Во власти неведомой силы. Глава 19. Помощник

Начало книги и оглавление книги находится в этой публикации:
http://proza.ru/2025/10/03/262

***************

     Несмотря на динамизм, подготовка группы к походу шла своим чередом. После собрания Зина написала крупными буквами на двойном листочке из тетради список личного снаряжения, и туристы начали потихоньку комплектовать свои рюкзаки.

     Александр, как и обещал на беседе Игорю, взял на себя обеспечение группы инвентарём и снаряжением, не дожидаясь особой команды. В турсекции УПИ был свой склад снаряжения и инвентаря.

     Снаряжение участникам туристских походов выдавалось бесплатно. Процессом руководила маршрутно-квалификационная комиссия института. Её председатель, Лев Самуилович, преподаватель кафедры физкультуры, начальник учебно-спортивного отдела спорткомитета УПИ, выдачу инвентаря поручил проводить студенту Юре. Выдача пооизводилась под роспись в журнале, учёт вёлся по наименованию и инвентарному номеру снаряжения.

     О том, что туристы группы Игоря идут в поход, в спорткомитете знали. Юра сам готовил в это время поход II категории трудности по Северному Уралу. Поэтому когда Александр договорился с ним насчёт получения имущества в воскресенье, он без вопросов согласился и открыл склад. 

     После собрания Александр сделал объявление и предложил пройти на склад, получить необходимое снаряжение. Поскольку лыжи, палки и лыжные ботинки любой студент мог получить не только для похода, но и для личных спортивных тренировок, туристы не покупали этот инвентарь, а брали в турсекции. И в походы студенты тоже ходили на этих лыжах.

     В те годы промышленность не выпускала лыжи подходящих для зимнего туризма моделей. Общественные лыжи турсекции были стандартными, ещё их называли военными, потому что такие лыжи были и на вооружении армии. Это были лыжи от 1900 до 2200 мм длиной, 80 мм шириной и толщиной в месте крепления 27 мм с универсальными креплениями, позволяющими использовать лыжи как с лыжными ботинками, так и с сапогами, тёплыми ботинками и валенками. Эти лыжи были удобны тем, что были очень прочными и всепогодными.

     В письме Игорю Георгий написал, что приедет со своими лыжами.  Остальным участникам группы были нужны лыжи общественные.

     Некоторые туристы получили их уже раньше, перед прошлыми походами. А для тех, у кого лыж, лыжных палок и лыжных ботинок ещё не было, Александр организовал обеспечение в тот день.

     То же самое касалось и рюкзаков. Со своими рюкзаками в поход планировали идти Николай, Георгий и Люда. Остальные участники группы получили рюкзаки на складе турсекции. Таким образом,  вопрос с личной экипировкой участников похода был организованно решён.

     Следующий вопрос, который Александр запланировал решить сразу же, это палатка. Он был наслышан об особой палатке Игоря, но сам её не видел. И чтобы ничего не перепутать, пришёл на склад вместе с Игорем. Юра знал палатку Игоря и знал, что если Игорь собирается идти в поход, то никому другому её отдавать нельзя. На складе было несколько палаток, в том числе и таких больших, как палатка Игоря. Игорь же знал свою палатку и сразу нашёл её среди других.

     В те годы палатки для 10-12 туристов промышленностью не выпускались, несмотря на то, что потребность в них возрастала с каждым годом. В поход III категории трудности должно было идти от 6 до 12 человек, туристам приходилось брать две палатки, а это зимой ещё и две печки.

     Для горных походов, в том числе и зимних, в те годы были востребованы двускатные бескаркасные палатки "Памирки". Они устанавливались на двух палках и при хорошей растяжке были достаточно ветроустойчивы. Палатки имели защитные юбки и отверстие для дымохода и весили от 2 до 6 кг, в зависимости от материала.

     Популярный в те годы турист-конструктор Язивер разработал чертежи и описал технологию соединения двух таких палаток в одну палатку большого размера. По этим чертежам и этой технологии при подготовке похода 1956 года туристами группы Игоря во дворе его дома в Первоуральске и была сшита эта палатка из двух четырёхместных палаток "Памирок".

     Получилась палатка длиной 4,3 метра и шириной примерно 2 м. Игорь считал эту палатку двенадцатиместной. Для тех, кто не видел раньше эту палатку, дополнительным отличием её от других была большая заплата, пришитая на прожжённый участок на месте случившегося однажды возгорания палатки от работающей печки.

     Палатка была получена и доставлена на квартиру сестры Александра Риммы, проживавшей недалеко от УПИ. Квартира Риммы стала базой этого похода. Остальное общественное снаряжение Александр принёс на базу позже, в процессе подготовки к походу.

     На складе турсекции Александр получил ледоруб. Двуручную пилу и топор принёс Николай, ещё один топор принёс Рустем, разборную печку принёс Игорь, вёдра добавил в снаряжение сам Александр. Рустем принёс репшнур длиной 20 метров. Остальное, по мелочи, нашли или закупили.

     В результате к концу декабря группа была полностью обеспечена снаряжением. Игорь не любил публично проявлять свои эмоции, но энергия Александра ему нравилась. Александр оказался настоящим помощником.

     Александр обещал Игорю попытаться достать карту района похода. У семьи Александра был знакомый Игнатий Фокич, который работал заместителем начальника треста "Гипромедьруда". Александр полагал, что трест Игнатия Фокича работает в тесном контакте с Уральским геологическим управлением, и Игнатий Фокич мог бы достать там подробную карту района похода, и если не дать её с собой, то дать хотя бы посмотреть.

     Александр собрался позвонить ему на работу, но Игнатий Фокич пришёл в гости сам. Увидев в прихожей палатку, печку и гору имущества, спросил:

- Что, молодой человек, в поход собираетесь?

     Александр ответил:

- Да, в январе пойдём.

- Куда на этот раз, далече ли?

- Ивдельский район, север области.

- Бывал я там, бывал. Красивые места, дикие.

- Вы туда в поход ходили?

- Что же Вы думаете, молодой человек, я всю жизнь за столом в тресте сижу? В молодости был геологом, а геологи - самые первые туристы. В 1946 году мы экспедицией весь север области избурили, а стояли в посёлке Второй Северный, слышал такой?

- Так мы же туда и идём, и дальше на Главный Уральский хребет. Игнатий Фокич, не поможете карту достать?

- Карты у нас всех районов есть. Посмотреть тебе принесу, срисовать сможешь, что тебе будет нужно. Рисовать в школе учили?

- Учили. А можно будет эту карту Игорю посмотреть? Это студент, наш руководитель.

- Приводи, пусть посмотрит. Давай завтра вечером. А крайние точки-то маршрута дай, а то я не знаю, какая карта тебе нужна.

- Начало - Вижай, на севере - Отортен, на юге - Ойко-Чакур, и оттуда в Вижай.

- Район большой, а карта тебе нужна стотысячная. На одном листе маршрут не уместится. Придётся склейку делать. Давай тогда послезавтра.

     Александр пригласил Игоря. Игорь запасся калькой, чтобы с карты сделать схему маршрута. Сестра Александра Римма встретила Игоря приветливо:

- Здравствуйте, Игорь! Римма. Так вот Вы какой, змей-искуситель.

- Здравствуйте! Почему искуситель?

- Потому что Саша не собирался идти в поход в эти каникулы, а как услышал про ваш поход - поддался искушению. Идёмте чай пить.

     Попили чай с малиновым вареньем. Вскоре пришёл Игнатий Фокич:

- Здравствуйте всем! Римма, освободи нам пожалуйста большой стол. 

     На большом круглом столе Игнатий Фокич развернул склейку. Она была огромна, из шести листов квадратов 40, 41- Ауспия, Второй Северный, Тохта, Котлия, Шипичный, Апсияпауль, масштаб 1:100000:

- Ну, поехали. Вижай - Второй Северный? Дорога там есть, но она очень плоха. К тому же проходит через лагпункты 55 квартал, 41 квартал, Ушму. Зимой  ездят на машинах по Лозьве. В Вижае есть автопарк. 

     Игорь сказал:

- Я был в Вижае, автопарк видел.

- Ну так вот. Если обратитесь в Вижае к начальнику лаготделения, может, он вас и подбросит на лесовозе. Только докуда - не знаю, куда попутка пойдёт. Во Втором Северном колонии нет, машине туда без надобности, да и дорогу туда зимой никто не чистит. Два дня планируете на лыжах идти? Ставим знак стоянки на берегу Лозьвы между 55 и 41 кварталом. Согласны?

- Согласны. Следующая стоянка - Второй Северный. Оттуда планируем идти в верховья Ауспии к Главному Уральскому хребту.

- Второй Северный - геологи оттуда ушли в 1952 году, там никто не живёт. Кроме геологов, посёлок никому не нужен, далеко, да и дороги туда толком нет. Может, найдёте пригодный для ночёвки дом с крышей, печка у вас есть. А нет - так хоть доски на дрова и костёр там будут. От Второго Северного на карте есть тропа до Ауспии мимо горы Хой-Эква. Это не мансийская тропа, это осталась от наших геологов. Манси по ней не ездят, так что она снегом засыпана, вы её не найдёте. Идите по Лозьве до устья Ауспии, и ставим ночёвку на Лозьве. Так вы планировали?

- Да, так. И ещё две ночёвки до хребта.

- А вот вдоль Ауспии идет тропа, это уже мансийская. Манси по ней всю зиму ездят на оленях на охоту и на оленьи пастбища. Если там оленье-санного пути не будет, то по крайней мере не будет бурелома и чащобы. А можно по реке идти, там посмотрите, как лучше  Ну что же, там одна только тонкость есть, это устье Ауспии. Видите, Ауспия впадает в Лозьву двумя рукавами и под острым углом. Местность равнинная, летом заболоченная, течения быстрого нет. Зимой можно устье не заметить, либо раньше свернуть налево, либо дальше проскочить. Совет вам, чтобы не мучиться. Вы это устье не ищите, идите дальше по Лозьве, пока она прямо с севера течёт. Через полкилометра примерно Лозьва крутой изгиб делает по кругу чуть ли не в обратном направлении, там ещё тропа мансийская через неё переходит, если она есть. Так вот, от этого места до Ауспии, она встречный изгиб делает, меньше километра, идите на запад-юго-запад, не промахнётесь. Две стоянки на Ауспии ставим вдоль мансийской тропы. И перед хребтом ещё одна.  Дальше на хребет?

- Да, перед подъёмом лабаз сделаем, и потом радиалку на Отортен по хребту. 

- Ну тогда до самых верховьев Ауспии вам идти не надо. Сверните раньше на гору 1079, там подъём не очень крутой, поднимитесь метров на 300 от вершины, лучше с юго-востока. Будете тогда в диапазоне высот 800 - 900 метров. Если идти по хребту, то старайтесь оставаться в этом диапазоне, пусть путь немного дальше, зато силы не надо тратить на подъёмы и спуски. Снега на хребте бывает мало, пойдёте быстро, но бывает сильный ветер. Перед Отортеном придётся ночёвку устроить, местность там безлесная, палатку придётся ставить в горах и по-штормовому. Назад к лабазу, думаю, проблем не будет. Дальше куда?

- Дальше перевалим черех хребет и по верховьям Уньи, Вишеры, Ниолса до горы Ойка-Чакур, потом по Северной Тошемке до Вижая.

- Понятно. Ну, тут рельеф обычный горный, особо советовать нечего, давайте стоянки расставим. Так пойдёт?

- Пойдёт.

- Ну, тогда берите кальку, копируйте маршрут по участкам. Если что, карта у меня будет до вашего возвращения.

     Игорь скопировал маршрут для схемы. Время было уже за полночь. Игорь поблагодарил Игнатия Фокича, попрощался и ушёл.

     Игнатий Фокич сказал Александру:

- Карту тебе оставляю, возьми с собой, придёте с похода - вернёшь. Ты же не потеряешь её, верно? Она строгой отчётности. Нигде её не свети и кроме Игоря никому не показывай. Договорились?

- Договорились.

- Ну, успехов вам! И лёгкого пути!

- Спасибо!

     Заканчивался 1958 год, а 1959 год начинался. Подготовка к походу продолжалась по плану. Игорь уже говорил Александру, что приглашает его принять участие в совместном походе выходного дня. Теперь настало время этого похода.

     Поход, посвящённый Новому Году, организовал Игорь. Обычно его помощницей в таких походах была Зина. В этот раз Зина не смогла принять участие в походе, потому что как раз в это время была приглашена на свадьбу подруги Любы. Роль помощника досталась Александру.

     Поход проходил на реке Чусовой, около железнодорожной станции Бойцы. Станция Бойцы находилась в 151 км от Свердловска, но для туристов УПИ она была знакомой и обычной. С этой станции летом начинались водно-пешеходные походы, включающие сплав по реке Чусовой, в Бойцах вода была ближе, чем в Коуровке.. До станции можно было добраться на поезде. 

     На этот раз поход выходного дня не был слишком массовым. Туристы доехали до станции Коуровка, затем совершили лыжный переход 10,5 км до станции Бойцы.

     Игорь и Александр использовали этот поход для опробования палатки и личного снаряжения. У ребят с собой была печка и походная рация собственной конструкции Игоря. Ребята провели также тренировку по отработке действий группы в условиях холодной ночёвки на предстоящем маршруте.

     Этот поход был хорошей возможностью для того, чтобы Александр и Игорь лучше узнали друг друга. Получилось, что они действовали в тандеме, и между ними царило полное взаимопонимание. Игорь был рад такому помощнику.

     Наступал 1959 год - время заключительных мероприятий по подготовке к походу.

***************
Продолжение повести в главе 20. Выпускающий.:
http://proza.ru/2025/10/24/249


Рецензии