История возникновения Польского государства
Единое государство поляков и литовцев существовало два века, оно было уничтожено Россией, Пруссией и Австрией. В 1569 г. («Люблинская уния») в городе Люблин представители польской и литовской знати закрепили на бумаге создание нового государства на европейской карте – «Речи Посполитой» (от польск. rzecz - «вещь, дело» и pospolita - «общая»), усилиями князя Мешко, который смог объединить славянские племена от Балтики до Словакии и от Чехии до Руси. Именно этот правитель в 966 г. принял католичество и распространил новую веру среди своих подданных - почти на 20 лет раньше, чем русский князь Владимир принял православие. Это восточно-европейское государство просуществовал чуть больше двухсот лет - в конце XVIII века кризис «шляхетской республики» (шляхта - мелкое дворянство) и влияние соседних держав определил ликвидацию польско-литовского государства. После смерти Болеслава Кривоустого в 1138 г. страна распалась на несколько частей и оставалась в таком состоянии почти 200 лет. Объединить Польшу в 1320 г. смог внук знаменитого Конрада Мазовецкого Владислав Локетек. Между Польшей и Литвой уже в XIV веке установились прочные династические и политические связи. В 17-м веке между странами произошли две крупные войны. Первая велась за контроль над Смоленском, оказавшимся в составе польско-литовского государства в1634 г., поляки отстояли город, но только на 20 лет. Затем битвы короля Яна Собеского против турок-осман: в 1673 г., а спустя 10 лет сражение под стенами Вены. Затем пришли русские и шведы, но уже в период Северной войны 1708 г. Речь Посполитая фактически превратилась в «проходной двор» Восточной Европы. Последняя попытка спасти государство от исчезновения связана с последним королём «Речи» С. Понятовским, который взошёл на престол при поддержке российской императрицы Екатерины II и попытался реформировать властную структуру своей державы. Но большая часть шляхты была недовольна королевским курсом. В стране началась граждан-ская война, которая привела к первому разделу Речи Посполитой в 1772 г. (Л1) В то же время С. Понятовский был вынужден считаться с русским влиянием в государстве и польско-литовская держава фактически стала протекторатом своего восточного соседа. В мае 1791 г. сейм ратифицировал конституцию Речи Посполитой. Однако вновь нашлись недовольные развитием событий как попытку восстановления былой мощи королевства. В результате русские войска разгромили сторонников реформ, а в 1795 г. произошёл третий раздел «Речи» и лишила её государственности. Екатерина II хотела уничтожить или разделить Польшу, потому что при помощи княжества Литовского захватила бывшие земли Древней Руси. Её желание распростра-нялось на соединение Чёрного моря с Каспийском и оба с Северном, наладить торговлю с Китаем, Индией, возвысить Россию над европейскими государствами. Турки с поляками развязали войну в 1768 г. , но дело шло плохо и Россия заняла Молдавию и Валахию. В результате в 1772 г. произошёл первый раздел «Речи». России отошли Витебск и Полоцк, а союзникам Пруссии и Австрии отошла территория Великой и Малой Польши, истинную Родину Польши. В 1787 г. Швеция начинает войну с Россией, которая стала воевать на два фронта. «Речь» увеличивает свою армию до 100 тыс. и стала решать, кому помочь. Прусский король пообещал вовлечь «Речь» в свой союз и разорвать отношения с Россией. А сама Польша просилась, чтобы Правобережье и Малороссия отошла к России. Итак, по итогу этих войн России отошли часть Полесья, Правобережье Днепра, Подолье и Волынь. Это тоже бывшие земли Древней Руси. Пруссии досталась Польша и Мазевое. Далее в ходе восстания Тадеуша Костюшко, который собирался вернуть Польшу к границам до 1772 г. Россия, Австрия и Пруссия воспротивились этому, опять
- 2 -
война. А. Суворов взял Варшаву, Австрия и Пруссия требовала раздела Польши, Екатерина II предложила Польшу не делить. Сама Варшава досталась Пруссии, Краков – Австрии. Сама Польша просила, чтобы осталось само название «Польского королевства». Пруссия и Австрия отказала «Речи» в её просьбе. Екатерина II отказалась стать её королевой, т.к. никакой польской земли Россия не владела. (Л2)
Венский конгресс, на котором принимались решения о послевоенном устройстве Европы после победы над Наполеоном Бонапартом, произошёл так называемый четвёртый раздел Речи Посполитой, возникшая на руинах Российской, Австрийской и Германской империй после окончания Первой мировой войны, современниками называлась Второй Речью Посполитой - тем самым подчёркивалась преемственность государственности. Однако и второй попытке было суждено повторить судьбу своей предшественницы. Согласно секретным протоколам к пакту Молотова-Риббентропа, подписанному в августе 1939 г., состоялся пятый раздел государства.
Несмотря на то, что точку в истории Речи Посполитой поставили ее соседи, уже в XVIII веке поляки утратили прежнюю пассионарность и всецело погрузились в сугубо внутренние конфликты. Войны, которые проходили на территории государства, чаще всего не были связаны с его национальными интересами. В последний век своего существования страна находилась под формальным управлением саксонских курфюрстов, равнодушных к польским делам. Это привело к тому, что за реальную власть над страной боролись многочисленные магнатские группировки, периодически уступавшие друг другу место под солнцем. Весьма остро стоял в государстве и еврейский вопрос. К сожалению, отношения между еврейскими общинами и местным населением складывались не лучшим образом, иногда это приводило к трагическим последствиям. Все отношения между шляхтой и крестьянством строились на уровне «господин – раб».
В Речи Посполитой существовало уникальное явление – религиозная конфессия для низших слоев общества. Речь, разумеется, идет об униатстве. Принятые Брестским соборе 1596 г. условия подчинения римскому папе распространялись исключительно на православное население. При этом шляхту никто к принятию униатства не склонял, ей сразу было предложено перейти в католичество. Это привело к тому, что господа и рабы даже в религиозном плане отличались друг от друга, хотя в остальных европейских странах высшие и низшие сословия не различались по подобному признаку. После Брестской унии в 1596 г. положение православного населения и духовенства стало практически невыносимым. Полагая, что православные в политическом плане не являются благонадежными и сочувствуют Москве, власти рассматривали их как врагов государства. Очень часто православные храмы захватывались униатами, умерших запрещалось хоронить, покойники выкапывались из могил и выбрасывались на свалки. В ответ доведенное до отчаяния население нападало на своих мучителей и уничтожало их. В Речи Посполитой присутствовали столь грандиозные противоречия, что в XVIII веке она просто рухнула под их бременем. Даже в эпоху просвещения шляхта не сделала выводов, способных спасти государство. Более того, имея все возможности спасти Речь Посполитую, она ударилась в бесконечные конфедерации, которые закономерно и привели к краху шляхетской республики. (Л3)
Литература.
1. Интернет-компания. “Diletant.mediaРечь». «Посполитая: взлёт и па-дение
польско-литовского государства»
2. К.Кудряшов «Без раздельная собственность». Еженедельник «Аргументы и
Факты» №43 за 2025 г. ,стр.18
3. Генрих Мицкевич «Пекло для холопов, рай для евреев». Расцвет и
крах Речи Посполитой». (belhistory.by/category/articles/)
Материал подготовил Львов Ю.М. 25.10.2025
Свидетельство о публикации №225102401753
