Избыточные коды

- больше чем просто мобильная связь


   Чтобы нормально слышать собеседника по радиотелефону, раньше надо было выдвигать на мобильном аппарате длиннющую антенну, кратную длине волны передаваемого сигнала. Требовалось вкачивать в эту антенну очень большую мощность, но даже это не давало гарантии чистого приёма.

   Сейчас мобильные телефоны имеют очень маленькую антенну, она вообще не видна, спрятана в корпусе аппарата, и у нынешних аппаратов излучается мощность на порядки меньше, чем у старых мобильных аппаратов.
   И при всём при этом, качество связи сейчас несравнимо выше, чем на заре мобильной связи.

   Мало кто задумывается за счёт чего случился этот качественный переход.
Физика распространения радиоволн не изменилась, разве что немного увеличились несущие частоты, да появились башни с роумингом, но это всё не дало бы само по себе того заметного улучшения, какое мы сейчас наблюдаем. Мы своими мобильниками принимаем и передаём внешнему миру тонны информации, не теряем связь за бетонными стенами, и даже не удивляемся, что сигналы приходят чётко, без искажений. Настолько привыкли, что даже не задумываемся, что за чудо случилось за прошедшие пару десятков лет.
   
   Всё дело в том, что сейчас информация передаётся в цифровом виде, и не просто передаётся, а кодируется специальным способом. Информация передаётся короткими пачками импульсов (пакетами), а каждая такая пачка содержит так много информации о предыдущих и последующих пачках, что даже если помеха исказит какую-то пачку или даже группу пачек, то за счёт информации, закодированной в более ранних или более поздних пачках, исходный сигнал будет восстановлен со стопроцентной точностью. То есть сигнал в каждый конкретный момент имеет избыточную информацию о предыдущих и последующих моментах.

   Такая кодовая система защиты информации называется «избыточные коды». Здесь ничего нового. Подобных систем кодирования много разных, все не перечислить, однако главный принцип у всех них состоит в том, что в любой миг, любой единичный передаваемый пакет, содержит информацию о прошлом и будущем состоянии сигнала. Вот сейчас ваш смартфон только что принял этот мой текст, без пробелов и искажений, а это обеспечила система кодирования, названная в честь математиков, придумавших её основу. Коды «Рида-Соломона», «Рида-Мюллера» и прочие, мы изучали, будучи студентами ещё в восьмидесятых годах прошлого столетия.
   Новость не в том, чтобы об этом напомнить.

   Новость спрятана в недавнем открытии факта, что информация в природе тоже имеет дискретную основу. Единичные фотоны, передаваемые по нервным оптическим каналам, а также фотоны, передаваемые от одних живых субстанций другим через внешнюю среду, легко могут потеряться «по дороге», так неужели природа менее дальновидна чем человек, и не предусмотрела надёжную защиту сигналам?
   
   Размышления на данную тему позволяют сделать однозначный вывод о том, что в каждой посылке информационного возмущения от одной нервной клетки к другой, должна быть полная картина о том, что было до этого момента и что будет после.
Иначе, коммуникации живых форм были бы менее сознательными  за счёт помех, и более хаотическими.

   Каков буфер - временной диапазон сохранения информации - ещё придётся определить науке, однако факт наличия избыточного кодирования напрашивается сам собой. Эти выводы, конечно, не доказательства, но уже более, чем просто гипотеза.

   Хватит ли скорости передачи в нервном канале для размещения громоздких кодов с сильно избыточной информацией? Почему бы и нет, всё дело в том, с какой частотой излучаются фотоны специальными светоизлучателями - молекулярными хромофорами, находящимися в белках нервных клеток. Поскольку человечество ещё только робко приближается к фотонике, к квантовым вычислениям, то пусть не сейчас, но со временем, биологическая кодировка будет расшифрована, и мы сможем, например узнавать, что организм испытывал в прошлом, и что будет испытывать в будущем.

   А теперь философия. Куда же без неё. Расширим понимание избыточных кодов с передачи информации между парой нейронов на процесс интеллектуальной деятельности мозга в целом.

   Правильная расшифровка избыточных кодов позволяет мозгу помнить прошлое и прогнозировать будущее. Память прошлого и беспокойство о будущем – это и есть основа мыслительной деятельности человека, это и есть его разум, и технически это зашито в избыточных кодах фотонного наполнения нервных импульсов.

   Кто сможет расшифровать эти природные избыточные коды, насколько сильным должен быть тот математик?

   - Конечно сначала нужно изготовить фотоумножитель микронного размера, чтобы в оптических каналах аксонов не просто фиксировать световые посылки, а вылавливать кодовые последовательности, состоящие из отдельных фотонов. Затем уже расшифровывать. Вполне может быть, к тому времени мощности компьютерных нейросетей позволят работать с расшифровкой квантовых кодов.

   Что будет, когда эти природные системы кодирования будут расшифрованы?

   - Появится возможность создания настоящего искусственного интеллекта, который сможет осознавать сам себя. И наверняка люди привыкнут к нему так же быстро, как привыкли к смартфонам...

   Но какая польза человечеству от этого?

   - Самое время об этом подумать… пока ещё есть время и будущее ещё просматривается в избыточных кодах событий нашего нынешнего времени.

   Нужно ли переживать на этот счёт?

   - Совершенно не стоит, всё произойдёт само собой, в самом лучшем варианте, как всегда всё происходит самым лучшим образом... но будет интересно, это точно.


Рецензии