Учение о дзогчен

Буддийская традиция состоит из девяти колесниц: три из них преподаёт будда нирманакая, три — будда самбхогакая, и три — будда дхармакая. Три колесницы, преподанные нирманакаей, предназначены для шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв. Три колесницы, преподанные буддой самбхогакаей, называются крийя, упа и йога. Три колесницы, преподанные буддой дхармакаей, называются маха, ану и ати.
В Ати-йоге выделяются такие разделы, как раздел внешнего ума, раздел внутреннего пространства и раздел тайных наставлений. Четвёртый раздел, называемый сокровенным непревзойдённым разделом, или сокровенной сущностью сердца, состоит из особых учений Дзогчен. Говорится, что высшее воззрение учений, данных буддой нирманакаи, – это воззрение Срединного Пути, Мадхьямика; высшее воззрение будды самбхогакаи – Махамудра; а высшее воззрение будды дхармакаи – Дзогчен. Таким образом, хотя Будда Шакьямуни, конечно же, постиг природу всех девяти колесниц, будучи буддой нирманакаи, он публично давал учения, подходящие шравакам, пратьекабуддам и бодхисаттвам.
В названии Дзогчен, Великое Совершенство, слово «совершенство» или «полнота» означает, что все низшие пути полностью завершены или полностью содержатся в учениях Дзогчен. Значение слова дзог — «совершенство» или «завершение» — объясняется так в тантре Кунджед Гьялпо:
Совершенно как одно — всё совершенно в уме.
Совершенно как два — всё, что относится к сансаре и нирване, совершенно в этом.
Слово дзог означает, что путь Дзогчен включает в себя все учения, а также все явления и низшие пути. Чен, или «великое», указывает на то, что нет метода или средства выше этого пути.
Хотя мы говорим, что Дзогчен, иногда называемый Атийогой, является духовной традицией, на самом деле это не что иное, как изначальное состояние собственного ума.
Обращаясь к самой практике, мы можем говорить о Дзогчен, как и обо всех других воззрениях, в терминах основы, пути и плода. Традиционно мы говорим: «Основа — Махамудра; путь — великая Мадхьямика, великий Срединный Путь; а плод — Дзогчен». Применённые на практике, каждое из этих трёх великих воззрений имеет своё собственное воззрение, медитацию, поведение и плод.
В системе Дзогчен мы можем сравнить основу с чистым золотом, а путь — с золотом, смешанным с примесями, которые постепенно очищаются.  Плод, состояние будды, снова становится чистым золотом, достижением стабильности в осознании изначально чистой основы. Разница между живыми существами и буддами здесь — это всего лишь разница между золотом, смешанным с золотом.
Тулку Ургьен Ринпоче


Рецензии