Криптограф, спасший вокзал Сент-Панкрас в Лондоне

В 1967 году до сноса здания вокзала оставалось десять дней...

XIX век был эпохой железных дорог, и постоянно строились новые станции, чтобы приспособиться к постоянно растущему количеству пассажиров.

В 1852 году был открыт вокзал Кингс-Кросс, прославивший Гарри Поттера.

Но достаточно скоро понадобилась новая станция: пропускная способность была на максимуме и были постоянные задержки.

Так в 1862 году началось строительство железнодорожного вокзала Сент-Панкрас, рядом с Кингс-Кросс. Это был чрезвычайно амбициозный проект, разработанный инженером Уильямом Генри Барлоу.

Через три года станция была готова. Его навес для поездов был самым большим замкнутым пространством в мире в то время, огромным сводом из железа и стекла высотой более 30 метров, шириной 70 метров и длиной 200 метров.

Под платформами и вестибюлем был построен большой подвал, который в основном использовался для хранения пива, доставляемого в Лондон с севера Англии.

Итак, Сент-Панкрас был завершен, чудо инженерной мысли, которое остается впечатляющим и по сей день.

Но проект не был завершен. Midland Rail, построившая Сент-Панкрас, также хотела построить здесь отель, и они хотели, чтобы он был самого высокого качества...

Объявлен конкурс на лучший проект отеля. Победитель конкурса поступил от Джорджа Гилберта Скотта, ведущего викторианского архитектора и реставратора.

Он мог работать в стиле неоклассицизма, но его мечтой было построить в Лондоне неоготический памятник; здесь был его шанс.

Скотт, как и многие другие, находился под сильным влиянием писателя, художника и критика по имени Джон Раскин.

Раскин побывал в Венеции и написал книгу о своих исследованиях ее архитектуры, привез и опубликовав свои собственные иллюстрации тамошних зданий.

Раскин утверждал, что венецианская готика была лучшей формой готической архитектуры, воплощенной во Дворце дожей, но также представленной в бесчисленных домах, выстроившихся вдоль каналов Венеции, отличающихся красочными фасадами, полосатой каменной кладкой и лоджиями с декоративным узором.

Именно эту венецианскую готику, смешанную с некоторыми другими влияниями, Скотт использовал для того, что стало гранд-отелем Midland.

Но Скотт взял венецианскую готику только за отправную точку. Он не просто подражал; он превратил его в нечто новое и своеобразное.

Он имеет - в соответствии с готической формой - асимметричный дизайн, с большой башней с часами на одном конце, частично изогнутым фасадом и парадным входом на другом.

Итак, 60 миллионов кирпичей были заложены в новую архитектуру группу готических шпилей.

Каменщики вырезали горгульи, капители, статуи и фризы по всему новому отелю, а интерьер был наполнен картинами, самодельными обоями, позолоченными украшениями и всевозможными прекрасными красочными украшениями.

Это был грандиозный готический проект, о котором Скотт всегда мечтал.

Итак, в 1873 году Мидленд Гранд-отель был окончательно завершен... но к 1935 году его закрыли и превратили в офисы железнодорожной администрации.

Мечта Midland Rail о «самом большом и лучшем отеле в Королевстве» рухнула слишком рано.

Тридцать лет спустя и вокзал и бывшая гостиница были наполовину заброшены, а количество пассажиров сокращалось.

Часы упали, сарай находился под угрозой обрушения, половина его стекол была заменена досками, а бомбовые повреждения времен Второй мировой войны остались надолго.

В 1960-х годах, как и многие другие здания 19 века, и отель, и вокзал планировалось снести.

Послевоенная Британия была полна ветхих викторианских зданий, покрытых копотью, плохо отапливаемых и без какой-либо ясной цели - это было одно из них.

Но была яростная кампания по спасению Сент-Панкрас, возглавляемая поэтом-лауреатом Беджеманом  Джоном.
Джон Бетджеман и взломщиком кодов, ставшим защитником природы Джейн Фосетт. Джейн Фосетт была одной из сотрудниц главного шифровального подразделения Соединенного Королевства — Блетчли-парка.

Именно Фосетт в 1941 году расшифровала сообщение люфтваффе, позволившее определить путь одного из важнейших кораблей немецкого флота « Бисмарк», который 24 мая потопил британский линейный крейсер «Худ».

И как-то это удалось. Всего за 10 дней до запланированного начала сноса Сент-Панкрасс был внесен в список I степени и спасен.

Тем не менее, потребуется еще 30 лет, чтобы решить будущее Сент-Панкрас.

В 1980-х годах он не соответствовал требованиям пожарной безопасности, и офисы были закрыты. В 1990-х годах в гостинице и навесе для поездов был проведен ремонт, но внутри они разваливались.

Тем не менее реликвия сохранилась. И он использовался в качестве места съемок всего, от «Бэтмен: Начало» до «Гарри Поттера» и музыкального клипа для Spice Girls.

Было что-то глубоко атмосферное в этом когда-то величественном готическом здании в состоянии заброшенности.

Все сложилось в 2000-х годах, когда главная конечная остановка Eurostar, соединяющей Лондон с континентальной Европой, была перенесена на Сент-Панкрас.

Его полностью отреставрировали, заменили стекла и построили большую пристройку, которую вы можете увидеть за старым депо.

Подвал был открыт и превращен в аркаду кафе, книжных магазинов и магазинов, усеянных теперь уже известными пианино, на которых могут играть представители публики.

То, что было на грани разрушения, вдруг наполнилось жизнью, успешно модернизировано без необходимости сноса.

И, конечно же, был отремонтирован бывший гранд-отель Midland. Все его детали были тщательно восстановлены, от обоев до розового известняка и фресок до ковров.

Готические руины снова ожили, такие же разноцветные, как когда-то.

И вокзал, и гостиница в Сент-Панкрас должны войти в историю как один из самых успешных проектов реставрации, которые когда-либо были.

Для людей, прибывающих в Лондон из Европы поездом, это первое место в Британии, которое они увидят - грандиозное и довольно гостеприимное зрелище.

Джон Бетджеман сказал, что Сент-Панкрас «слишком красив и слишком романтичен, чтобы выжить».

Вполне уместно, что теперь статуя Джона Беджемана стоит внутри с благоговением смотрящего на огромный свод станции.


Рецензии