Инженеры - ключевой фактор Державы Российской
Шутки закончились, а вместо них проявились другие тенденции в отношении российских руководителей. Эти тенденции сложно было однозначно определить даже профессиональным социологам, психологам, политологам, а о простолюдинах в этом плане и вообще упоминать не стоит, поскольку российское руководство в принципе оказалось непонятным простым гражданам, причём настолько, что острословы не знали то ли шутить, то ли плакать по поводу поступков властителей. К примеру, во время одной из дискуссий на ВЭФ-2025 вице-премьер правительства России вполне серьёзно заявил, что на Луне планируется построить атомную станцию. И это при том, что благодаря удушающей реальный сектор экономики финансовой политике Центробанка фактически обанкротился Роскосмос в лице своей головной компании РКК «Энергия». Теперь некому проектировать и производить ракетную технику, спутники, пилотируемые станции и корабли и т.п. так что теперь правительству очевидно придётся арендовать у Илона Маска ракету для полёта на Луну, дабы там выстроить атомную станцию…Действительно, при таком положении дел не до смеха, ибо печаль круто одолевает.
К слову сказать, в Советском Союзе на зависть всему миру имелся в наличии многочисленный инженерный корпус, который составляли инженеры многообразной палитры профессиональных знаний, благодаря чему строились и отменно работали фабрики и заводы, производившие товары самой широкой номенклатуры, нормально функционировал хозяйственный механизм страны. Блестящие результаты проектно-конструкторских разработок в различных областях знаний во многом числе демонстрировали НИИ и КБ. Стране были по плечу передовые позиции научно-технического прогресса. А что имеется в наличии теперь? Инженеры скоро совсем закончатся, поскольку сегодня основной костяк инженерных кадров – это остатки инженерного корпуса СССР в возрасте 65+. Когда они окончательно вымрут, вся инженерная инфраструктура страны быстро придёт в негодность, разрушившись в результате безнадзорности, и страна окажется на уровне той же Руанды или Папуа – Новой Гвинеи. Назревает ситуация, над которой как-то совсем не хочется шутить и насмехаться.
А может старых инженеров заменят новые кадры – выпускники технических университетов и институтов? Вот здесь, пожалуй, можно и похихикать в ладошку: мало того, что качество знаний выпускников оставляет желать лучшего, так их ещё и по численности – с гулькин нос. Профессия инженера, на которого нужно долго и напряжённо учиться, совсем не в почёте у молоди. А кому ж они нужны эти инженера, если бешеные деньги можно сколотить на торговле абы чем, на крипте, на доставке товаров в каком-нибудь маркетплейсе, на бирже, IT-шником и т.д. без какой-либо серьёзной образованнности? Ныне страна перенасыщена экономистами, торговцами, менеджерами, финансистами, юристами, политологами, логистами, рестораторами, отельерами, поварами и ещё уймой других профессий из области услуг. А учиться на инженеров идут только неприкаянные изгои общества, которым не светит обрести приличное положение в обществе, поимев каким-то венчурным способом достаточно высокие доходы. По этой причине вряд ли такие доходяги потянут ответственную инженерную работу.
Именно поэтому России в ближайшее время грозит нескончаемая череда техногенных аварий, поскольку в ведущих отраслях промышленности образовалась критическая нехватка профессиональных кадров. Сегодня уровень школьной подготовки не позволяет выпускникам учиться в технических вузах, где они просто не могут усвоить программу – не хватает базовых знаний, которые должны закладываться в школе, где за последние десятилетия наблюдается уму непостижимое падение качества преподавания математики и естественно-научных дисциплин. Без кардинального изменения ситуации с низкими учительскими зарплатами и адекватными школьными программами обучения не сработают никакие вычурные концепции по совершенствованию преподавания профильных для инженерных специальностей учебных дисциплин.
Особенно катастрофическими выглядят цифры отсева студентов из вузов с технических специализаций. По данным прошлого года, только 50% поступивших на IT-специальности студентов заканчивают обучение на бакалавриате. Заместитель министра науки и высшего образования России Дмитрий Афанасьев привёл более детальные данные обучения в вузах по инженерным специальностям: «По инженерным направлениям – до 32%, а по некоторым направлениям – до 40% за время учебы студентов-инженеров теряется. Мы сейчас реализуем исследование причин этой потери. Это огромный резерв, который не доходит до конца. Но второй резерв – это те, кто доходит до конца и получают диплом, защищают выпускную работу и трудоустраиваются. Наши исследования показали, что примерно только 75% из выпускников-инженеров работают на должностях, традиционно требующих высшего образования».
Выступая 5 сентября 2025 года на пленарной сессии Восточного экономического форума (ВЭФ), который проходил во Владивостоке, президент России Владимир Путин затронул самые разные темы развития страны, в том числе связанные с технологиями, которые без прямого инженерного участия останутся всего лишь на стадии бумажных планов. В части технологического развития Дальнего Востока им были отмечены самолётостроение, нейросети и беспилотные системы. По мнению главы государства, Дальний Восток «должен стать передовым регионом цифрового развития России, особенно в сфере оборота данных, конечно, с учетом требований по конфиденциальности и безопасности такого оборота».
В частности, Владимир Путин обратил внимание на то, что к 2030 году в России будут открыты «не менее 100 промышленных бизнес– и технопарков с необходимыми площадками и коммуникациями. Не менее десяти из них появятся на Дальнем Востоке и в арктических регионах. Президент также выразил мнение, что для разработки различных технологий нужны не только усилия государства, но и частных инвесторов.
По поводу выступления президента нет ни единого слова возражения – только принятие его слов и поддержка всем этим планам. Есть только некоторые дополнения, которые по вполне понятным причинам не приведены его помощниками в информационных материалах к его выступлению. Первое – в целом по направлениям развития дальневосточного региона превалирует сырьевая тематика, что реально отражает тенденцию главенствующего положения на Дальнем Востоке олигархов, без участия капиталов которых в высокоприбыльных проектах высокотехнологичное развитие региона в принципе невозможно. Второе – вряд ли удастся к 2030 году подготовить даже в предельно минимальной по количеству достаточности инженерные кадры для реализации намеченных проектов, имея в виду, что ни деньги, ни административное принуждение не смогут в указанные сроки сформировать полноценный инженерный контингент в регионе, ибо главное в этом вопросе - время.
К тому же при колоссальном дефиците в России инженеров отношение профильных чиновников госаппарата к их поддержке и обеспечению нормальных условий труда можно определить как «полное равнодушие», если не сказать – «стремление избавиться от них раз и навсегда», поскольку специфика инженерного труда не позволяет оперативно получать высокую прибыль, то есть нельзя рассчитывать на скорой окупаемости инвестиций в инженерию. В качестве примера подобного абсолютно безразличного отношения ответственных чиновников к «золотому фонду» инженерных кадров можно убедиться, ознакомившись с печальной судьбой предприятия, созданного в 1946 году генеральным конструктором ракетной техники Сергеем Павловичем Королёвым, коллектив которого обеспечил фактический приоритет Отечества в освоении космического пространства.
Глава Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Игорь Мальцев заявил о вероятности закрытия предприятия, ибо финансовое состояние РКК «Энергия», одного из ключевых подрядчиков «Роскосмоса», близко к критическому: у компании многомиллионные долги, а высокие проценты по кредитам (1,2;1,3 млрд ежегодно) истощают бюджет, оставляя мало пространства для маневра. По словам гендиректора РКК «Энергия» Игоря Мальцева, без радикальных реформ и коллективных усилий компания рискует утратить способность выполнять обязательства и создавать новые космические изделия, что, вероятно, приведет к ее закрытию. Он поздравил работников предприятия с его 79-летием, а затем сразу же указал, что пустые лозунги ситуацию не спасут. По словам Мальцева, задел, созданный в советское время Сергеем Павловичем Королевым и в последующем развитый генеральными конструкторами РКК «Энергия» – Мишиным, Глушко, Семеновым – на сегодняшний день проеден, «по всем основным проектам обещания оказались несбыточными, все сроки сорваны».
Многие производственные процессы в корпорации неэффективны, подчеркнул Мальцев, значительная часть коллектива не имеет мотивации и чувства общей ответственности, так что спасение компании станет чем-то «из области чуда». Проблемы связаны с невозможностью нормально функционировать и платить зарплату, «не говоря уже о создании изделий». Гендиректор призвал неравнодушных работников «сражаться за предприятие» и честно ответить на вопрос, готов ли он работать на результат. «Мы должны сделать все, что возможно, а все, что невозможно, сделает за нас Бог!», – заключил Мальцев, попросив не врать самим себе и другим о положении дел, убеждая, что все хорошо.
Для справки.
РКК «Энергия» – самая крупная компания российской космической индустрии, являясь основным российским разработчиком ракет-носителей, спутников, автоматических межпланетных станций, пилотируемых космических кораблей, пилотируемых орбитальных станций и их модулей. В том числе компания занимается пилотируемыми кораблями «Союз МС» и беспилотными грузовыми кораблями «Прогресс МС», а также модулями российского сегмента МКС.
18.10.2025
Сергей БОРОДИН
Свидетельство о публикации №225102400084