Малевич. На пути к Черному квадрату

Вот так начинались безобразия,  которые и привели Малевича к "Черному квадрату"

"Чёрный квадрат" Малевича, произвёл в свое время на меня очень сильное впечатление. Я, кажется, понял его глубокий смысл. Хотя правильнее будет сказать, умные люди взяли меня под белы ручки и ткнули мне этим смыслом в самую мою физию.

Произошло это в 1988 году на выставке художника в Русском музее. Там тогда выставлялась экспозиция Малевича. Несмотря на раскрученность имени, посетителей было кот наплакал. Устроители выставки любезно указали, где нужно начинать осмотр и в каком порядке его производить.

Поначалу шли ранние работы Малевича: пейзажи, жанровые сценки. Все так пристойненько и благородненько: люди как люди, природа как природа -- реализм так и прет, не выходя из берегов.

Потом художник начал фордыбачить. Пропорции фигур людей и предметов становились искаженнее, бьющая через край цветовая палитра на глазах примитизируется и скукоживается. Потом вообще пошли рисунки, чуть ли не детские: палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек.

Но и на этом художник не остановился. Пошли вообще не корреспондирующие ни с какими предметами наборы линий и цветовых пятен. И закончилось все это рядом квадратов: желтый, красный, и, как апофеоз -- черный. Сам ли художник что-то такое мыслил, или это была задумка устроителей выставки -- не знаю. Бабка, которая сидела от музея в зале, ничего вразумить не смогла. Но, по крайней мере, обвинение, будто художник не мог писать нормально, потому и выкаблучивал во что горазд, мне представляется несостоятельным.

Примечание: разумеется, какие ранние, а какие поздние работы у Малевича понять невозможно. Так, многие реалистические работы были созданы в последние годы жизни, как и многие супрематические в ранние. Но художник ставил на них поддельные даты, как бы давая понять, что должно были идти в начале, а что потом


Рецензии
Владимир Дмитриевич, не хотите Вы смириться с тем, что К.Малевич был глубоко коммерческим художником, который писал то, что было модным и востребованным.) Париж пропел оду "кубизму" - пошли "квадраты" Малевича. Кто-то очень грамотный его раскрутил, затем танцевал. Где большие деньги и успех - всегда есть продюсер.

С уважением и всего самого доброго автору!

Марина Прокоп   26.10.2025 12:18     Заявить о нарушении
Возможно, вы и правы. Я не знаком достаточно ни с биографией, ни с творчеством художника. Хотя "Чёрный квадрат" имеет очевидно концептуальное значение. По крайней мере, исследователи сходятся во мнении, что многие из его "реалистических" картин были написны в последние годы жизни художника, хотя и датированы задним числом как самые ранние. То есть художник шёл к ним от "Квадрата" а не наоборот.

Ну и важно подчеркнуть, что вдохновлявшая его идея: за видимым многообразием мира найти простые первоэлемены, была трендом эпохи. Как в живописи: кубизм, постимпрессинисты, так и в литертуре (Джойс), в науке (элементарые частицы, энтропия, психичекие перволементы)

Соколов Владимир Дмитриевич   27.10.2025 09:26   Заявить о нарушении