Яна
В начале лета 2025 года мы, шесть однокурсниц по университету, поужинали в одном из китайских ресторанов Якутска. Семь часов в отличной компании пролетели незаметно, да и кухня была превосходная.
Лира, Дина, Нора, Лиля, Яна и я – в таком составе мы собрались в «Мистере Чжоу». Двоим из шестерых (мне и Яне) чуть перевалило за 50, остальные четверо вплотную подступили к этой дате. Тем не менее, все шесть дам за почти 30 лет, прошедших со дня окончания вуза, визуально изменились минимально, условия жизни ли тому причиной или генетика – точно сказать не могу, но факт остаётся фактом.
Характеры и темпераменты моих девчонок также не претерпели особых изменений с далёких времён юности. Лира была такая же энергичная и звонкоголосая, Дина – спокойная и душевная, Нора – степенная и плавная (к ней очень подходили строки: «А сама-то величава, выступает словно пава»), Лиля – умная и открытая, Яна – изящная и обаятельная. Яна рассказала, что в прошлом году отпраздновала в Анталии свой 50-летний юбилей. «Было 10 человек. Сестра с мужем, кузина и подруги» – сказала она. Потом добавила: «И мой друг». Это дополнение удивило меня, так как я знала, что Яна давно и счастливо замужем (аж с 1994 года), у них с мужем двое взрослых детей, двое внуков. Но уточнять сей вопрос было неловко. Потом, конечно, я узнала подробности, но всё равно расставание Яны с её мужем Виктором оставило много вопросов, и даже сейчас мне странно воспринимать их как уже бывших супругов.
Итак, предлагаю историю Яны.
1. Новая сокурсница
Во втором семестре третьего курса, а точнее в феврале 1996 года, ряды нашей группы ИО-93 пополнились новой сокурсницей: Данилиной Сахаяной или просто Яной. Яна год назад родила дочку и взяла академический отпуск. Теперь, доверив ребёнка своим родителям и бабушке, она пришла продолжать учёбу. Родители Яны жили в деревне, и поэтому малышка оказалась вдали от мамы с папой. Яна очень страдала из-за этого, каждый день звонила родителям, маленькая Диана, услышав в трубке мамин голос, громко плакала, рыдала в отчаянии и Яна. Нам она тогда говорила: «Была бы я президентом, запретила бы студенткам рожать. Мне так жалко дочку!».
Муж Яны Виктор тоже учился на историческом, курсом выше нас, то есть до того, как Яна взяла академ, они были однокурсниками. Их отношения представляли собой образец идеальной семейной жизни. Виктор был заботливым и надёжным мужем, Яна – нежной и преданной женой. Когда определялись со специализацией, Яна выбрала архивное дело, а её муж – археологию. Оба буквально влюбились в свои специальности и впоследствии посвятили им свою трудовую жизнь.
Внешне супруги очень подходили друг другу. Виктор был крупным, круглолицым, носил очки. Внешность у него была приятная, располагающая. По характеру он был общительный, дружелюбный, весёлый, классический сангвиник. Яна по классическим параметрам не соответствовала стандартам красоты, но было в ней то, что делало её красивее очень многих красавиц. Яна была похожа на японку со средневековой гравюры: изящная, с мягкими линиями, идеальной кожей, красивыми густыми волосами. И совершенно образцово вписывались в её трогательный образ и невысокий рост, и пухленькие щёки, и узкого разреза глаза. Плюс ко всему Яна всегда была ухоженной, нарядной, аккуратной, с безупречным маникюром, тщательно уложенной причёской, образцовым макияжем. По характеру она была спокойной, приветливой, доброжелательной. Однокурсницы говорили о ней: «У Яны такая светлая лучистая аура!».
Данилины жили в собственной двухкомнатной квартире в центре города, у Виктора была машина, то есть старт семейной жизни был более чем успешным.
2. Начало
Яна Охлопкова родилась в маленькой якутской деревне в семье тракториста и заведующей сельским клубом. Детство Яны было очень счастливым, она и её младшая сестра Лена росли в родительской любви, видя в отце с матерью пример идеальных семьянинов и тружеников.
После окончания школы Яна со второй попытки поступила в наш университет, на историческое отделение историко-юридического факультета (в первый раз ей не хватило пары баллов). Шёл 1992 год. 18-летняя Яна заселилась в общежитие, в комнате их было четверо. В то время общежития были старые, страшные, чуть ли не «без окон, без дверей». Жить в них было тем ещё испытанием. Но юность в любое время хороша. Яна прекрасно и с удовольствием училась, вполне приспособилась к жизни в общаге, бегала с подружками на дискотеки. У неё появился поклонник-однокурсник – красавчик Николай Атаманов. Коля был высокий, стройный, кудрявый, компанейский и нравился многим девушкам, в том числе и признанным красавицам. Но выбрал он Яну. Не будучи красавицей в буквальном смысле, Яна привлекала обаянием, нежностью, женственностью и той самой лучистой аурой, о которой я выше писала. Коля тоже приехал с деревни, жил в общежитии в одной комнате с тремя парнями, в том же общажном корпусе, что и Яна. Жили парни бедно, так как все были из простых семей. Всегда нуждались в деньгах, еде, предметах первой необходимости. Пытались подработать, но на первых курсах работу было сложно совмещать с очень насыщенной учёбой. Комната, в которой парни жили, была запущенной, грязной, продуваемой всеми ветрами. Яна частенько подкармливала Колю, поддерживала его морально, иногда и материально (её-то родители обеспечивали хорошо).
После первого курса наши историки всегда проходят археологическую практику. Летом 1993 года поехала раскапывать кости мамонтов группа ИО-92, в которой учились Яна и Коля. Жили в палатках в красивейшем месте на юге Якутии. Яна и Коля прибыли на раскопки как сложившаяся пара, а вот уехали уже как бывшая. Летом 1993 года началась красивая история любви «Яна + Витя = любовь и семья».
Виктор Данилин, горожанин в третьем поколении, сын якутских интеллигентов, был ровно на год моложе Яны. Родился, как говорится, «с золотой ложкой во рту». Отец – доктор технических наук, профессор университета, мама – кандидат философских наук, доцент университета. Жили Данилины в просторной пятикомнатной квартире, вторую квартиру сдавали. Отец и мать имели каждый свою машину, а когда подросли сыновья Витя и Слава – купили и им по машине. Отдыхали на лучших курортах, ездили и за границу: как в страны соцлагеря, так и к капиталистам.
Витя поступил в университет сразу после школы. На первом курсе страстно увлекся археологией, а летняя практика 1993 года только укрепила его любовь к ней. И эта же практика подарила ему другую большую любовь, хотя Яна Охлопкова нравилась ему на протяжении всего первого года обучения на факультете. Но он видел, что она влюблена в Колю Атаманова и даже и не думал вмешиваться в их роман.
В один их дней археологических раскопок Яна и Витя оказались на одном квадрате. Коля в тот день на раскопки не пошёл, сославшись на неважное самочувствие, хотя скорее это был приступ лени. Яна нашла зуб мамонта, положила его на ладонь и протянула Вите. Он увидел её счастливые глаза, каждую чёрточку её нежного лица, и не удержался, обнял Яну и поцеловал. Она близко-близко увидела его лицо, восторженный взгляд и «словно молния ударила» – говорила она позже. Она ответила на поцелуй, потом ещё на один. В тот вечер Яна с Витей долго гуляли вдвоём, ночью Яна долго думала, лёжа в палатке среди уснувших девчонок. А утром сказала Коле, что она с ним расстаётся, так как полюбила другого.
3. Молодая семья
После окончания практики Яна уехала на каникулы в деревню к родителям. В сентябре вернулась продолжать учёбу и их роман с Витей разгорелся по полной. Очень скоро Витя объявил своим родителям: он немедленно женится. Его родители, здравомыслящие интеллигентные люди, не стали впадать в истерику или нравоучения, а спокойно сказали, что, во-первых, ему надо дождаться 18-ти лет (Вите до 18-ти не хватало пары месяцев), во-вторых, надо хотя бы полгода поухаживать за девушкой, получше её узнать, в-третьих, они хотели бы познакомиться с будущей невесткой. Витя согласился с ними. В течение первого семестра второго курса их роман бурно развивался. Коля Атаманов какое-то время пытался вернуть Яну, но очень скоро ему пришлось признать поражение. Родителям Вити Яна пришлась по душе, они одобрили выбор сына, смирились и с его ранним браком, только предупредили, чтобы молодые не торопились с детьми. Но судьба распорядилась иначе: их первенец не заставил себя ждать.
Думаю, материальная обеспеченность Виктора, его городское происхождение, учёные родители сыграли не последнюю роль в этой лав-стори. Но, конечно, и сам Витя был на высоте.
В конце второго курса, в мае 1994 года, 19-летняя Яна Охлопкова и 18-летний Виктор Данилин скрепили свои отношения узами брака. Яна уже была на раннем сроке беременности.
Первый семестр третьего курса Яна закрыла без проблем. Училась она с самого начала учёбы в университете превосходно и ей не составило никакого труда досрочно справиться с зачётами и экзаменами.
В январе 1995 года родилась Диана – дочка Яны и Виктора. Яна оформила академический отпуск, и год сидела с малышкой. Потом восстановилась на факультете и в феврале 1996 года присоединилась к группе ИО-93 (то есть к нашей группе). Диану отправили в деревню к родителям Яны, где с ней нянчилась ещё довольно-таки бодрая прабабушка (бабушка Яны).
4. Учебные и семейные будни
Наша группа сразу приняла Яну в свои дружные ряды, с первого дня. Потом, позже, даже казалось, что она училась с ИО-93 с самого начала.
Яна была приветливая, общительная, очень естественная и милая, с лёгким ровным характером, находила общий язык со всеми. Училась она практически на одни пятёрки и, как было написано выше, ещё на первых курсах избрала специализацией архивное дело. Опять же не сказать, что учёба ей давалась суперлегко. Дело в том, что Яна была девушкой очень ответственной, серьёзной, дисциплинированной в том, что касалось лекций и семинаров.
Но не одной учёбой жив студент. И в лихие девяностые, в страшный экономический беспросвет, когда страна летела в бездну, было место зрелищам и развлечениям. Ходили на концерты (в 90-е годы в Якутске побывали чуть ли не все российские эстрадные звёзды самых разных жанров и эпох, даже самые-самые культовые, что ж, кушать всем надо, и звёздам и не звёздам, а как будешь кушать без денег?), ездили на маёвки, веселились в ресторанах. Яна активно участвовала во всех внеучебных мероприятиях, частенько вместе с мужем. Как-то мы играли в «фанты» и Яне выпало задание: станцевать танец папуасов на столе. Она станцевала со всей возможной энергией, вложив душу в танец, все были в восторге.
Кстати! Ненадолго отвлекусь. Малиновые пиджаки и толстые золотые цепи и вправду были у бандитов 90-х! Помню, в начале 90-х в Санкт-Петербурге (я там жила и работала несколько лет), когда я заходила в ресторанчики, частенько в полутёмном уголке такие вот братки в малиновых пиджаках и золотых цепях, собравшись в круг за столом, тихонько обсуждали свои тёмные дела.
Якутск тоже познал «прелести» тех лихих лет: бедность, безнадёгу, бандитизм, рэкет, разгул криминала, кризис и упадок во всём. Я сдавала пивные бутылки (сейчас и вспомнить-то стыдно), а соседка, работая на птицефабрике, получала зарплату курами, а потом их продавала.
Живя непосредственно в том времени, я помню бандитов и их группировки как неотъемлемую часть переходной эпохи, они были неизбежны в той ситуации. Это было время страшнейшего экономического кризиса, воров во власти, ужасающей нищеты и безденежья. И ещё – время полной свободы и вседозволенности.
Кстати, фильм «Брат», снятый в середине 90-х, неплохо передаёт дух того времени. А также – романы Александры Марининой, которые она создавала в то же время, которое в них описывалось, поэтому они правдивы в отношении событий лихих девяностых, а вот, например, советское время в них показано предвзято и субъективно.
Вернёмся к Данилиным. Семейная жизнь Яны и Виктора складывалась прекрасно: они вместе приходили с утра на занятия, расходились по аудиториям своих групп, на коротких переменах заглядывали друг к другу, на большой перемене обедали вдвоём. В их взглядах, словах, движениях, прикосновениях даже на расстоянии ощущалась большая взаимная любовь. Конечно, с любимым рай и в шалаше, но касательно Данилиных их любовь базировалась, помимо собственно чувства, и на прочной материальной составляющей. Им не надо было думать ни о жилье, ни о деньгах, ни о няне для ребёнка – всё это обеспечили им родители. Родители Вити подарили им ту самую квартиру, которую ранее сдавали. Кроме того, они выделяли молодым значительные суммы на жизнь. Витя иногда таксовал, но это был дополнительный, необязательный источник доходов, чисто «Яне на заколки». Родственники Яны взяли на себя все заботы о маленькой Диане. Они не одобряли частые приезды и звонки молодых родителей, так как из-за этого у малышки сбивался режим и портилось настроение. Яна очень скучала по дочке и мечтала, что как только Диане исполнится 2 года, они её заберут в город, дочка пойдёт в детский сад и вся семья будет в сборе. Родители Яны советовали подождать, пока ребёнку не исполнится 3 года и потом уже отдавать в садик.
Помню, Яна обожала французские духи и как-то купила небольшой флакон на внушительную сумму, куда вошли и обе их с мужем стипендии. Витя никак не мог поверить, что столько могут стоить духи, всё переспрашивал и удивлялся.
Промчался в учебных хлопотах третий курс обучения, за ним – очень насыщенный четвёртый. Пятый курс оказался неожиданно лёгким: долгая педагогическая практика, затем – немного лекций и зачётов, после – подготовка к государственным экзаменам и защите дипломной работы и в завершение – сами экзамены и защита. Данилины привезли дочку из деревни, она пошла в детский сад. Диана была общительным, весёлым ребёнком, маленькой копией Виктора. Яна приводила её иногда на практику, Диане тогда не было и трёх лет, но говорила очень отчётливо и много, как взрослый человек.
После окончания университета Яна поступила на работу в республиканский архив. Её мужа приняли в музей археологии при университете.
5. После университета
В архиве Яна проработала 11 лет, затем перешла на работу в силовые структуры тоже по архивной части, а последние года три она работает в архиве местной телевещательной компании.
Яна уже 7 лет работала в республиканском архиве, когда туда же пришла на долгие годы я. 5 лет мы с Яной работали в одном учреждении. В 30+ она была такой же обаятельной, как и в юности. Наряды, аксессуары, причёска, макияж – всё ей было к лицу и по фигуре. Она очень любила свою работу, прекрасно разбиралась во всех тонкостях архивного дела, активно участвовала и в общественной жизни. Помню, она выиграла в конкурсе «Мисс архив» и постоянно побеждала в традиционной предновогодней номинации «Самая красивая».
В 2003 году у Яны с Виктором родился второй ребёнок – сын Андрон. Дочке Диане к тому времени было уже 8 лет. Яна хотела впоследствии и третьего ребёнка, но муж был категорически против, говорил, что не хочет быть ответственным за более чем двоих детей. «Нам, Яна, и о себе не стоит забывать. Всё должно быть гармонично, без перекосов и перегибов» – такая у него была логика.
Жили Данилины дружно. Виктор после нескольких лет работы в музее перешёл в гимназию преподавателем (потом стал директором), каждое лето ездил со школьниками на раскопки.
Яна всегда приходила на встречи однокурсников, очень часто вместе с Витей. Мы Витю считали практически своим, и ему было комфортно в нашем кругу, тем более что среди нас были такие же, как и он, фанатичные археологи.
Шло время. Окончила школу дочь Данилиных Диана. Сказала родителям, что будет поступать в московский вуз на экономиста. Яна не хотела отпускать дочь, беспокоилась, как та будет вдали от родителей, убеждала её поступать в наш университет. Виктор же сказал жене: «Пусть поступает, всё равно не поступит. Зато не будет на нас обижена». В итоге Диана успешно поступила в желаемый институт, прекрасно там училась, вышла замуж за сокурсника-земляка. После окончания института молодая семья вернулась на родину. Всё у них сложилось замечательно. Уже много лет Диана и её муж живут в счастливом браке, растят двух сыновей – внуков Яны и Виктора.
Сын Данилиных Андрон доставил родителям гораздо больше хлопот. После школы два раза поступал в разные колледжи, оба раза бросил, едва начав учиться. Ушёл по призыву в армию, отслужил год. Родители чуть с ума не сошли из-за возможной переброски сына в горячую точку. В 2025 году Андрон снова поступил в колледж. Дружит с хорошей девушкой.
Мне всегда нравились отношения Яны и Виктора. Проходили годы, десятилетия, а их чувства не превращались в рутину, привычку, «не зарастали тиной». Всё так же гармонично они смотрелись вместе: он – большой и весёлый, она – нежная и утончённая. На одной из встреч однокурсников я с удовольствием наблюдала, как ласково Виктор обнимал за плечи жену, а потом поцеловал её изящную, в кольцах, руку. Яна смотрела на него любящим взглядом, и я была уверена, что они так и пройдут по жизни, рука в руке. «Вот живут они вместе почти 30 лет и ещё столько же проживут, а может и больше. И любовь как солнце будет освещать их жизненный путь до самой гробовой доски» – думала я. Всё это было очень трогательно, и я была рада, что есть на Земле такая любовь. Тем более мои мысли текли под красивую песню Высоцкого:
«Я дышу – и значит, я люблю!
Я люблю – и значит, я живу!»
Эпилог
Итак, в июне 2025 года я и пять моих однокурсниц встретились в ресторане. За вкусной едой разговоры затянулись до ночи. Яна рассказала, что в прошлом году отпраздновала в Турции свой 50-летний юбилей. «Нас было 10 человек. Сестра, её муж, двоюродная сестра и подруги» – сказала она. Потом добавила: «И мой друг». Это дополнение удивило меня... И когда я шла из ресторана домой в ту белую июньскую ночь, я всё думала над словами Яны, и так и напрашивался вопрос: «Яна, Витя, а как же ваша вечная любовь?».
Жизнь – сложная штука и в ней есть место чему угодно. Даже если муж с женой прожили в любви и гармонии 30 лет, это не гарантирует, что великое чувство будет с ними, пока смерть не разлучит, и что золотые лучи долгой любви погаснут лишь над их общей могилой.
А может наши чувства и за порогом смерти живы? Если смерть человека – это всё равно что выход из строя техники, куда уходит та «божья искра», которая делала нас личностью, то, что жило в нашем бренном теле, стремилось, любило, мечтало, ставило цели? Как хорошо бы было, если б после смерти от нас осталась хоть маленькая точечка, искорка, частичка, которая бы видела, как продолжают жить живые. Или хотя бы раз в год, в три года, в пять лет оживать от вечного сна и хотя бы чуть-чуть видеть, как идут дела на земле. Или видеть сквозь толщу земли родных и близких, когда они приходят на могилу.
Впрочем, я отвлеклась от темы. Чуть позже Лира поведала мне о причинах расторжения брака Данилиных.
Итак, Яна и Виктор поженились в 1994 году, развелись в 2023-м. Что же положило конец столь долгому (почти 30-летнему) и, казалось бы, прочному браку? На самом деле такой уж драмы не было. Виктор в 48 лет ушёл к женщине, которая годилась ему в дочери. Друзьям он сказал: «Мы с Яной выполнили свою совместную миссию, теперь у меня новая миссия». Яна позже говорила, что их отношения с Витей исчерпали себя, костёр любви превратился в едва тлеющие головёшки, а так как они были ещё далеко не старыми людьми, им хотелось ещё костров и яркого пламени, а не доживания в тёплом доме в окружении внучат. То есть они оба готовы были к изменениям, просто более решительный Виктор немного опередил Яну.
Яна также через некоторое время встретила хорошего человека, своего ровесника. В 2024 году ей исполнилось 50 лет, и с ней рядом в качестве спутника жизни был этот её ухажёр. В данный момент у Яны и её нового друга Вадима всё складывается неплохо: в поздней любви тоже немало прекрасного.
Вот такова она, история Яны.
1-3 октября 2025 г.
Свидетельство о публикации №225102300282
