На внезапную смерть Даниэля Народицкого. Вступ

Да! Было время! На стене а шахматной школе висели портреты Чемпионов мира по шахматам. Эти портреты украшали стены большинства шахматных центров мне известных.
Список имён мы знали наизусть:
Вильгельм Стейниц
Эммануил Ласкер
Хосе Рауль-и – Граупера Капабланка
Александр Алёхин
Макс Эйве
Михаил Ботвинник
Василий Смыслов
Михаил Таль
Тигран Перосян
Борис Спасский

Вот с этими именами в голове мы и росли.
Естественно для интересующихся историей шахмат серьёзно не были тайной имена Андерсена, Стаунтона, Морфи, Чигорина, Тарраша, Боголюбова, Ницовича, Рети. Волей-неволей играя различные дебютные системы мы окунались в имена Пирца, Уфимцева и многих других. Знакомясь с трактатами узнавали Авербаха, Кереса, Багирова, Бронштейна… В моей слабеющей памяти сотни известных шахматных имён. Конечно для нас было шоком восхождение Бобби Фишера, подвиг Карпова, длительная борьба бакинского маэстро. Любя именно шахматную литературу я увлекался Хенкиным и Котовым, Гиком и Ферзьбери – Вайнштейном.
Но годы летели и «в суете городов и в потоках машин» я постепенно стал терять интерес к спортивным вершинам шахматной игры. И настал счастливый день, когда я обнаружил, что абсолютно не в курсе!!
Да, да! Не в курсе того, кто сейчас чемпион мира, какова расстановка сильнейших гроссмейстеров. Даже играя на таком ресурсе как личесс.орг я абсолютно выпал из поля современной информации.
В своё время разобравшись для себя самого в том, что такое «сильный шахматист» и понимая, как именно играют сильнейшие гроссмейстеры, понимая «смертность современных шахмат», осознавая всю их реальную убогость и несовершенство я потерял интерес и к битвам «на вершинах».
И потому для меня огромной новостью стала смерть молодого одареннейшего гроссмейстера Даниеля Народицкого.
Наконец я узнал, что Магнус Карлсен более не чемпион мира по шахматам!
Что чемпион мира ныне индийский гроссмейстер!
Несколько лет назад я полностью потерял из виду женские шахматы и списки сильнейших шахматисток планеты. Для меня процесс потери интереса к женским шахматам начался с истории сестёр Полгар, продолженной историей сестёр Косинцевых из Архангельска. Поясню: к архангельским шахматам я так или иначе имел довольно близкое отношение. Для меня это не чужой город. В Архангельске у меня родились сын Володя и дочь Светлана. В Архангельске я много (десятки!) лет дружил с Павлом Зарубиным и лично знал практически всю шахматную элиту города и области. Включая сюда и чету Щепёткиных, и Стрекаловских, и Карбасникова, и Козлова, и Маланюка, и Чириманова, и Петрова, и Радевича, и Лисицына, и Кремлёвых, и Викторова, и Данилова, и отца и сына Шевченко, и Попова… Наконец именно в Архангельске я открыл свои Мерцающие шахматы. Естественно знал и всю женскую шахматную элиту области, а Люся Анисимова открыла мне Каммингса!
Но время-время!
О том, что шахматы при смерти я писал еще в 1981-ом году. Писал и раньше. Именно упадок интереса к шахматам был причиной некоторых моих «кадровых» «решений». То, что игры на порядки более слабые потеснили шахматы в общественном сознании было не забавно и требовало очень серьёзной проработки причин происходящего.
С другой стороны требовали разъяснения нераспространённость таких игр как гексагональные формы шахмат, четверные шахматы, целый ряд других форм шахматной игры.
В век интернета и мощных шахматных сетевых ресурсов шахматы постепенно вымирают. Практически исчезли такие формы как откладывание партии и запись хода «в конверт».  Абсолютно не интересна игра с компьютером. Шахматы теряют «аромат» схватки личностей.
И мир действительно накрывает лавина «новых» игр.

На смерть Даниэля. Постановка вопроса
http://proza.ru/2025/10/23/1187


Рецензии