Бей, замри или беги? Мистический реализм
Лисбет Саландер в «Девушке с татуировкой дракона» — бьет.
Роберт Лэнгдон в «Коде да Винчи» — бежит.
Кларисса Старлинг в «Молчании ягнят» — замирает.
Если у вас есть идея для мистического триллера или хоррора, скорее бегите на курс «Мистическая проза: пиши то, от чего мурашки». Вы получите конкретные методики, которые помогут вам писать так, что у читателя будет захватывать дух! Занятия стартуют уже сегодня!
Что будет на курсе:
5 недель самой важной теории и практики.
Эксперименты с различными писательскими приёмами.
Работа в связке с редактором.
Готовая подборка рассказов (сможете участвовать в конкурсах и отправлять в редакции).
Среди преподавателей — писатели Надя Хедвиг, Настасья Реньжина, Александр Матюхин и другие, а также редактор, главный редактор медиа «Фальтер» Ева Реген, главред спецпроектов Яндекса Ксения Грициенко.
Остаются последние места на тарифах с обратной связью! Особенно обратите внимание на тариф «Маг» с шеф-редактором издательства «Молодость» Антоном Мамоном — студентам его группы гарантирована публикация!
Только до 24 октября скидка 35%. Промокод: МИСТИКА35. Также при регистрации до 24 октября вы получите в подарок онлайн-курс «Магический сюжет», который записали эксклюзивно для Band звезды этого направления литературы.
Ждем вас на курсе!
До встречи! Ваш БЭНД
Жанр мистического романа: как писать и в чём его особенности
Введение
Бу! Испугались? Не бойтесь. Хотя бояться — это нормально. И если говорить о безопасном страхе, который щекочет нервы и вызывает прилив адреналина, то мистические романы — отличный способ не только получить немного острых и приятных ощущений, но и прочитать добротную историю, где что-то пугающее переплетается с таинственным и интересным.
Такой жанр, как мистический роман, захватывает читателя с первых страниц, а для любой истории это главное. Здесь могут присутствовать фантастика, ужасы, любовь и иные жанры, но главное, что всё это смешивается в безумный коктейль тайн и загадок.
Это действительно популярный жанр, который пользуется спросом не только у читателей. В Литрес Самиздат публикуется много авторов, чьи мистические истории уже давно обрели свою аудиторию. И сейчас мы хотим подробнее поговорить о том, что это вообще за жанр и почему мистические романы привлекают так много людей.
Мистический роман – это...
Если говорить просто, то мистический роман — это произведение на грани ужасов и детектива, где обязательно найдётся место сверхъестественным элементам, тайне и напряжённой загадочной атмосфере.
Литература о мистике часто затрагивает философские вопросы и внутренние терзания. А яркий символизм помогает глубже раскрыть образы и сюжет. Протагонист здесь всегда сталкивается с чем-то необъяснимым, с чем ему предстоит разобраться. Это и порождает чувство страха, сомнений и внутренних конфликтов.
Универсальность тем, борьба человека с самим собой и с необъяснимым, что влечёт за собой рассуждения об извечных человеческих темах и страхах — это то, что делает жанр мистического романа популярным среди читателей. Ведь мистическая история похожа на исследование, и это привлекает.
Для авторов самиздата, как молодых, так и опытных, жанр становится полем для экспериментов, где всё ограничено лишь фантазией. Как и с фэнтези, автор волен придумывать абсолютно всё что угодно: смешивать жанры, использовать мистические элементы, ломать клише. Многие читатели ищут оригинальные истории, и жанр мистического романа может полностью удовлетворить их потребность.
С чего начался жанр?
История мистического романа корнями уходит в XVIII—XIX века. Породивший его жанр — это готическая литература, где одними из первых произведений стали «Убежище» Гораса Уолпола и «Франкенштейн» Мэри Шелли. Мрачная, зловещая атмосфера и нечто необъяснимое и сверхъестественное помогало с разных сторон показать человеческие страхи и эмоции.
Время шло, и жанр мистического романа стал адаптироваться к культурным и социальным изменениям — так появился магический реализм. Например, Габриэль Гарсиа Маркес и Хулио Кортасар писали фантастические истории, где непривычное соседствовало с реальным и было неотъемлемой частью повседневной жизни. Такой подход подтолкнул других авторов глубже исследовать окружающий мир, рассуждать на злободневные и извечные темы через призму мистики.
Российская традиция: Булгаков, Гоголь, Лесков
Российская литература о мистике не оставалась в стороне, ведь среди признанных классиков найдётся много имён, тем или иным образом относящимся к жанру.
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова переплетает реальность с мистикой и фантастикой и исследует вопросы власти, любви, искусства, человека и вечного противостояния добра и зла. Всё это сдобрено сатирой, что создаёт невероятные образы, известные практически всем. А мысли и темы, вложенные в роман, до сих пор поражают своей злободневностью и глубиной.
В известной книге «Вий», написанной Николаем Гоголем, народные суеверия и мистические существа сталкиваются со слепой верой. Благодаря таким темам удалось создать атмосферу таинства и страха, которые одновременно увлекают и пугают.
Множество работ Николая Лескова, темой которых часто становилась народная мифология, делали акцент на людей и их взаимодействие с природными сверхъестественными силами. Автор любил исследовать, как именно вера, суеверия влияют на поведение людей и их ощущение мира вокруг себя.
В чём отличия литературы о мистике от хоррора, ужасов и фэнтези?
Конфликт и эмоциональное восприятие — то, что отличает мистику от ужасов. Ужасы сосредоточены на создании страха: напряжение, шок, чувство тревоги и паранойи вызываются при помощи насилия и резких пугающих моментов.
Мистика же чаще заигрывает с психологией персонажей и философскими размышлениями, опираясь на загадки, тайны и неопределённость. Для этого создаётся атмосфера мистики, которая вызывает напряжение, временами пугает, но её цель — показать внутренний конфликт героя, используя мистику как инструмент.
Но в настоящее время очень сложно найти чисто ужасы или чисто мистику, потому что большинство историй находятся на стыке жанров, где элементы одного просто преобладают над элементами другого. Поэтому существуют так называемые пограничные жанры. Это:
мистическое фэнтези, где черты фэнтези смешиваются с элементами мистики, давая читателю яркое, стильное приключение;
триллер с элементами мистики, где интрига, напряжение и драма соединяются воедино, чтобы захватить интерес читателя и закончить неожиданным поворотом в финале.
Жанр мистического романа: его черты
Таинственная атмосфера
Атмосфера таинственности и загадочный сюжет — неотъемлемые части мистического романа. Часто в подобных сюжетах не бывает одной тайны, как не бывает и одного ответа. Это побуждает читателя рассуждать и пытаться самостоятельно понять, что тот или иной элемент несёт в себе. Поэтому если вы грамотно добавите побольше таинственных, глубоких интриг, то ваш мистический роман будет насыщеннее и необычнее.
Наличие сверхъестественного
Как писать мистический роман без сверхъестественного? Оно всегда пугает и притягивает одновременно, иначе просто не бывает. И наличие призраков, неких сил, загадочных существ, паранормальных активностей, которые вызывают ощущение «Да что за ужас здесь творится?!», обязательно в мистическом романе. Чаще всего именно какое-то сверхъестественное явление запускает весь сюжет, отправляя героев в таинственное приключение.
Размытая грань между реальностью и потусторонним
Что реально, а что нет? Вопрос, который задаёт себе каждый герой мистического романа. Тонкая грань, отделяющая наш мир от мира сверхъестественного, должна добавлять интриги и вызывать желание как можно скорее узнать ответы на все вопросы.
Протагонист и его внутренние трансформации
Так как мистический роман часто заигрывает с философскими темами и человеческой психологией, на протяжении пути протагонист будет сталкиваться с различными ситуациями, дилеммами и другими обстоятельствами, которые изменят его. И здесь всё по классике: развитие персонажа должно прослеживаться, и если ваш герой пережил невероятные события, тем более сверхъестественного характера, то будет странно и неправдоподобно, если он останется таким же, каким и был в самом начале пути. Внутренний конфликт, переживания, реакция на происходящее, вера, карма, предопределение, тень личности — это то, что заставляет читателя верить тому, что написано в истории.
Как писать мистический роман: 5 советов для авторов самиздата
Совет 1
Работайте с атмосферой и описаниями
Атмосфера мистики — один из важнейших элементов жанра. И для того, чтобы создать запоминающуюся, действительно таинственную атмосферу, нужно использовать детальные описания со множеством мелочей, но при этом не уходить в перечисление.
Каждый элемент должен передавать настроение. Играйте с освещением, звуками, эмоциями персонажей, используйте яркие метафоры, чтобы подчеркнуть важные элементы. Читатель должен утонуть в повествовании.
Совет 2
Используйте символику, архетипы и аллюзии
Мистика в литературе вряд ли обойдётся без запоминающегося конкретного элемента. Используйте привычные символы и образы, чтобы усилить эффект мистицизма. Зеркала, лабиринты, древние книги, магические знаки — всё это может как приносить пользу, так и стать опасностью для героев. Архетипы помогают углубить произведение, а аллюзии создают ощущение реальности происходящего, обогащая текст деталями.
Совет 3
Выстраивайте сюжет и нагнетайте постепенно
Чтобы достичь максимального эффекта от нагнетания (саспенса), оно должно происходить постепенно. Намёки и мелкие загадки, которые лишь вскользь обрисуют общую картину, должны медленно, но уверенно перерастать во что-то большее, чтобы читатель хотел прочесть и перевернуть очередную страницу как можно быстрее. Ещё это добавит вовлечённости, ведь если удастся захватить внимание читателя, то получится добиться максимального эффекта от развязки. Этот работает как накопительный эффект: вы долго ведёте к получению ответов, а потом в кульминационный момент даёте их.
Совет 4
Создайте неоднозначный финал
Мистика в литературе не терпит ответов на все вопросы. Стивен Кинг однажды сказал, что неразгаданная тайна остаётся с читателем дольше всего, и именно её он вспоминает в конце. Стоит постараться выдержать баланс между исчерпывающей информацией и отсутствием объяснений, ведь мистика тем и привлекает, что всего о ней никто не знает. Такой подход не только сохранит элемент тайны, но и позволит читателю ответить на какие-то вопросы самостоятельно.
Совет 5
Избегайте типичных ошибок новичка
Излишняя прямолинейность, исчерпывающее объяснение мистики, отсутствие глубины — искореняйте это. Старайтесь сделать вашу историю уникальной и интригующей, избегая набивших оскомину штампов. Обыграйте их так, чтобы они не воспринимались избитыми, а ощущались свежо. И чтобы понять, как писать мистический роман, постарайтесь изучить все эти стандартные ошибки.
Темы, хорошо работающие в жанре мистического романа
Призраки и потусторонние силы
Настоящая классика мистических историй — призраки и духи. Они стали ниточкой между миром живых и миром мёртвых, что позволяет исследовать вопросы человеческой природы. И когда человек сталкивается с потусторонними силами, это всегда нагоняет жути, но при этом даёт обширные возможности для раскрытия ключевых тем.
Мистические совпадения
Как говорится — случайности не случайны. И в мистической истории многое может зависеть именно от таких ситуаций. Герой нашёл древнюю книгу, провалился в шахту, оказался не в том месте и не в то время — любая случайность может стать роковой, а это позволяет создать эффект предопределения и судьбы.
Предания и фольклор
Легенды, байки, сказки — творчество народов может стать отличным вдохновением для мистической истории. И не обязательно придерживаться местного фольклора, поэтому не игнорируйте фольклор соседних стран.
Если ваша история будет основана на реально существующей легенде, то это придаст веса и усилит впечатления читателя.
Религиозные и эзотерические мотивы
Религия и эзотерика уже сами по себе могут стать основой для мистики в литературе. Вопросы веры и моральных дилемм, рассуждения о том, что правильно, а что нет, и как на это могут влиять высшие силы? Извечная тема борьбы добра со злом отлично вписывается в религиозную концепцию и позволяет глубже раскрыть морально-этические проблемы.
Да, мистику можно писать независимо от ужасов. Важно создать атмосферу таинственности и загадки без акцента на страхе.
Да, роман может быть полноценным без призраков. Атмосфера мистики и сверхъестественные элементы могут включать магию, мистические совпадения или внутренние конфликты.
Объём может варьироваться от короткого рассказа (5;20 тысяч слов) до полного романа (50;100 тысяч слов и более), в зависимости от глубины сюжета и персонажей.
Заключение
Мистический роман как жанр вряд ли потеряет свою актуальность. Для авторов это отличное поле для экспериментов, а для читателей — возможность исследовать мир, где грань между реальным и сверхъестественным очень неустойчива. Такой жанр дарит захватывающие сюжеты, которые остаются в памяти на долгое время, а какие-то и вовсе становятся любимыми.
Многомиллионная аудитория Литрес Самиздат любит напряжённые, глубокие, мистические истории, поэтому мы с нетерпением ждём новых публикаций!
В ЭТОЙ КНИГЕ ОТВЕТЫ НА МНОГИЕ ВОПРОСЫ
В этой книге современного российского писателя Ника Карпати ответы на многие вопросы.
Главная, по Гамбургскому счёту, книга современной литературы об эпидемиях чумы, ковида, их роли в формировании европейской цивилизации.
Будет номинирована Европейским союзом писателей в жанрах документального романа и политического детектива "Время скорпионов" и Союзом русских писателей и журналистов на соискание Нобелевской премии по литературе.
Кроме всего прочего, это единственная в своём роде книга, которая даёт исчерпывающие ответы на все роковые вопросы русской литературы и сообщает "Код да Винчи", то есть итоги происков алхимиками эликсира бессмертия.
Эта книга сильнее даже "Лемнера" Проханова, потому что в ней говорится о древнем масонском ордене, истоки которого надо искать в Месопотамии и Вавилоне, который намерен выдвинуть в роли сменщика ныне действующего президента РФ своего кандидата.
Также в нём рассказывается об алхимических опытах по нахождению эликсира бессмертия.
Эти знания первоначально находились в Гиперборее.
На мой взгляд, такой эликсир можно найти, важно лишь понимать, что он может быть изобретён в рамках народного сообщества, для всех, а не для избранных толстосумов, олигархов и ростовщиков.
Давайте взглянем на известные показатели долгожителей.
Адам - 930, Сиф - 912, Мафусаил - 969, Ной - 950, Енох - 365, Фарра - 205.
Видно, что продолжительность жизни постепенно уменьшалась.
Вначале она была фантастической.
Кто бы из нас не хотел прожить более 900 лет?
Общую тенденцию нарушает пятое поколение, Енох.
Но если про всех говорится, что они умерли, - про Еноха сказано, что его забрали на небеса ( на некий корабль, весьма похожий на НЛО).
Таким образом, за 20 поколений продолжительность жизни сократилась с 900 до 200 лет, более чем в 4 раза!
При этом максимальное падение произошло после Ноя - с 950 до 500 лет за одно поколение.
Вероятно, существовало какое-то Знание, благодаря которому первые 10 поколений жили около 900 лет. Но во времена Ноя оно было утеряно, и человечество скатилось до сегодняшних 80 лет.
Это то Знание Вы, уважаемый читатель, и найдёте, читая и слушая Русский Фауст Николае Карпати!
Говорить о том, чтобы люди жили более 900 лет, конечно же, сложно, однако прожить более 120 лет и сейчас, используя резервные возможности организма, вполне реально.
Первые люди обладали огромным генетическим запасом здоровья, его надо восстановить.
В здоровом теле: здоровый дух. Движение, активность, спорт это жизнь.
Физические возможности нашего организма с каждым годом используются всё меньше и меньше. Это настоящее проклятие техногенной цивилизации. Гимнастика это развивающий физический стресс. Тренируя все мышцы тела, мы заставляем работать самые глухие и невостребованные участки головного мозга.
Для нашего народа эликсир бессмертия связан с утверждением и упрочнением русской цивилизации и победой на выборах в Госдуму РФ в 2026 году политической народной партии "Трезвая Россия".
Рано или поздно она должна стать ведущей политической силой в стране. Скорее всего это произойдёт в период между 2042 и 2048 годами.
Прежде всего её электоратом могут стать самозанятые, а их сейчас в России более 14 миллионов, так как автор этих строк, председатель упомянутой партии (находится в стадии подготовки учредительного съезда, формируется оргбюро для подачи необходимых документов для регистрации в ЦИК РФ) также является самозанятым; налоги для самозанятых повышать не стоит.
Эпидемия чёрной смерти, мор, выкосившей 3/4 европейского населения, сыграли огромную роль в формировании современной Европы, повлияли на мировосприятие и художественное творчество европейцев.
Если Русский Фауст Николае Карпати станет настольной книгой для россиян, поступит во все библиотеки страны, то это, кроме всего прочего, значительно укрепит коллективный иммунитет народа на фоне гипотетически вероятных новых волн ковидной чумы (в настоящее время считается установленным тот факт, что вирус ковида - биоружие ЦРУ).
Если кому интересно, то предпочитаемые автором этих строк жанры литературы:
политический детектив, политический роман, алхимический трактат.
В литературной трилогии Николае Карпати КНИГА ЕВРОПЫ. ИЗ ПУТ (Русский Фауст, Всемирный посол бега, Моя политическая биография) делается небольшой шаг для автора, но огромный для человечества в поисках способов продления жизни и эликсира бессмертия.
В рамках миссии под названием "Валькирия" предполагаю выступить в 2040 или в 2041 в Бундестаге или у памятника Гёте в парке Тиргартен с Берлинской речью с объявлением начала Прекрасной эпохи расцвета искусств в Европе; также планирую обратиться к Госсовету РФ с призывом начала новой стадии культурной революции за суверенитет, против еврофобии, трансфобии, масонских лож. Ныне действующий президент РФ объявил, что ищет сменщика, в связи с этим автор этих строк претендует на роль гипотетического сменщика в 2042 году действующего президента РФ в качестве кандидата от литературного Петербурга, лидера борьбы за страну без масонских лож и водки, без самогоноварения.
В рамках миссии под названием "Валькирия" предполагаю выступить в 2040 или в 2041 после Берлинского марафона у памятника Гёте в парке Тиргартен с Берлинской речью с объявлением начала Прекрасной эпохи расцвета искусств в Европе; также планирую обратиться к Госсовету РФ с призывом начала новой стадии культурной революции с учётом опыта сухих законов в СШа и российской империи, кампании Горбачёва за суверенитет, против трансфобии, русофобии, масонских лож.
Ныне действующий президент РФ объявил, что ищет сменщика, в связи с этим претендую на роль гипотетического сменщика в 2042 году действующего президента РФ в качестве лидера борьбы за страну без масонских лож и водки, без самогоноварения.
Электронная версия политического триллера
Останется у Вас навсегда
https://www.wildberries.ru/catalog/144122339/detail.aspx
Свидетельство о публикации №225102401309
