3. Хештег word вначале было слово

Хештег #WORD: ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
October 24, 2025

; СЛОВА-ПРИЗРАКИ: Почему мы говорим одно, а слышим другое

Бывает, люди готовы поубивать друг друга в споре — не видя, что вкладывают одни и те же смыслы в разные слова.

Бывает, люди влюбляются друг в друга после первых фраз и не замечают до конца дней: они просто называли одинаковыми словами несовместимые вещи.

Проблема не в том, что мы не понимаем друг друга. Проблема в том, что мы верим, будто понимаем. А это намного опаснее.



; Краткое резюме пройденного

«Манифест Клуба Самоучек» обрисовал психологический профиль Самоучки и сформулировал твой главный запрос: синергия без растворения. Тебе необходима коллективная мощь группового тренинга, но без потери индивидуальности.

«Сайт знакомств для мозгов» раскрыл первый этап решения: искать партнёров для мозгового штурма. Мы выявили невидимые социальные барьеры, мешающие знакомствам, и задались целью их преодолеть.

Но допустим, вы преодолели барьер и познакомились. Можно начинать плодотворное сотрудничество?

Не так быстро.



; БАРЬЕР ВТОРОГО УРОВНЯ: Когда общий язык становится врагом

ПРОБЛЕМА:

Вы встретили единомышленника. Кажется, говорите об одном. Но через полчаса понимаете: вы вкладываете в одни слова разные смыслы.

Или наоборот: вы описываете одно явление, он — то же самое, но разными словами. И вы не узнаёте друг друга.

Месяцы уходят на то, чтобы просто синхронизировать понятийный аппарат. А ведь можно было бы уже работать.



РЕШЕНИЕ:

Создание собственного языка внутри Сообщества — это не «приятный бонус». Это инструмент, который:

• Сокращает время синхронизации с месяцев до минут

• Позволяет передавать сложные концепции одним словом

• Выводит из тени явления, для которых нет готовых названий



Этот язык выполняет две функции:

1. Опознавание своих

Когда человек использует «матрёшку смыслов» или «внутреннее сопротивление» — ты сразу понимаешь: это Самоучка. Можно говорить без предварительных объяснений.

2. Экономия энергии

Вместо получаса объяснений — одно слово, передающее весь контекст. Ты не тратишь энергию на постоянное переформулирование базовых понятий. Это позволяет думать быстрее и глубже.



ВЛАСТЬ:

Когда у явления есть имя — мы получаем над ним контроль, так как можем:

• обсуждать (не нужно каждый раз объяснять с нуля)

• анализировать (термин фиксирует границы понятия)

• использовать осознанно (инструмент в твоих руках)

Давая имена явлениям — мы обретаем над ними власть.



В этом лонгриде разберём механизм создания этого языка — хештег #word.



; ИГРА В ПРЯТКИ С САМИМ СОБОЙ

«Хочешь что-либо спрятать надежнее всего — положи это на самом видном месте».

Воспитанная на Агате Кристи и Шерлоке Холмсе, десятилетняя Маша искала новых кумиров в детективах. И пришла в ярость, услышав от одного из них этот парадокс.

«Какая чушь! Если что-то лежит на виду, его увидят в первую очередь! Это же элементарно!»

Но Эркюль Пуаро Агаты Кристи с почтительным трепетом писал биографию создателя этого сыщика. А Шерлок Холмс называл себя «всего лишь скромным учеником месье Дюпена».

Агата Кристи — автор художественной прозы с максимальным тиражом в истории, уступающим по количеству проданных экземпляров только Библии и Шекспиру. Шерлок Холмс официально занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый экранизируемый герой в истории кино. Свое признание они получили во многом благодаря тому герою, сказавшему те странные слова...

Его придумал Эдгар Аллан По, общепризнанный основоположник детективного жанра. Было бы опрометчиво списывать слова такого первоисточника на ошибку. Поэтому Маша интуитивно начала собственное расследование — психологическое.



;; ОШИБКА ВЫЖИВШЕГО: Когда не видят очевидного

И нашла подтверждения.

Вторая мировая война. Самолёты возвращаются с пробоинами. Инженеры изучают повреждения: дыры в крыльях, в хвосте, по корпусу. Логично усилить броню там, где больше всего попаданий.

До тех пор пока статистик Абрахам Вальд не заметил очевидное: эти самолёты вернулись! Они выжили именно потому, что попадания пришлись в некритичные зоны. Усиливать надо там, где повреждений не было — ведь самолёты с попаданиями в эти места не вернулись.

Феномен существовал всегда, но его признали только после того, как дали ему название. С тех пор «ошибку выжившего» можно найти везде — в бизнесе, медицине, образовании.

Это лишь одно из многих типичных искажений восприятия — и десятки других, от иллюзии контроля до туннельного зрения — тех невидимых фильтров, через которые мы смотрим на мир. Пока у феномена нет имени, мы не замечаем, как он влияет на наши решения.

Большая часть из них получили свои определения недавно, сколько еще осталось безымянными? Поэтому имеет смысл возвращаться к базе — «парадоксу Дюпена», для большей наглядности перебирая разные облачения этой древней прописной истины.

«Большое видится на расстоянии» — поэтическая версия Есенина.

«Используй то, что под рукой, и не ищи себе другое», — Филеас Фогг из мультика «80 дней вокруг света», чем-то напоминающий гениального сыщика По.

«Мы не должны останавливаться в своих поисках. И в конце их мы прибудём на то же место, с которого начали, и впервые познаем его по-настоящему» — цитата Нобелевского лауреата Т.С. Элиота из книги Стивена Кови.

Одна мысль — бесконечность форм.

Маша подбирала собственные формулировки и нашла любимую: у каждого явления всегда два аспекта — видимый и невидимый. И невидимый в бесконечность раз больше первого.

Погружение в эти смыслы привело её к пониманию другой прописной истины — о важности слов. А точнее, она увидела ту же мысль с иного ракурса.

***

Маша интуитивно искала свои искажения восприятия — те «слепые зоны», куда попадали «сбитые самолёты» её психики. И нашла их там, где меньше всего ожидала...



; ИСТОРИЯ МАШИ: Девочка, планировавшая взорвать мир

Акт 1: Разрушение мира

В начале она казалась вполне обычной. Наверно.

Как любой ребенок своей эпохи, она мечтала стать археологом или космонавтом, верила в технический прогресс, не верила в Деда Мороза и была благодарна товарищу Ленину за свержение царизма и образование для всех.

Но она знала, в чем было ее принципиальное отличие. У нее был секрет.

Разговаривать со сверстниками ей было скучно: они бы не поняли её логику. Да и взрослые ей казались примитивными. В ее разуме кипели наблюдения и вопросы, но не с кем было их обсудить. Она видела связи, которые другие не замечают, но отсутствие возможности подискутировать об этом с кем-то, кому это так же интересно, заставляло ее буквально физически чувствовать деградацию мозга. Это жутко её угнетало, но ничего поделать она не могла.

Всё человечество Маша считала раковой опухолью на теле Земли, а себя — единственным адекватным человеком. Её жутко бесило все. Например, что все детские проблемы сваливали на «травмы, причиненные родителями». Встроенная матрёшка смыслов приводила её в ярость от такой интерпретации.

Сколько раз она обращалась к миру с гневной тирадой: «Допустим, у вас идеальные мама и папа, но вы — ребёнок — живёте в Хиросиме или Нагасаки в августе 1945-го. Вам сильно поможет любовь ваших замечательных родителей, когда вам на голову летит ядерная бомба? Мне — нет. Ни за что бы не поменялась местами ни с кем из них».

Но это было только в ее мыслях. Вслух она не произносила ни слова. Ну типа ниже своего достоинства говорить с насекомыми как с равными.

А травма действительно была... и самая страшная из всего, что может произойти. По мнению Маши.

В возрасте, когда ребёнок еще не интересуется одногодками, она почему-то верила, что каждый взрослый умеет осознанно управлять «эффектом бабочки». Играя в песочнице, воображала себя императором Вселенной, будущее которой зависит от параметров взмаха её лопатки.

Правда, чтобы понять причинно-следственную связь между углом наклона или траекторией движения инструмента, нужно было вырасти. Отдалённость цели давила, но предвкушение достижения оправдывало тяготы ожидания.

Однако вскоре весь её мир рухнул. В ответ на очередное «почему» она услышала от мамы: «не знаю»… Причем мать, одной репликой уничтожив главный смысл её жизни, даже ничего не заметила.

Так она впервые познала ницшеанский принцип «что не убивает, делает сильнее». И положила фундамент будущему пониманию, что самое страшное для любого человека.

***

Акт 2. Первые друзья

Нет, никто не говорил ей прямо: «Ты — ничто…». Но именно это она слышала отовсюду между строк. Потому она мечтала уничтожить все человечество, одной бомбой.

Её сознание было раздроблено, но она не замечала такого за собой. Формулы Фрейда о внутреннем сопротивлении вследствие раскола психики она еще не знала. Зато Маша хорошо видела в других то, что в себе не признавала.

Люди, верующие в материализм и тут же переживающие за свое будущее на кладбище, вводили её в... недоумение. Тезисы вроде сколько «твои дела будут жить в памяти людей, столько будешь жить ты» она считала дешевым популизмом, иллюзией, в которой находят утешение слабые духом.

Она видела абсурдность общепринятых убеждений, но одновременно пребывала в плену идеи «вещи, в которые верят многие, не могут быть ошибочными».

Нет никакой разницы, как долго и в каком статусе будут помнить тебя после смерти, сколько народу придет на твои похороны, что станет с трупом. Было бы здорово, чтобы одной ракеты ядерными боеголовками хватило на всех... но понимала, что на такое количество народа одной бомбы не хватит.

Да и какая ей разница, что будет после ее смерти, уйдет только она или захватит с собой всех. Поэтому она молча планировала самоубийство.

«Ты — ничто, потому что в любой момент с тобой может произойти что угодно» — говорило ей всё вокруг. Если живёшь в мире-хаосе, где от тебя ничего не зависит и любая мелочь может разрушить твою судьбу — нет смысла вообще что-либо начинать. И если после смерти всё кончится, какая разница, кем ты был при жизни.

К ее счастью, в 5 лет, когда ей, наконец, разрешили научиться читать, у неё появились по-настоящему близкие люди. И конечно, она была в курсе, что учёные доказали очевидное: для мозга нет разницы между миром материальным и воображаемым.

Так она росла среди выдающихся завоевателей, блестящих правителей, отважных первопроходцев, гениев революций — в общем, самых великих героев и даже богов.

Правда, кроме нее этого никто не видел. Она держала это при себе. На всякий случай. Ей хватало того, что ее эпическое окружение было «научно доказано». Ее друзья жили в ее внутреннем мире, но только они спасали ее от происходящего в мире внешнем.



Акт 3: Катастрофа, кассета и открытие

Она не представляла, в ее отношениях с миром что-то изменится. Ей было нечего терять и не к чему стремиться, кроме подготовки к исполнению ее тайных замыслов. Но время как-то проводить было надо.

Под влиянием своих друзей, живущих в книгах, Маша придумала игру: она — самый важный читатель в мире, поэтому для неё единственной пишут роман. Главным героем которого тоже была она. Автором тоже.

В общем, чтобы дорасти до своих друзей и тоже стать частью великого эпоса Маша завела дневник, который собиралась вести всю свою оставшуюся недолгую жизнь. Кто бы мог подумать, к чему приведёт невинное детское хобби…

В тот день она опять прочла что-то ужасное. На этот раз пусть будет новость о катастрофе «Челленджера». Разработчики не учли похолодание в утро запуска, из-за чего уплотнительные кольца затвердели. Так апофеоз научной мысли за 73 секунды унёс 7 жизней.

Может, это был не шаттл вовсе, сейчас уже не важно. Какая-то очередная авария типа той. Новость болезненно перекликнулась с её недавней утратой.

Незадолго до этого у неё появился магнитофон, и она записала целый плейлист любимой музыки. Да, пришлось неделями ловить трансляции, настраивать аппаратуру, переживать за качество звука... Но оно того стоило.

Это стало важным событием. Радость ее была бурной, но недолгой. Кассета вскоре исчезла.

Эта потеря — несопоставимая по масштабам с аварией шаттла — для неё была столь же тяжёлой. Вновь и вновь перебирая каждый уголок своего жилья и не находя пропажу, она всё глубже разочаровывалась в себе.

Если настолько не управляю своей жизнью в пустяках, на что вообще могу претендовать? — она и так была склонна мучить себя подобными вопросами. А тут ещё этот «Челленджер». Затем кассета. Если люди куда более знающие так ошибаются, на что рассчитывать мне?

В таком режиме оставалось либо сойти с ума, либо... сменить фильтр восприятия. Она выбрала второе. Благодаря «случайностям».

Их классная руководительница объединила учеников в пары для совместной работы. Придя к однокласснице, с которой занимались после уроков, она обнаружила кассету у неё!

Воспользовавшись шоком, воровка вырвала вещицу из рук и убрала так далеко, что Маша больше её не увидела. Но это было уже не важно. Важно было, что обстоятельства вернули ей веру в себя.

Ещё важнее была только тенденция: вектор совпадений, происходящих с ней, был противоположен тем, которые повлекли гибель шаттла.

В обоих случаях речь шла о мелочах. В случае с шаттлом мелочь повлекла 7 смертей. А в Машином — ей буквально вернули жизнь.

Самое удивительное: с определённого момента число маленьких чудес возросло в разы. Соотнесла ли она это с дневником? Конечно, нет! По крайней мере, не сразу.

Просто ей очень не хотелось, чтобы полярность её случайностей изменилась. Поэтому стала задумываться: а что если в кажущемся хаосе есть система?

Что если её самые первые детские мечтания не были беспочвенны?

После 4-х лет систематических записей, она окончательно признала:

Да, это так. Описывая происходящее, мы влияем на происходящее.

Так в 15 лет она задалась целью: понять механизмы письма как инструмента управления реальностью. Слова детективного протогероя сыграли неоценимую роль в поиске ответа на её самый экзистенциальный вопрос.





; РАЗ-ДЕЛЯЙ ; ОП-РЕДЕЛЯЙ ; ВЛАСТВУЙ

«В народной массе мы всё же капля в море, и мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознаёт»
— В.И. Ленин, XI съезд РКП(б), 1922

Цитата Ленина — ещё одна форма древнего политического принципа «Разделяй и властвуй».

«Нормальный» человек видит в нем лишь политическую манипуляцию. Но Самоучка с его встроенной «матрёшкой смыслов» смотрит шире.

Он замечает: природа, нащупав удачную схему, воспроизводит её на всех уровнях бытия. Атом повторяет планетарную систему. Клетка — организм. Человек — весь космос.

Разделяя любое явление на составляющие, обретаешь над ним власть.

***

Но что именно изменилось в сознании Маши?

Годы дневника открыли ей закономерность: описывая событие, позитивно влияешь на него. Нет, повторить удавалось не всегда, но общая тенденция оставляла все меньше сомнений.

В поисках механизма этой причинно-следственной связи она разработала приём, который назвала «теорией синонимов»: излагать одну мысль разными комбинациями слов, чтобы глубже проникнуть в её суть. Оказалось, что в удачно подобранной постановке вопроса можно увидеть ответ — если не на все 100%, то на 51% точно.

Где-то она встретила мысль, что подсознание управляет всеми органами, тканями и системами жизнедеятельности. Развивая её, предположила: может, обстоятельствами тоже управляет наше подсознание?

Продолжая поиски, где-то в рецензиях встретила фразу: «Настоящий писатель — всегда психолог, безошибочно чувствующий связь между характером каждого своего персонажа и его судьбой». Она задалась вопросом: может, описывая происходящее, незаметно для себя меняю характер?

Несмотря на отдельные неудачи в поисках, ситуация неожиданно ответила на ее невысказанный, но экзистенциальный вопрос:

«Кто есть человек? Песчинка в космосе, от которой ничего не зависит, вынужденный смириться с участью жертвы злого рока, который может настигнуть его в любой момент? Или у нас есть другие альтернативы?»

Учиться и узнавать новое она всегда любила больше всего. Когда она убедилась, что человек потенциально может влиять на свою судьбу, самоубийство как выход перестало быть актуальным. Если я — потенциальный творец своей реальности, то стоит остаться и исследовать этот механизм.





; ДРЕВНЯЯ МАГИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною...»

С чего начал Творец в Ветхом Завете? Он **отделил**. Свет от тьмы. Воду от суши. День от ночи.

А затем поручил Адаму дать имена всему сущему в поле его зрения — то есть разделить сотворенное на отдельные элементы, чтобы властвовать над теми, кому он даст имена.

Эту же мысль другими словами передают в Новом Завете: «Вначале было Слово».

Давая имена, называя явления своими именами — значит отделять их от тех, которые ими не являются — значит обретать над ними силу.



; КАК ЭТО РАБОТАЕТ: Когда нет слова — не существует явления

Ещё недавно в нашем лексиконе не было таких слов как гостинг, абьюз, газлайтинг. Сами явления — стары как мир.

Возьмём гостинг. Люди, жившие до появления этого слова, не дадут соврать: объяснить, что человек исчезает после видимости хороших отношений потому что манипулирует тобой, было почти невозможно. Во всяком случае, не каждому.

Когда в обиход вошло слово «гостинг» — жить стало легче. Одно слово заменило страницы объяснений, вывело явление из тени: теперь можно обсуждать, анализировать, искать решения. И главное — оно стало почти гарантией, что тебя услышат.

Слово даёт явлению «право» на существование в мире людей.

Именно поэтому классический Самоучка с детства создаёт новые слова: полёту его мысли тесно в рамках стандартного языка. Он интуитивно чувствует, что давая определения феноменам, игнорируемым другими, он расширяет сферу своего влияния.



; РОЖДЕНИЕ ПОНИМАНИЯ: Увидеть невидимое

Маша годами искала способы управлять своим подсознанием, наблюдая за собой и читая литературу. Экспериментировала. Записывала. Искала общий принцип всех методов трансформации.

И нашла.

Размышляя над «парадоксом Дюпена», она пришла к тому, что даже прописные истины стоит облекать в формулировки. Главной из которых для нее стало: «У каждого явления всегда два аспекта — видимый и невидимый. И невидимый в бесконечность раз больше первого».

Когда она построила это предложение, у нее появилось понимание принципов как делать тайное явным, в том числе как выявить Внутреннее Сопротивление (примеры — в предыдущем лонгриде).

Сопротивление «невидимо» — потому что оно за пределами сознания, следовательно органов чувств. Но если подобрать ситуацию — аналог лакмусовой бумажки, — становится понятным, как это работает и что с ним делать.

Все трансформации, все развитие и все решения любых задач сводятся к одному: научиться видеть доселе невидимое.

То, что лежало под носом, как говорил Дюпен. То, что было спрятано на самом видном месте.

Расширить зону своего видимого — значит расширить зону влияния.

Но как увидеть очевидное?

Расширять свой лексикон, давая определения вещам, которые их не имеют.



; СЛОВО — ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Маша поняла критическую важность точных формулировок. Как ты называешь явление — так ты его и видишь. Как видишь — так и взаимодействуешь с ним.

Сравни две формулировки одного занятия:

«Вести дневник»

«Исследовать письмо как инструмент перепрошивки мозга»

Чувствуешь разницу?

Обе описывают одно и то же. Но вторая формулировка выводит действие из обыденности. Даёт ему иное измерение. Открывает новые возможности. Переводит из категории «хобби для школьниц» в «научный метод» с претензией на новую научную революцию.



;; Язык как оружие: почему японские пилоты проигрывали

Контекст:

В воздушных боях времен Второй мировой счет часто шел на секунды. Пилотам нужно было мгновенно координировать действия, предупреждать об угрозах, отдавать команды.

Проблема:

Японский язык — силлабический (слоговой). Средняя длина слова и фразы в нем значительно больше, чем в английском.

Английская команда: "Bandits, 3 o'clock high!" (7 слогов)
Японский аналог: «Сихэн сандзи ёдзё ни тэкито су» (звучало примерно так) — 10-12 слогов.

Результат:

Эти лишние 2-3 секунды, которые японский пилот тратил на произнесение фразы, были критическими. За это время американский пилот уже успевал:

Занять выгодную позицию
Открыть прицельный огонь
Увернуться от атаки

Вывод исследования:

Лаконичность английского языка давала тактическое преимущество. Язык стал фактором выживания. Не техника, не храбрость, а скорость передачи информации.

Экономия описания ; ускорение передачи ; усиление смыслов ; увеличение влияния.

***

Именно такую скорость и точность мы создаём в Клубе. Слово «вордкойн» — это наш «Bandits, 3 o'clock!». Оно заменяет многословные объяснения и позволяет за секунды синхронизироваться с единомышленником.

Слово выводит явление из небытия, позволяя взять власть над ним.

Важный нюанс: «слово» не обязательно изобретать с нуля. Можно:

• Уточнить значение существующего термина

• Ввести интуитивно понятное словосочетание (как «матрёшка смыслов»)

• Создать новое слово для явления, у которого его не было

Главное — чтобы это слово определяло реальное явление и помогало его увидеть.



; ТВОЙ ПЕРВЫЙ ШАГ: Строим Словарь Самоучки

Если ты Самоучка, ты наверняка создаёшь слова.

Может быть, не осознавая этого. Может быть, держа их при себе, считая странными.

Но они у тебя есть:

• Новое название для старого явления

• Свой ракурс на привычную рутину 

• Закономерность, которую заметил только ты

• Термин для того, для чего нет готового слова

История Тамары, история Николая, история любого человека, которая становится триггером для трансформации другого — всё это тоже нуждалось в названии. Явление было, а слова — нет. Его не могли «увидеть» и использовать более осознанно, выжать из него больше энергии.

Поэтому пришлось ввести слово «вордкойн».

Если твоё слово называет реальное явление — делись им с Сообществом. Мы опубликуем его с хештегом #word.



; ФИНАЛ: Открой им глаза

Возможно, кто-то годами ходил вокруг явления, которое ты видишь. Натыкался на него снова и снова. Но не мог ухватить, описать, понять.

Твоё слово станет ключом.

Он прочитает его — и скажет: «Господи, да оно же было всегда! Просто я не знал, как это назвать. Наконец-то у меня есть слово для этого!»

А потом ты встретишь людей, которые в разговоре с тобой используют твои слова...;

Вместе мы создадим язык, которого нет в учебниках.

Поднимем в разы свои возможности верно донести мысль до собеседников.

Клуб Самоучек — это Хаб, где рождается этот язык.

Здесь и сейчас. В реальном времени.

• Ты называешь то, что видишь — другие начинают это замечать

• Ты делишься формулировкой — кто-то получает прорыв

• Ты создаёшь слово — оно становится частью общего лексикона

Каждый твой пост с #word — это не просто термин в абстрактном словаре. Это живой инструмент в руках других Самоучек. Ключ к трансформации. Способ расширить зону видимого для тех, кто ходил вокруг этого явления годами. И главное — еще один лом в разрушении Ограничивающих Убеждений, воздвигающих стены неправильного понимания между людьми.

Это не теория. Это практическая площадка, где:

Давая определениям имена, мы выводим их из небытия и начинаем управлять ими.



И Клуб Самоучек — место, где эта магия происходит каждый день.



Но что именно представляет собой вордкойн как инструмент? Какие у него формы? Как его использовать для собственной трансформации и помощи другим? Как прислать слово с хештегом #word и в каком формате?



Об этом — в следующем лонгриде. (ссылка в закрепе и здесь будет)



;Что дальше? Продолжение следует...



; Клуб Самоучек | WORDCOINS HUB
Учись не у гуру, а у равных


Рецензии