Переполох
Этот рассказ был услышан от школьного учителя и моего друга Юрченко Владимира Михайловича, который поведал мне эту историю ещё в далёком 2007 году. Мне не известно реальная ли эта история, или просто аллюзия к нашей беседе на тему житейского недопонимания. Но первые десять лет я даже не думал записывать её в виде рассказа, а потом эта мысль появилась и только к концу 24 года я записал рассказ, поместив сюжет на улицу Тамлыкская. Описание этой улицы встречается в повести Татьяны Исмаиловой «Тропа прощения», в моей повести «Дыхание Зла» и в произведении «Заваленные горизонты».
«So close no matter how far»
(Мы близки друг другу вопреки расстоянию)
Metallica - Nothing Else Matters
Накануне вечером выпал первый снег. После затяжной, туманной и облачной осени с непроглядной ночной темнотой теперь весь мир повеселел. Деревья, крыши, заборы и земля покрылись красивой белоснежной шубой. Казалось снегу радовалась вся природа и только цветы, названные народом дубками, которые цветут уже в первые заморозки, загрустили и поникли, под тяжестью «белых мух». С первыми лучами зари послышались железные скрежетания по бетонным и асфальтированным дворам. Люди чистили снег, выносили его в огороды, палисадники и на проезжую часть. Евдокия Степановна управились с чисткой двора, вошла в комнату, выпила горячего чая с вареньем и позвонила сестре. Она подолгу разговаривала по телефону с Клавдией и жаловалась ей на соседку Нюсю, которая, вчера вечером зажгла сухую траву и дым от костра вошёл в дом. Евдокия постоянно рассказывала о многолетней дружбе с соседкой, прерываемой регулярными ссорами и сплетнями. За шестьдесят четыре года Нюся вытворила столько глупостей и разнесла сплетен, что Дуся не может их сосчитать и припомнить ей во время очередной ссоры. Хотя Нюся также во время раздоров ей тычет и оправдывается будто её причуды происходят в ответ на глупости соседки. Клавдия всецело поддерживала сестру и пожелала Нюське разума. На фоне разговора работал телевизор, по которому транслировали судебный процесс. Во время особо жарких споров сёстры умолкали и слушали участников процесса.
Внезапно послышался громкий грохот во дворе. Зазвенели упавшие банки, железный тазик с грохотом ударился о бетонный пол. Старушка выключила звук на телевизоре и прислушалась. Через пару секунд что-то вновь грохнуло. Она встала с дивана, подошла к окну и пояснила сестре, что ей показалось будто соседка, или её баламутные внучатки, бросили на крышу камень и тот с грохотом упал во двор. В мыслях выругав Нюську, Евдокия вышла во двор. Кот мяукнул ей с вершины ореха и практически бесшумно зашипел, смотря вниз. Необычный шорох донёсся из сарая. «Проклятая полоумка!» – вырвалось из уст Евдокии. – Небось моё варенье решила стырить.
Старушка пришкандыляла к покосившемуся деревянному сараю, который делал её отец до войны. Открыла дверь и замерла. Только в ушах кровь пульсировала как колокольный звон в праздничный день. Задней деревянной стены не оказалось на месте, она лежала на земле, свет залил сарай, проявив паруса паутин и толстый слой пыли на полках, а в сарае стоял взрослый бурый медведь. Он слизывал с пола варенье, разбившееся от падения. Через пару секунд Евдокия опомнилась, закрыла на ключок дверь и побежала к соседке за помощью.
- Нюська! Нюська! – Ты где? – закричала Евдокия, озираясь назад в сторону калитки и в узкий тоннель улицы, накатанной вдоль высокого плато. Безлюдность в декабрьский полдень напугала. Низкое солнце заливало серебряным цветом улицу. Стая ворон кружила высоко в небе. На косогоре блестела крыша ангаров Бренди. Голые деревья сбрасывали лохмотья снега. Корова замычала и только вдали слышен гул моторов автомобилей, передвигающихся по черкесской трассе.
- Чего тебе? – не приветливо спросила Нюська, выглядывая из входной двери хаты.
- У меня… у меня… в сарае… в сарае… медведь. – заикаясь и задыхаясь от испуга заявила Евдокия.
- Вот потешная! – усмехнулась старушка - Откуда бы ему взяться в Суворовке?
- Не веришь? – воспротивилась Дуся. – Пойдём покажу. – и обозлённо добавила - Да хай он тебя съест, если не веришь.
- Небось выпила дурманских таблеток и опять мерещится абы что! – съязвила Нюська, подшучивая над подругой. Сама же обулась в калоши и вышла навстречу. – Пошли.
- А ты чего с ситом? Кочергу возьми, или вилы и мне дай. – испуганно сказала Дуся. Сама же увидела стоящие возле порога лопату для чистки снега и метлу.
Словно не слыша её последних слов, Нюся продолжила:
- А я пирожки хочу напечь. Сегодня шестьдесят лет как тятька помер. такой же снежный день был. Два года только после войны пожил. Ничего не получил ни пенсии, ни уважения средь колхозников. А ведь он до Берлина дошёл.
- Може и мы сегодня с тобой до Берлина дойдём. – заплакала Дуся. Она представляла собственную смерть иначе. Ей грезилось, что умрёт она в больнице, куда её отвезёт сын с невесткой, а сами тем самым временем будут шурудить в хате, ища у неё несметные богатства, отложенные на чёрный день. А она, между прочим, отложила себе небольшой узелок на смерть в котором лежала её любимая розовая кофта, чёрная юбка и цветастый мамкин платок, да сорок три тысячи на помин и памятник. Её ноги не шли обратно. Она пропустила Нюсю вперёд, а сама медленно шагала и вытягивалась, пытаясь встать на носочки, чтоб увидеть незваного гостя через забор. Вдали с горы спустился трактор с телегой сена. За ним бежали три здоровенных алабая, виляя хвостами. Из-за этих волкодавов теперь и за чабрецом не сходишь на выгон и к родникам не подойдёшь. И думая об этом Дуся подумала, чтоб медведь сейчас порвал этих псин.
- Ты энти таблетки больше не пей! – обернулась Нюся к подружке. - На прошлой неделе у тебя по потолку хтой-та бегал, сегодня вообще медведь приплёлся! Где ж энто видано, штоб в Суворовке медведи водились! Ни в колхозе об этом не рассказывали, ни тятька, царствие ему небесного.
Пока Нюся говорила эти слова старушки дошли до калитки дусиного двора, открыли её и обомлели теперь вдвоём. Посреди двора стоял медведь с петушиными перьями во рту. Хищник доедал петуха, не оборачиваясь в сторону калитки.
- Вот нечистый. – запричитала Дуся - Моего хорошего красного петуха съел. Да лучше бы того серого, заклёванного!
Хищник, услышав голос, посмотрел на старух и отвернулся, устремившись в сторону курятника.
- Сгинь, нечистый! – закричала Дуся. Она подняла над собой кочергу и замерла, представив, как медведь кинется на неё.
Нюся медленно подалась назад, прикрыла калитку и бегом рванула домой. Вслед за ней побежала и Евдокия. Прибежав до дома Нюси, старушки закрыли на засов калитку, вбежали на кухню и закрылись на ключок. Дуся подняла трубку и позвонила сыну Николаю.
- Алло – тихим голосом ответил сын.
- Алло, сыночек. У меня во дворе медведь! – то ли плача, то ли пища, а то и вовсе более причитая заявила мать о случившейся беде.
- Мама откуда медведь в станице? – удивился Николай. В его голове промелькнула мысль, что никогда он не слышал о таком. В Бекешевке и Боргустане поговаривали будто хищники изредка появляются.
- Не веришь мне, пусть тебе Нюська скажет. Она никогда не врёт!
Трубку выхватила Нюся и с дрожью в голосе пояснила.
- Пришла твоя мамка, позвала меня к себе. Мы пошли, а там медведь вашего красного горластого петуха сожрал. Приезжай, застрели его.
- Ладно, сейчас приеду. – Николай отключил телефонный звонок. Старушки сначала сели на скамейку, но через минуту Нюся вспомнила, что ей нужно вымесить тесто. Она выложила его на стол, перемесила и вновь сложила в тазик. Снова донёсся грохот и медвежий рёв. Мимо двора с пастбища пронёсся мужчина на тракторе. Нюся потолкла сваренный картофель, поставила остывать на подоконник скороду с пожаренной капустой и принялась делать пирожки. Дуся молча встала и начала лепить пирожки. Женщины складывали пирожки на разложенные по столу, кровати и тумбочке полотенца. Ровные рядочки пирожком ожидали скорой прожарки. Вся старая кухонька наполнилась ароматами толчённой картошки, жаренной капусты и помолотых сухофруктов.
Через четверть часа приехал Николай. Он отворил калитку, вошёл в хату и не найдя мать вышел во двор. Из курятника донеслось тяжёлое дыхание. Мужчина заглянул туда и едва не заорал от неожиданности. На самом деле тут находился медведь. Николай вспомнил как с женой смеялись от души от старушечьих сказок. Николай закрыл двери и мигом рванул к тёте Нюси. От страха перепрыгнул забор и затарабанил сильно в двери.
- А я ведь не поверил! – испуганно сказал мужчина. - Приехал, зашёл во двор, а он в курятнике сидит!
- Милицию надо вызвать. – сказала Нюся, думая, что ей повезло, и медведь пришёл именно к Дуське потому что та врёт на каждом шагу, сплетничает и кости перемалывает со всеми. – Чего ж мы раньше то не вызвали.
- Да, давайте. Я сейчас. Николай набрал 02 и через минуту в трубке послышался сонный или усталый мужской голос. Он спросил не шутка ли это, но Николай подтвердил, что хищник точно находится во дворе. Нюся поставила сковороду на газовую печь, но Дуся отставила её и поругала соседку:
- Ещё и суда придёт! – назидательно заявила Евдокия.
- Ой Господи, а я и не подумала! – пожимая плечами ответила Нюся.
- Да ты разве когда думаешь! – Тем же поучительным тоном голоса сказала старушка.
- Да поболе тебя! – обиженно огрызнулась соседка.
- Хватит вам! – прервал их спор Николай. Он выглянул в дверь и прислушался. Кот, сидящий на вершине ореха замяукал, увидев Николая. Мужчина осторожно вышел во двор, подкрался к забору и посмотрел во двор своей матери. В огород завален забор, мокрые перья, отхарканные хищником, лежат возле курятника. Послышался гул приближающегося УАЗика. Олин из сотрудников вышел из машины и к нему подошёл Николай. Он начал объяснять насчёт медведя и участковый посмотрел на мужчину подозрительным взглядом. «Да не вру я» - заявил Николай. Участковый повернулся через забор и предложил Николаю войти. Тот робко зашёл во двор. Отойдя от калитки на двадцать метров участковый убедился, что здесь происходило что-то непонятное.
Внезапно за хатой послышался какой-то непонятный шум и посыпались дрова, сложенные за стеной. Кот наверху вновь зашипел и ощерился. Перед мужчинами появился медведь. Он встал на задние лапы и протянул вперёд передние. Уазик завёлся и умчался от двора. Николай и Участковый оцепенели. Милиционер выстрелил в воздух и хищник бросился в огород. Милиционер ещё три раза выстрелил и медведь побежал в сторону Тамлыка. Сначала поднялся лай трёх алабаев, но затем собаки умолкли. Медведь удалялся быстро. Пока он драпал по огороду участковый выбежал на улицу и увидел, как его напарники отъехали от двора и остановились в ста метрах отсюда. Через полминуты УАЗик подобрал участкового и сотрудники МВД поехали в сторону выгона. Медведь несколько раз перебежал через реку. Он мчался в сторону хутора. Милиционеры гнались за ним по дороге, но потеряв хищника из виду через пару километров погони остановили машину и не выходя наружу закурили. Отыскать убежавшего не удалось. Мужчины смеялись и нервно озирались по сторонам. Такой инцидент произошёл в их службе впервые. Они отчитались перед начальством и позвонили одному из жителей Сухоозёрного и главе Бекешевской, чтоб были начеку и вернулись обратно на Тамлыкскую улицу писать протокол о нанесённых убытках.
20 июня, 26 декабря 2024
Свидетельство о публикации №225102400392