Курс отечественной мифологии. Вводная
соответствие историческим свидетельствам».
Джордж Шёпфлин
Увы, память уже подводит. Немудрено. Возраст, знаете ли.
Уже и не помню, как в возрасте 12-13 лет мне в руки попалась занимательная книжица, под названием «Мифы древней Греции».
Но, странно, до сих пор помню художественное оформление ее обложки.
Начав читать эту книжку, понял, что мифы – это, в моем тогдашнем представлении, всего лишь легенды и сказки. Своеобразное развлекательное чтиво.
Не более того.
Честно признаюсь, прочел от силы пару мифов и поскучнел. Ну, неинтересно. Подозреваю, что возможно просто не дорос до понимания сих литературных произведений.
Но, умудренный жизненным опытом, вступив в возраст, который называют пенсионным, отбросив, как я полагал, навсегда, прежние интеллектуальные увлечения, преимущественно, связанные с прежней профессиональной деятельностью, занявшись, в моем представлении, литературным творчеством с историческим отблеском, вдруг обнаружил огромное количество мифов, некритически мною воспринятых и неосознанно впившихся в мозг.
Причины этого были обусловлены в основном наличием семейных проблем существования и выживания.
Более того, обнаружил, что я такой не один!
Как обнаружил?
Об этом ниже.
Разумеется, как и все в нашей жизни, интерес к мифам проявился весьма мотивированно.
Но, прежде, чем двигаться дальше, дабы меня не обвинили в дилетантстве, решил ознакомиться с трактовкой понятия «миф» в представлениях умных людей.
Сегодня, когда есть интернет, с этим нет проблем!
Посему зашел в электронную библиотеку, откуда узнал, что «миф (от др.- греч.— речь, слово; сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях и предполагающее приоритет режима одновременности восприятия и мышления».
Ну как вам? Слов много, а ясности нуль!
Обнаружил и высказывание Плутарха, которое мне показалось более правильным:
«Подобно тому, как ученые говорят, что радуга есть отражение солнца, представляющееся разноцветным из-за того, что взгляд обращается на облако, так в данном случае и миф является выражением некоторого смысла, направляющего разум на инобытие».
Плутарх, «Об Исиде и Осирисе».
Английский этнограф Б. Малиновский отвёл мифу в первую очередь практические функции поддержания традиции и непрерывности соответствующей культуры.
Про «соответствующую культуру» будет чуть ниже.
Что-нибудь поняли?
В итоге, опираясь на т.н. житейский опыт, сформулировал собственное определение мифа.
Вот оно.
Миф – это набор поначалу кажущихся верными утверждений, с претензией на правдоподобность.
Занимаясь после смерти СССР собственной коммерческой деятельностью, пришлось окунуться и в проблемы рекламной поддержки бизнеса.
И вдруг обнаружил, что у рекламы и мифов много общего.
Судите сами.
Великие рекламщики утверждают, что в рекламе необходимо придерживаться общего правила: «Говорить правду, говорить как можно больше правды, но никогда не говорить всю правду!».
Чувствуете, как эта мысль совпадает со словами Григория Горина в фильме «Убить Дракона», словами, которые произносит герой Е.Леонова: «Так, какая же правда вам нужна?».
Интересны слова Павла Флоренского о мифе, что миф – это «полубессмысленная философия первобытного мышления».
С этим соглашаюсь безоговорочно!
Как отмечается учёными, в современности реалии мифа имеют не познавательный, а поведенческий характер, как форма знания он утрачивает свою актуальность, однако как побуждение к действию не исчерпал свои возможности.
Отдельно отмечается, что в отличие от древности, в настоящее время мифологизируется не природа, а социальная и эмоциональная жизнь человека.
И с этим согласен.
В современной культуре наблюдается процесс ремифологизации, когда мифологическое мировосприятие увеличивает сферу своего влияния и местами, в частности в искусстве, особенно в политике и даже науке, начинает играть значительную, порой даже определяющую роль.
Мы это уже видим, благодаря т.н. политическим передачам в российском телевизоре, где практически ежедневно рождаются новые мифы и воспроизводятся давно забытые!
В настоящей работе я намерен коснуться исключительно политической мифологизации, а точнее мифов, казалось бы, и далеких от политики, но в итоге бросающих на политику не вполне однозначно оцениваемый отсвет.
Мифы, о которых пойдет речь, лишь малой частью появились после свержения царизма, но в огромном количестве появились и все еще появляются в смутное время после смерти СССР.
Влияют ли они на что-либо.
Несомненно.
Прежде всего, на восприятие действительности некритически мыслящими персонами, зачастую, вызывая у них ничем не обоснованную агрессивность.
Следует заметить, что генерация мифов – это отдельная стезя публичной деятельности.
Мифы, особенно исторические, появляются тогда, когда в них, по мнению властей, возникает необходимость.
Причинами рождения новых мифов, исторических мифов, являются прежде всего удовлетворение запросов власть имущих на формирование новой, удобной власти, картины мира.
Скажем, сегодня появление новых мифов объясняется резким отрывом Украины от тесных уз с Россией.
В свое время, после захвата Украины в 18 веке, угро-финская и татарская Россия присвоила себе древнюю славянскую историю Украины.
И сегодня, пришло время отдавать долги.
Украинская история, ныне, как острым ножом отрезанная от истории России, уже не входит составной частью в историю России, вызывая потребность формирования цепочки мифов, якобы описывающих историю России.
Именно этим объясняется невнятность речей Президента России во время традиционного парада 9 мая, различных публикаций об общем прошлом украинского и русского народа, называя украинцев своими славянскими братьями.
Впрочем, украинцы не признают такого братства и откровенно пишут, мол, нам не быть с вами братьями ни по родине, ни по матери, нам не быть с вами даже сводными.
Так что сегодня Президент России является генератором неисторических и псевдоисторических мифов.
Вы скажете, ведь он же не сам придумывает их, у него же целый штат персон, позиционирующих себя историками.
Но, «кто платит, тот и заказывает музыку!»
В задуманном мною текстовом сериале о российских мифах, разумеется, я коснусь только тех из них, которые мне кажутся наиболее значимыми. Допускаю даже, что не все читатели будут со мною согласны.
Что ж, это - постоянная проблема в исторических изысканиях – с чего начать, что наиболее важно. Именно в этом состоит произвол любого исторического исследования.
Посему приступаю.
(Продолжение следует)
07.01.2022
Свидетельство о публикации №225102300452