Курс отечественной мифологии. Су-57

Удивились?
Впрочем, ничего необычного.
Сейчас мы станем разоблачать миф о том, что Су-57 – это истребитель 5-го поколения. Это обычно утверждается на множестве сайтов, как бы пытаясь закрепить в сознании читателя утверждение о «великих» достижениях военной промышленности сегодняшней России.

Начнем с того, что Погосяна - Генерального конструктора фирмы Павла Сухого, уже давно преследуют творческие неудачи. И Су-57 – одна из них.
Причина неудач очевидна. Это и санкции, наложенные на РФ в связи с агрессией против Украины, препятствующие возможности закупки качественных комплектующих.
Это и бардак в оборонной промышленности, когда выделяемые и всегда недостаточные средства, расходуются менеджерами не на техническое развитие опытных образцов, а на «надувание щёк» - на рекламу, позволяющую оперативно распределить денежные средства по карманам мало смыслящим в технике дела многочисленным менеджерам.

Пару лет назад миру было сообщено о гибели при доводке самолета Т-50.
Это заводское название самолета, который после государственных испытаний должен был по задумке Погосяна называться Су-57.

Кстати, гибель самолета – это элемент доводки, поиска и устранения технических дефектов! И на это тоже выделяются и расходуются деньги.
В данном случае в количестве равном стоимости самолета. Ну, чуть больше на стоимость доводки!
Деться некуда!

Кстати, а сколько стоит этот хваленый и разрекламированный самолет?
Неверный вопрос.
Правильнее, за сколько его могут купить.

Можно конечно спросить у индусов, вложившихся не подумав в тему, в надежде получить современный самолет, вложивших  почти 300 миллионов долларов.

Вместо первоначально ожидаемых, 6 миллиардов долларов, которые  Россия изначально запрашивала  за 214 штук.
Итого около 28 миллионов долларов за штуку.
Но индусы опустили планку до 3,7 миллиардов, до цены 17,3 миллиона.
А потом опустили планку и в количестве штук – до 60.
Теперь и вовсе вышли из проекта!

По сути, Индия своим выходом из проекта оставляет российских партнёров у разбитого корыта, без денег и без перспектив.
И даже, если пенсионеры бывшей "сверхдержавы" помогут довести истребитель до ума, по местным стандартам нигде, кроме как в ВКС РФ, он востребован не будет.

Даже сами российские оборонные чиновники уже говорят вещи, которые можно расценивать как черную метку.
Так, глава оборонной комиссии прежнего состава Госдумы Владимир Гутенев заявил о том, что не стоит форсировать серийный запуск российского варианта истребителя пятого поколения Су-57:
«Су-57 не будет массово закупаться в интересах ВКС. Зато у машины прекрасный экспортный потенциал, многие страны захотели бы ее приобрести».

Расшифровываем эту фразу - бюджета на закупку и допиливание самолета уже нет, но чтобы это не выглядело как последний гвоздь в крышку гроба, упомянуты многие страны, которые невыносимо хотят накупить этих чудесных самолетов.
Индусы – в курсе.

Надо сказать, что изначально планировалось, что индусы будут покрывать половину расходов и они же будут снабжать проект бортовой электроникой. Понятно, что вложив $5 млрд., индусы желали быть в курсе всего, что происходит с проектом.
Ага, не надейтесь!
В итоге им стало грустно.
Последней каплей оказался даже не факт возгорания двигателя на одном из опытных образцов, который случился у них на глазах а то, что российские партнеры наотрез отказались разрешить осмотреть аварийный самолет.

Короче говоря, индусы вышли из проекта вместе с деньгами и электроникой. А мы помним, что без современного бортового компьютера, самолет 5 поколения – металлолом.
Без современного радара – металлолом, без специального покрытия – мишень, без специальных двигателей из специальных материалов – летающий гроб.

На стадии закладки, нет не с нуля, а на стадии модернизации Су-35, его определяли как ФАК ПА - Фронтовой Авиационный Комплекс перехвата и атаки.
Ну, назвали бы в продолжение третьей серии Су-37.
И это было бы честно!
Так нет, перескочив через 4-ю, сразу перешли к пятой серии! Чтобы все знали, что это будет самолетом пятого поколения.

Понятно, что требования к самолетам пятого поколения сформулированы не в России. Да что там - сформулированы, уже вовсю реализованы в американских самолетах F-35, выпускаемых серийно и активно покупаемых разными странами.

Серийность F-35 способствует и уменьшению цены, которая сегодня, в 2022 году, снизилась с первоначальных $100 млн до $85 млн за единицу, в то время, как еще даже не закончились испытания двигателя второго этапа для Су-57.

Но прежде, чем оценивать самолет с позиций требований к истребителю 5-го поколения, давайте вместе посмотрим на эти требования.
Разумеется, не на все, а лишь на те, которые сегодня известны, а соответствующие характеристики самолетов доступны для анализа, так сказать ключевые требования.

Первое и особо важное качество – это низкий уровень эффективной площади рассеяния (ЭПР), т.е. уровень радиолокационной заметности объекта.
ЭПР объекта, измеряемая в квадратных метрах, входит в уравнение дальности радиолокации и определяет дальность, на которой объект может быть обнаружен радиолокатором.
Чем меньше ЭПР, тем меньше вероятность обнаружения летящего объекта, стационарным локатором и в составе самолета.

ЭПР зависит большей степени от формы планера (соотношения углов, обтекаемости) и материалов изготовления.
Правильно, сейчас мы станем обсуждать технологию обеспечения незаметности современных боевых  самолетов.

Помните, как еще 30 лет назад, а то и более, все средства массовой информации тогда еще СССР весело смеялись над этими ненормальными американцами, которые впустую тратят огромные деньги, придумали и реализовывают какую-то недостижимую технологию «Стелс»,  т.е. технологию обеспечения незаметности летающего объекта.

И потратили на это уйму бабла!
Стелс очень дорогая технология.
Только одна разработка для F – 22 Раптора стоила 65 миллионов долларов.
Это при существующем высочайшем научном и инженерном потенциале, высочайших технологиях и длительных наработках в этой сфере.
 
Так вот, ЭПР СУ-57 тайна великая и большой секрет.
Почему?
А потому, что никакого Стелс нет и в помине.
Правда, Погосян, послюнявив указательный палец правой руки, заявил, что ЭПР
Су-57  составляет всего 0,5 кв. м.
Не смешно?

А теперь сравнимся!
Для давно снятого с производства американского F-22 (Раптор) ЭПР  составляет 0,0001, а для более экономичного варианта самолета 5 поколения F-35, она составляет 0,001 кв. м.

Представляете, что такое 0,0001 кв.м.?
Это ЭПР булавочной головки диаметром 1,2 мм!
А ЭПР самого совершенного сегодня самолета – это ЭПР металлической пластинки, кусочка фольги размером 3 х 3 мм.

Поэтому полет этих самолетов не виден не только отечественным самолетам, но и хваленым системам ПВО С - 200, С - 300 и С – 400, которые ой как тоже хочется продавать!

И еще, вообще о какой невидимости Су-57 можно говорить.
Никаких исследований радиозаметности Су-57 не проводилось. Решили поступить просто, скопировав облик F- 22 с тщательно  выглаженной поверхностью, со специальным покрытием.
Если сверху посмотреть на планер, представляющий собой не вполне удачную, выполненную на скорую руку, копию  облика F- 22, то легко увидеть «невооруженным глазом» выступающие, ничем не прикрытые двигатели с огромным круглым соплом.

И это невидимка?
Тепловой след будет такой, что и без всяких суперсовременных "решеток" самолет засекут по ИК излучению.
Такую цель без труда сможет вести и уничтожать даже F-16.
Для сравнения, у F-22 щелевидное сопло, значительно уменьшающее тепловой след, да и сам двигатель "спрятан" в корпусе и надежно защищен.
F-22 и F-35, по отношению к к Су-57, так вообще звездолеты.

Второе требование относится к скорости и маневренности.
Су-57 производитель называет сверхманевренным.
Для чего в современных военных доктринах нужна эта сверхманевренность?
Предполагается участие в военных боях по типу 2МВ?
Понятно, для всяких там шоу, красивого пролета над зрителями!
И все!
Американцы сознательно отказались от маневренности, удешевив двигатели и весь самолет. Ведь понятно, что при современной доктрине «первым увидел – первым убил» маневренность не нужна.
Это вам не воздушные бои 1941 года!

Никакого заявленного сверхзвука без использования форсажа, у Су-57 и близко нет.
Тогда как для F-22 это обычный рабочий режим (1.2 Маха без форсажа).

Третье. Электроника и средства обнаружения.
У РЛС F-22 с дальность обнаружения цели с ЭПР 1 кв.м - 241 км.
Это означает, что Су-57 при заявленном ЭПР 0.5 м.кв. (на самом деле реальная ЭПР гораздо выше) будет гарантированно обнаружен на расстоянии не менее 120 км.

У Су 57 перспективная, разрабатываемая РЛС «Белка» с предполагаемой дальностью обнаружения целей с ЭПР 1 кв.м - 400 км.
Ложь, конечно.

Число приёмно-передающих модулей меньше на четверть, чем у американской РЛС и они гораздо худшего качества.
С ЭПР 0,0001 кв.м. у Раптора, она вообще бесполезна.
Наш летчик скорее увидит противника визуально, чем его "засветит" РЛС "Белка".
Увы, использовать уже полностью готовую РЛС «Ирбис» невозможно из-за несоответствия габаритов. Обычная история.

Четвертое. Вооружение.
Наши особенно гордятся 30 мм встроенной пушкой 9А1-4071.
Не смешно?
Пушкой, у самолета пятого поколения!
Больше гордиться нечем.
Самолет голый.
Разрабатываемых новейших, разумеется, ракет класса воздух-воздух и воздух-земля для этого самолета нет и в макетах.

А что есть?
Есть ракета воздух-воздух Р-77 принятая на вооружение в 1994 году!!!! с дальностью 110 км. Против AIM-120D у F-22 с дальностью 200 км. с полным недосягаемым фаршем начинки и разрабатываемой ракетой NCADE, предназначена для перехвата баллистических ракет малой и средней дальности на активном и восходящем участке траектории как в пределах атмосферы, так и вне её.
Что такой ракете какой-то Су-57?
Он будет гарантированно обнаружен и уничтожен с расстояния, недосягаемого для его вооружения.

Пятое. Электроника.
Сразу же вспоминаются индусы, которые со своей электронной начинкой вышли из проекта.
Тут все просто. Процессор "Эльбрус ".
Дальше можно не обсуждать, если упомянуть шлем американского летчика, позволяющий видеть пилоту сквозь кабину на все 360 градусов.

Каков же вывод?
Он очевиден!
Упоминание о Су-57 вместе с о словами «истребитель пятого поколения» неправомерно.

Скорее всего, это PR-акция предшествующая распилу выделяемых денег!
Причем акция, одобренная сверху, о чем свидетельствует мощная рекламная компания во всех средствах массовой информации.

Что? Индексация пенсий? Вы, наверное, смеетесь!

31.01.2022


Рецензии