает. Посланные «на убой» украинцы знают, что лучший способ остаться живыми в этой мясорубке – сдаться в плен. Такая война не может привести бандеровцев к перемоге. Она способна лишь разрушить Украину, процветанию которой я отдал существенную часть своей жизни. 

Зачем понадобилось в России возвеличивать себялюбца и сексота Солженицына, предавшего и Родину, и её врагов, и любимую первую жену, и самых близких друзей юности, что раскололо российское общество? Заметная часть российского общества побежала из страны, не желая защищать её с оружием в руках. Может быть, и не надо таких к этому принуждать? В России во все времена хватало добровольцев, готовых Родину защищать.

Сегодня Россия – сильная ядерная держава. Открыто воевать с ней США и НАТО, считающие себя властителями мира, опасаются. Вот и воюют с ней руками бандеровской Украины. Как могло случиться, что проспали Украину? Как могло случиться, что для отдельных евреев бандеровцы стали друзьями? Хуже того, как могло случиться, что для отдельных моих родичей, разбежавшихся по западному миру из-за разгула антисемитизма в России и недоверия к её руководителям,
я стал недругом, поскольку поддержал Россию в её противостоянии с Западом?   
Идёт пропагандистская война. Всю мощь своей пропаганды Запад направил на дискредитацию России: дескать, война началась 24 февраля 2022 года, когда агрессор Россия напала на Украину с целью захвата её территории. Сделали вид, что до этого не было ничего – попыток США вытеснить русских из Крыма и Севастополя, майдана 2014 года, запрета русского языка на Украине, обмана на минских соглашениях, подготовки Украины силой вернуть себе Донбасс и Крым, массовых репрессий людей, пытающихся рассказать правду.
 
Мы – земляне. Мы – разные! Белые, чёрные, коричневые, жёлтые и  красные. Россияне, европейцы, американцы и латиноамериканцы, китайцы, индийцы, японцы, корейцы, вьетнамцы, малазийцы, иранцы, турки, евреи, австралийцы… всех не перечислишь. Мужчины, женщины и трансгендеры. Атеисты и верующие в разных богов. Блондины, брюнеты, шатены, рыжие, седые и лысые. Старики, пожилые, молодые и дети. Мудрые, умные, глупые и дураки. Мастера на все руки и неумехи. Нищие, бедные, обеспеченные, богатые и олигархи. Начальники и подчинённые. Ленивые, исполнительные, инициативные и изобретательные. Учёные и необразованные. Физики и лирики. Писатели и читатели. Гулящие, однолюбы и девственники. Весёлые, скромные, необщительные. дружелюбные и агрессивные. Скупые, бережливые и расточительные. Бесстрашные, боязливые и благоразумные.

Мы все земляне, и Земля у нас одна. У нас нет иного выхода, кроме как не враждовать, а с уважением относиться к интересам любых, уметь договариваться с ними. Никто не имеет права объявлять себя «исключительным»,  жить за счёт других, считать их нелюдями и диктовать, по каким правилам им жить. Эти «исключительные» –  наши враги. Их не переделать. Главное – не дать им, уходя в небытие, уничтожить Землю. Остальные – друзья и неопределившиеся, которым нужно помочь стать нашими друзьями. 
 
Настоящая история человечества ещё не написана – её писали на свой лад люди с противоположными взглядами. Не написана и настоящая история России – без явной лжи и белых пятен, скрытых в засекреченных документах. С объективными оценками главных событий и действующих лиц, включая императоров, Ленина, Сталина и последовавших руководителей. Объективность в разъединённом и враждующем мире, в котором нет общепринятого представления, каким должно быть справедливое социальное общество, вряд ли возможна. Однако добиться мира на Земле можно и нужно, хоть и сложно. Пока что мира хотят все, но при условии собственной победы. Нужно научиться договариваться!


Рецензии