Благотворительность законная и незаконная. Михаил

Благотворительность законная и незаконная. Михаил Ошеров
 
Сейчас в интернете огромное количество людей, в основном популярных блогеров, но не только блогеров, собирает деньги «для фронта».
 
Почему я поставил слова «для фронта» в кавычки? Потому, что проверить это совершенно невозможно — что реально приобретено, что реально и кому передано (тут есть ещё проблема сохранения военной тайны — некоторые «волонтёры» публикуют фотографии из военных частей, что в принципе является уголовным преступлением), сколько осталось на хлеб и масло и на рекламу своего блога самим, зачастую анонимным благотворителям, сколько они заплатили налогов российскому государству?
 
В ситуации, когда деньги «на помощь фронту» перечисляются на банковскую карту физического лица, которое не ведёт никакую предпринимательскую и налоговую отчётность и не платит государству налоги, эти денежные средства являются, по сути, незаконным доходом, который должен быть конфискован в пользу государства, а деятельность по незаконному сбору денежных средств должна быть пресечена в том числе в уголовном порядке (согласно ст. 171 УК РФ).
 
В России существует единственная форма ведения благотворительной деятельности — благотворительная организация, обычно функционирующая в рамках благотворительного фонда. Благотворительный фонд — это некоммерческая организация (НКО). Благотворительные фонды могут быть частными, семейными, общественными, корпоративными, религиозными. Благотворительный фонд обязан вести деловую, бухгалтерскую и налоговую отчётности, что обеспечивает ответственность, прозрачность и открытость деятельности фонда. Существуют особенности управления, функционирования, налогообложения, и т. д. благотворительных фондов, отличающие их от других НКО.
 
Некоторые физические лица давно уже организовали благотворительные фонды и осуществляют сбор денежных средств от имени и на расчетные банковские счета благотворительных фондов. Вся остальная деятельность по сбору денежных средств в интернете от неограниченного круга лиц является абсолютно незаконной и должна преследоваться в уголовном порядке согласно статьи 171 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
 
В годы Великой Отечественной войны 31 июля 1941 года по инициативе «снизу» был создан Фонд обороны, или Фонд Красной армии, на счета которого поступали денежные пожертвования и которому передавались материальные ценности от советских граждан.
 
Цитата: «31 июля 1941 года коллектив московского завода «Красный пролетарий» обратился к рабочим, инженерам, техникам, служащим, работникам науки и искусства страны с призывом до конца войны ежемесячно отчислять в Фонд обороны однодневный заработок. В августе 1941 года комсомольские организации ряда предприятий Москвы, Ленинграда и Тулы выступили с инициативой сбора средств от рационализаторских предложений и изобретений в Фонд обороны. 3 августа 1941 года в газете «Правда» было опубликовано сообщение: «Состоялся массовый воскресник железнодорожников, в котором участвовало свыше 1 миллиона человек. Весь заработок — 20 миллионов рублей, был передан в Фонд обороны»[1].
Советская интеллигенция отчисляла в Фонд обороны гонорары за произведения, сборы от лекций и концертов, передавала произведения живописи, музыки, литературы. Многие люди не только в Советском Союзе, но и за рубежом, делали личные вклады. Известно, например, что С. В. Рахманинов перечислил в фонд Красной армии денежный сбор от нескольких концертов, которые он дал в США. В декабре 1942 года возникло патриотическое движение, связанное с именем саратовского колхозника Ф. П. Головатого, пожертвовавшего на строительство самолёта 100 тысяч рублей личных сбережений. Большие суммы в помощь фронту отчисляли доноры, отказывавшиеся от оплаты за сданную кровь в пользу Фонда обороны. Существовали небольшие подразделения Фонда обороны, такие, как фонд «Месть матери» (построена танковая колонна «Мать фронтовика»).
Строительство боевой техники за счёт средств трудящихся началось в некоторых районах страны уже летом 1941 года. Одними из первых в июле 1941 года начали сбор ценностей и средств на постройку танковой колонны «Алтайский комсомолец» комсомольцы Рубцовска (Алтайский край). В сентябре 1941 года комсомольцы завода «Сибсельмаш» (Омск) предложили собрать средства на авиаэскадрилью «Омский комсомолец». С аналогичной инициативой выступили комсомольцы Нарымского округа Новосибирской области — так было положено начало сбору средств на постройку боевой эскадрильи «Новосибирский комсомолец». В октябре — ноябре 1941 года в Приморском крае начался сбор средств на строительство бронепоезда «Приморский комсомолец» (собрано свыше 4 миллионов рублей).
На всю страну стало известно имя Героя Советского Союза Марии Васильевны Октябрьской, на свои личные средства построившей танк Т-34 «Боевая подруга» и воевавшей на нём механиком-водителем.
Русской православной церковью (РПЦ) во главе с Патриархами Московскими и всея Руси Сергием и Алексием I собрано пожертвований на более чем 300 миллионов рублей. На эти деньги построены танковая колонна «Димитрий Донской» и авиаэскадрилья имени Александра Невского. РПЦ в Фонде обороны представляли Алексий (Палицын), Сергий (Ларин), Филипп (Ставицкий), Николай (Колчицкий), Александр (Введенский), Борис (Вик), Варфоломей (Городцев), Иннокентий (Леоферов) и другие священнослужители. Существенную помощь оказали и представители других конфессий СССР (Католикосы Каллистрат, Геворг VI, муфтий Г. З. Расулев, раввин С. С. Чобруцкий и другие).
Массовый сбор средств в Фонд Красной армии на строительство танковых колонн, авиаэскадрилий, боевых кораблей, бронепоездов, артиллерийских батарей, стрелкового оружия, миномётов, радиостанций, снаряжения, обмундирования, боеприпасов начался с декабря 1942 года. Всего в Фонд обороны и Фонд Красной армии поступило свыше 17 миллиардов рублей наличными, 13 кг платины, 131 кг золота, 9519 кг серебра, на 1,7 миллиардов рублей драгоценностей, свыше 4,5 миллиардов рублей облигаций государственных займов и др.[2]
По данным Большой советской энциклопедии, на добровольные пожертвования населения было построено более 2,5 тысяч боевых самолётов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок и 16 различных военных катеров[3]."
 
Сейчас, когда от начала СВО прошло уже более трёх лет, такой фонд по-прежнему необходим. Российское государство давно уже должно было организовать подобный фонд и одновременно запретить и прекратить любые сборы пожертвований на полуанонимные счета физических лиц и на счета банковских карт, чтобы перечисление денежных средств на благотворительность и на нужны фронта происходило только на банковские счета законно зарегистрированных благотворительных фондов.
 
Михаил Ошеров


Рецензии