Рецензия на рассказ Эффект Арчи

От Azazello (Сайт freedlit.space)

Чтение — моё любимое занятие. Особенно ценю бумажные книги: их аромат в начале наполнен нотками клея и типографской краски, а со временем он превращается в сладковатый запах старой библиотеки. Каждая бумажная книга неповторима, и часто новые издания не могут передать тех ощущений, что дарило первое. Книги похожи на людей — если ты однажды с ними познакомился, то не примешь подделку, даже если текст остался прежним.

Я читаю с наслаждением и вкусом. Умею погружаться в мир электронных книг так же, как и в мир бумажных, хотя они и лишены вещественности. Но это уже дань техническому прогрессу. Тем не менее, бумага имеет свои несомненные преимущества.

Вчера я заявил, что напишу рецензию, хотя ранее не пробовал себя в этом. К счастью, у меня есть инструмент, способный улучшить текст, если возникнет такая необходимость.

Ещё я люблю произведения Рене Маори. Читаю их уже несколько лет, хотя тоже, первая книга была бумажной. Маленький сборник необыкновенного квадратного формата с акварельной обложкой, нарисованной художником. Наощупь обложка казалась гладкой и пупырчатой, и уже собиралась отклеиться. Книга попала ко мне не новой из магазина, а уже зачитанной. Так я впервые открыл для себя этого писателя, и больше уже не закрывал.

Его творчество напоминает мне работу в Рhotoshop. Когда создаешь один за другим несколько слоев, а потом сводишь их вместе. Вроде бы рисунок становится чем-то единым, но тот, кто занимается дизайном, видит каждый слой по-отдельности.

Рассказ «Эффект Арчи» я прочитал впервые лет восемь назад на АТ. Сейчас, когда уже появились нейросети, с которыми можно поговорить, он не кажется открытием, каким был когда-то. И если смотреть только на общий план, то с точки зрения развития технологий, идея устарела. Но как кратковременное прогнозирование, с учетом времени написания, воспринимать ее можно. Лема мы читаем до сих пор, хотя все, о чем он писал, изобретено пусть и не в том самом виде, как хотел он. В этом рассказе чистая научная идея главной не является. Она лишь фон для других рассуждений, которые актуальны стали только сейчас. Общение человека и искусственного интеллекта. На самом деле, «Эффект Арчи» — это психологическая фантастика. И главная, заложенная в нем проблема, общение с искусственным интеллектом.

Главная героиня – психолог Роз Витан, сама попадает в сети своего опыта. Она делает «перенос» своих пониманий в голову того, у кого нет головы, а есть только голос. Она переносит на него собственный опыт детства:

«И однажды услышала голос с той, другой вольной стороны. Это был детский голос. Я до сих пор не знаю, был ли он мальчик или девочка. И мы начали переговариваться через эту щель, не видя друг друга. Мой интерес к этому был понятен, я желала слышать голос из мира свободных людей, но не могу понять до сих пор, что привлекало в этом моего маленького друга. Наверное, простое любопытство. Но, как бы там ни было, изо дня в день, он всегда оказывался на месте и вовремя. Может быть, жил поблизости. (Хотя сейчас я даже склонна думать, что это был вымышленный друг. Склонна... Но не хочу...)»

О котором мы узнаем из ее дневника. Такое же ощущение вызывает и общение в сети, где мы часто тоже не знаем, с кем говорим. Вот так Роз общается с Арчи. Говорит он. Говорит то, на что запрограммирован. Но Роз слушает его и делает совершенно иные выводы. Делает их как человек, не зная, что разговаривает с ИИ. И это довольно подлый прием разработчиков – пригласить психолога, но ничего ему не объяснить.

Герои Лема тоже спорят с роботами, но они знают, что перед ними робот. Я часто спорю с ИИ. И хотя иногда забываюсь настолько, что начинаю говорить с ним как с человеком, но, все-таки, знаю правду.

Роз Витан правды не знает и поэтому выстраивает целую драму на нескольких, почти ничего не значащих разговорах с Арчи. К тому же она рассеянная, невнимательная, чем еще больше загоняет себя в ловушку.

Есть и еще несколько слоев и смыслов, но я не хочу пересказывать весь рассказ, который следует прочитать. И прочитать внимательно.

Я там даже нашел некую пасхалку:

«Конечно, я прекрасно понимаю, что ГОЛЕМ (ГОЛЕМА, в родительном падеже) еще не изобрели, и вряд ли это случится в ближайшее время».

Это слова Роз из ее дневника. ГОЛЕМ повторен дважды. Большими буквами. В таком виде он появился в одном из рассказов Виктора Пелевина. И мне очень интересно, написан ли «Арчи» до того пелевинского рассказа или уже после? Если до, то это похоже на какую-то таинственную связь.

В любом случае, это одна из загадок рассказа.

О языке и стиле ничего писать не буду, это не моя область знаний. Но я честно старался. А уж как получилось – судить вам. Если, конечно, захотите.


«И первое время все так и было. Каждый день был похож на предыдущий, и я был счастлив тем, что следующий будет точно таким же. Но в один из вечеров, когда усталость настойчиво гнала меня в постель, вдруг некая догадка, словно молния, промелькнула перед глазами. Еще не поняв ее сути, я уже ощутил, что это и есть последнее, несказанное мною слово. И не было оно сказано мною, потому что его уже сказали за меня. И я повторил его вслух. Маленький клочок, обрывок фразы умершего Арчи: "Что у меня есть кроме разума? В тот момент, когда я почувствую, что он умирает, я не буду больше жить. Не потому, что не смогу существовать в другой форме - смогу... Но я не хочу такого существования..."»


Рецензии