Ветер - его стихия. 1. Путешествия с испытаниями

                "И пусть тебя обнимает ветер"               
                ЖОлтая Кошка (Рита), из письма.



1. Путешествия с испытаниями

"...на меня сквозь полумрак смотрели ласковые сияющие бархатные глаза. Юношеское горячее дыхание с лёгким винным ароматом обволакивало меня. Юра прижался к моей щеке своими тёплыми пухлыми губами и стал вдруг горячо рассказывать… про Марс, про освоение его. У него дипломная работа была на эту тему - об использовании энергии ветра при движении марсохода. С распахнутыми глазами и большим интересом слушала я его..."    http://proza.ru/2023/03/22/904   

А потом...

"Юра на одной из наших стоянок на Яренге спустил на воду деревянный кораблик с бумажным ветродвигателем, сконструированным на скорую руку, и тот шустро пошёл вперёд – не только против течения, но и против ветра. Мимо проплывающие и отчаянно выгребающие на байдарках туристы, дружно зааплодировали обогнавшему их судёнышку. Потом Юра эту модельку подарил сыну крестьянина, которому помог на сенокосе – ради горки огурцов и банки сметаны, поскольку я отказалась есть надоевшую кашу. Мальчик был очень горд, бережно держал хрупкий кораблик – первую модель транспортного судна с ветродвигателем." http://proza.ru/2020/11/21/893

"На Червонке Юра достал свой парус и пристроил его на байдарку. Парус он сшил накануне нашего отъезда. Юра выкроил его, а свекровь прострочила на своей машинке Зингер. Теперь Юра наладил свой парус и в белых трусах-шортиках и рубашке гавайке (подарок с юга от тёщи), а также с небольшой тёмной бородкой (ребята в походе не брились) выглядел вполне респектабельным «белым» человеком. У него здорово получалось плавать под парусом, что он и делал все эти дни, сначала опробовав его на Червонке, потом уже на широкой Яренге".  http://proza.ru/2022/10/06/325

"На Рыбинском мы отдыхали уже не раз. Юра занимался испытаниями последней, на тот момент, модели ветродвигателя, а я готовила обед, собирала чернику, читала… Потом, с присущим ему упорством, Юра стал твердить, что надо плыть на остров. Какой, как я поняла, неважно. Главное, уплыть туда, где нет людей. А такое возможно, доказывал он, только на острове. Но я догадывалась, ещё ему надо было проверить жизнеспособность своего детища в перегонах на длительные расстояния, подальше от материка. Собственно, к этому он стремился все последние годы.  http://proza.ru/2020/11/21/893

Каких только моделей ветродвигателей я не увидела на своём веку! Я ведь была, практически, единственный, помимо капитана, участник его экспедиций. А так - только случайные зрители были свидетелями его испытаний. Помню, как на Андоме один гостивший на родине новоявленный прибалт, собирающий по окрестностям металлолом, редкий на его новой родине, сказал:

- Я никогда не видел такого.

- И не увидите, - сказала я.

"Прибалт" с непониманием посмотрел на меня.

- Эта модель - единственная в своём роде.

Муж тогда рассекал древние воды реки моих предков на катамаране с ветродвигателем.

А до этого, что только не было!

Где-то валяются снимки его первой серьёзной модели, после того походного кораблика. Они, самое большее, - для истории. Но кому она нужна теперь? Кроме меня.

Был холодный октябрь. Юре хотелось срочно испытать своё детище, и мы поехали на Сенеж - прекрасный водоём для этих целей, недалеко от нашей дачи.

Юрочка достал из машины мешки с "железом", собрал и установил на байдарке ветродвигатель — он был сплошь металлический. Под шквальным осенним ветром лопасти бешено закрутились, и байдарка тут же опрокинулась. Юра пытался её выровнять, но она никак не хотела быть устойчивой. Груз ветродвигателя перевешивал, и байдарка валилась на бок. Зрелище выглядело удручающим. Я тактично молчала, стараясь наслаждаться природой, в этот осенний промозглый дождливый день. Юра бодро улыбался, но, конечно, ему было жаль уймы времени, потраченного на стальные лопасти и сопутствие детали. Не работал этот ветродвигатель - таков был результат того испытания. Печально. Но впереди — зима, и надо будет пробовать сделать что-то новое.

Конечно, не только это составляло Юрину жизнь. Была ещё работа на кафедре,  научная и преподавательская деятельность, двухгодичная служба в Армии и хлопоты с семьёй. Чего только в жизни не было! Но этот ветродвигатель был как звёздочка в его жизни. Однажды он мне сказал:

- Я считаю, что это - главное в моей жизни.

Вот такое было "хобби".

После железа, лопасти Юра делал из облегчённого материала. Я, к сожалению, не технарь и не могу подробно и точно описать его работы, больше была наблюдателем. Но видела, потом это были тряпочные крылья, затем из какого-то лёгкого материала, но не металлические. В качестве транспортного судна были - байдарка, байдарка с буйками, надувная лодка, катамаран. Последний, как Юра считал, - лучше всего.

Мы не богачи, и Юре неудобно было отбирать деньги из семейного бюджета. Но я понимала, что такое мечта, и старалась поддерживать его и не кривиться по-поводу незапланированных таких покупок.
- Надо, конечно,  надо, — искренне говорила я.
Подумаешь, не купим какую нибудь мебель или что-то подобное. При этом, очень скромный Юрочка, старался не ущемлять меня в моих женских прихотях. Шубка - так шубка, побрякушки разные. Постоянно спрашивал — одета ли я, обута? И сам стремился покупать мне что-то. Его нет, а у меня в шкафу лежат стопы одежды, купленной им.

За пару лет до ухода поразил меня. Приволок девушку с сумкой - продавщицу. Юрочка улыбается, девушка достаёт полушубок. Я ругаюсь:

- Зачем? У меня есть всё!

 Юра говорит:

- Тебе не в чем бегать зимой на зарядку.

- У меня есть куртка.

- Она мала, померяй эту.

- Ничего не мала. А эта  шубка не для зарядок и, скорее всего, не подойдёт по размеру

- Ну, ты померяй. Я примерял в магазине. Тебе должна быть в самый раз.

Мне неудобно перед девушкой, я примеряю, и, о, Боже! — как же хорошо она на мне смотрится! И густо бордовый цвет, и пышный мех на капюшоне,  а, главное, сидит, как влитая и длина рукава в самый раз. Как давно я хотел такой пышный мех на рукавах! Юра, конечно, не знал о моих женских мечтаньях, но принёс такую куртку.

Последний мой серьёзный аргумент:

- Дорого.

- Я сделаю вам скидку, - проворковала продавщица.

Но какая там скидка?! И разве я могу противостоять напору моего любимого мужа?

Продавщица распричиталась:

- Как он Вас любит!

- Ну и что? Я тоже его люблю.

- Вы совсем как мои родители...



Юрочка был очень занятой человек, но я ему стала внушать - напиши  о своём ветродвигателе книгу.

Написал. Её даже издали, бесплатно.

Ветродвигатель Юра запатентовал, но нужна была его популяризация, чтобы им могли пользоваться люди. 

Юра говорил, что у нас мало кого это может заинтересовать в промышленном масштабе. Надо книгу перевести на английский - там более шустрые дельцы могут среагировать. А у нас перестройка и тому подобные катаклизмы. Но не успел Юра перевести и подготовить книгу к изданию, хотя в редакции ждали её.

Теперь осиротевшая груда железа хранится на даче в мешках. 

Продолжение http://proza.ru/2025/10/23/710


Рецензии
Как хорошо, когда у человека есть хобби! Оно даёт дополнительные силы жить. Прекрасно помню все ветродвигатели Вашего мужа, о которых Вы писали. И метровую модель суденышка, которую вы подарили местному мальчишке, и здоровенный катамаранище. До сих пор смеюсь, когда вспоминаю, как Юра искал на дне утоплую лодку. Любопытные рыбаки сразу же позабыли про рыбалку и с тараканьими глазами сбежались смотреть, что же за клад тянет человек со дна реки. Наверняка они такого ни разу не видели. Я по складу характера не технарь, гуманитарий. У меня в своё время тоже было хобби. Конечно, не такое серьёзное и созидательное, как у Юры. В начале девяностых, когда на наш рынок хлынул поток зарубежных товаров, я увлёкся коллекционированием сигаретных пачек. Прямо как ребёнок, хотя мне было тогда уже 20 лет. Длилось это три года. Потом я остыл, но коллекция сохранилась до сих пор. И довольно приличная — более пятисот пачек! Лежат сейчас по углам и антресолям в полиэтиленовых пакетах. Разумеется, все пачки пустые — в те времена я курил. Интереса уже нет, но выбрасывать их я не собираюсь. Хотя отец частенько "зудел": "Выкинь! Выкинь!" Да и младший брат тоже советовал выбросить. Нет, этого делать я не буду! Хочу сохранить память о тех временах. Пачки мне не мешают, лежат себе и лежат, каши не просят. В крайнем случае, можно будет продать эту коллекцию какому-нибудь фумофилисту. Но это моё хобби, само собой, не идёт ни в какое сравнение с увлечением Вашего мужа.

Андрей Николаев 6   23.10.2025 16:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей, за понимающую рецензию. Хобби, я думаю, это всегда хорошо. Оно способствует развитию человека. Я с детства собирала открытки с фото артистов, поэтому неплохо разбиралась в киноискусстве. Коллекция хорошая, жаль расставаться и Вам не советую. Она будит какие-то приятные воспоминания, эмоции.
Доброго Вам вечера!
С уважением,

Лысенко Светлана   23.10.2025 18:13   Заявить о нарушении
О девяностых годах у меня осталось немало приятных воспоминаний. Несмотря на сложности тех лет,это было самое счастливое время моей жизни. Тогда были живы и мама, и папа, и Зевс(это мой любимый пёс). Зевс был полноправным членом семьи, он здорово сплотил нас. Смешил, веселил, одним только своим присутствием разряжал обстановку, если она накалялась. Конечно, воспоминания о "девяностых" я буду беречь, в том числе и коллекцию пачек. Светлана, спасибо за то, что Вы в этом плане меня понимаете. Честно говоря, я не исключал, что моё увлечение сигаретными пачками вызовет у Вас, как человека не курящего, осуждение.

Андрей Николаев 6   23.10.2025 19:46   Заявить о нарушении
Это была Ваша молодость. И все были живы. Я понимаю. Вероятно, Вы могли интересно рассказать про свою коллекцию. Я, например, помню историю появления в моей коллекции многих открыткой. Но это, конечно, не здесь рассказывать.

Лысенко Светлана   23.10.2025 19:52   Заявить о нарушении
Да, у меня же ещё Юра курил. Я не осуждала, только жалела, что так привязался к этой вредной привычке.

Лысенко Светлана   23.10.2025 19:54   Заявить о нарушении