Машковцев, Борис Вячеславович
Ранние годы и военная служба
Родился 9 июля 1922 года в городе Пятигорск (ныне Ставропольский край). В Красной армии с августа 1940 года. В августе 1942 года окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. С ноября 1942 года — лётчик 94-го бомбардировочного авиационного полка. В годы Великой Отечественной войны прошёл боевой путь как бомбардировщик, затем в 1943—1944 годах работал лётчиком;испытателем в Научно;испытательном институте авиационного вооружения в Ногинске, где испытывал авиационные бомбы на бомбардировщиках Пе;2 и Ту;2.
Испытательная деятельность
С 1944 по 1951 год Машковцев служил лётчиком;испытателем Государственного Краснознамённого научно;испытательного института ВВС, занимаясь испытаниями авиационного вооружения и реактивных двигателей на реактивных истребителях, в том числе Ме;262 и Ла;15. В 1951—1954 годах он работал в новосибирской военной приёмке, где испытывал серийные реактивные истребители МиГ;15, МиГ;15УТИ, МиГ;17 и их модификации. В 1954—1955 годах продолжил испытательную работу на Воронежском авиазаводе, в том числе с реактивными бомбардировщиками Ил;28. В 1955—1957 годах на Новосибирском авиазаводе участвовал в испытаниях серийных сверхзвуковых истребителей МиГ;19.
С 1957 года — лётчик;испытатель Казанского авиационного завода. В этой должности Машковцев проводил испытания серийных и опытных образцов широкого круга самолётов: реактивных бомбардировщиков Ту;16, Ту;22, Ту;22М, пассажирских реактивных машин Ту;104Б, Ту;110, Ил;62 и их модификаций. Он выполнял первые подъёмы и отработку головных экземпляров нескольких важных типов: головной Ту;22 (1959), Ил;62 (1966) и Ил;62М (1972). Эти работы требовали высокого мастерства и мужества, так как речь шла о сложных испытаниях новых для отечественной авиации самолётов и систем.
Награды и звания
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Борис Вячеславович Машковцев указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11265). В 1972 году ему присвоено почётное звание Заслуженного лётчика;испытателя СССР. Звание полковника отражало высокий профессиональный статус и ответственность в области испытательной авиации.
Гибель и память
23 ноября 1973 года Борис Машковцев погиб при выполнении испытательного полёта на сверхзвуковом реактивном бомбардировщике Ту;22М2. По имеющимся данным, при перегрузке его выбросило из кресла и прижало к остеклению фонаря; попытки сползти вниз не увенчались успехом, и для катапультирования требовалось снять блокировку, чтобы сбросить люк, что сделать не удалось — в результате лётчик погиб. Похоронен на Арском кладбище в Казани.
Значение
Борис Машковцев принадлежал к поколению испытателей, обеспечивших переход отечественной авиации от порывающегося к реактивной эпохе фронтового истребителя к новым типам сверхзвуковых боевых и современных пассажирских самолётов. Его работа по отладке серийных и опытных машин, участию в первых полетах головных экземпляров сыграла важную роль в освоении и доводке образцов, которые затем шли в серийное производство и эксплуатировались в интересах обороны и гражданской авиации. Память о нём хранится в профессиональном сообществе лётчиков;испытателей и в тех местах, где он служил и работал.
Свидетельство о публикации №225102400527
