Инженеры - ключевой фактор Державы Российской

Начиная с оттепельных времён Советского Союза простые советские люди как-то заметно повеселели, занимаясь своими повседневными делами. Пели, шутили, разыгрывали друг друга, бурно веселились доже по самым незначительным поводам. Но более всего народ обожал подшучивать на руководителями страны, которые не стеснялись предоставлять для шуток в свой адрес обильную «пищу», часто попадая во всевозможные ляпсусы, о которых народная молва быстро разносилась по всей стране, над чем острословы тут же начинали прилюдно потешаться. И Хрущев, и Брежнев были героями народных потех. Последним ярким персонажем, который постоянно попадал под острое словцо российской публики, довелось побыть Ельцину. А потом как-то особо и не шутилось, поскольку и люди уже утратили навыки весёлости жизни, и руководители страны, за исключением Черномырдина, вели себя строго и по большей части были не понятны народу: не за что было зацепиться ещё не вымершим остроумцам.

Шутки закончились, а вместо них проявились другие тенденции в отношении российских руководителей. Эти тенденции сложно было однозначно определить даже профессиональным социологам, психологам, политологам, а о простолюдинах в этом плане и вообще упоминать не стоит, поскольку российское руководство в принципе оказалось непонятным простым гражданам, причём настолько, что острословы не знали то ли шутить, то ли плакать по поводу поступков властителей. К примеру, во время одной из дискуссий на ВЭФ-2025 вице-премьер правительства России вполне серьёзно заявил, что на Луне планируется построить атомную станцию. И это при том, что благодаря удушающей реальный сектор экономики финансовой политике Центробанка фактически обанкротился Роскосмос в лице своей головной компании РКК «Энергия». Теперь некому проектировать и производить ракетную технику, спутники, пилотируемые станции и корабли и т.п. так что теперь  правительству очевидно придётся арендовать у Илона Маска ракету для полёта на Луну, дабы там выстроить атомную станцию…Действительно, при таком положении дел не до смеха, ибо печаль круто одолевает.   

К слову сказать, в Советском Союзе на зависть всему миру имелся в наличии многочисленный инженерный корпус, который составляли инженеры многообразной палитры профессиональных знаний, благодаря чему строились и отменно работали фабрики и заводы, производившие товары самой широкой номенклатуры, нормально функционировал хозяйственный механизм страны. Блестящие результаты проектно-конструкторских разработок в различных областях знаний во многом числе демонстрировали НИИ и КБ. Стране были по плечу передовые позиции научно-технического прогресса. А что имеется в наличии теперь? Инженеры скоро совсем закончатся, поскольку сегодня основной костяк инженерных кадров – это остатки инженерного корпуса СССР в возрасте 65+. Когда они окончательно вымрут, вся инженерная инфраструктура страны быстро придёт в негодность, разрушившись в результате безнадзорности, и страна окажется на уровне той же Руанды или Папуа – Новой Гвинеи. Назревает ситуация, над которой как-то совсем не хочется шутить и насмехаться.

А может старых инженеров заменят новые кадры – выпускники технических университетов и институтов? Вот здесь, пожалуй, можно и похихикать в ладошку: мало того, что качество знаний выпускников оставляет желать лучшего, так их ещё и по численности – с гулькин нос. Профессия инженера, на которого нужно долго и напряжённо учиться,  совсем не в почёте у молоди. А кому ж они нужны эти инженера, если бешеные деньги можно сколотить на торговле абы чем, на крипте, на доставке товаров в каком-нибудь маркетплейсе, на бирже, IT-шником и т.д. без какой-либо серьёзной образованнности? Ныне страна перенасыщена экономистами, торговцами, менеджерами, финансистами, юристами, политологами, логистами, рестораторами, отельерами, поварами и ещё уймой других профессий из области услуг. А учиться на инженеров идут только неприкаянные изгои общества, которым не светит обрести приличное положение в обществе, поимев каким-то венчурным способом достаточно высокие доходы. По этой причине вряд ли такие доходяги потянут ответственную инженерную работу.

Именно поэтому России в ближайшее время грозит нескончаемая череда техногенных аварий, поскольку в ведущих отраслях промышленности образовалась критическая нехватка профессиональных кадров. Сегодня уровень школьной подготовки не позволяет выпускникам учиться в технических вузах, где они просто не могут усвоить программу – не хватает базовых знаний, которые должны закладываться в школе, где за последние десятилетия наблюдается уму непостижимое падение качества преподавания математики и естественно-научных дисциплин. Без кардинального изменения ситуации с низкими учительскими зарплатами и адекватными школьными программами обучения не сработают никакие вычурные концепции по совершенствованию преподавания профильных для инженерных специальностей учебных дисциплин.

Особенно катастрофическими выглядят цифры отсева студентов из вузов с технических специализаций. По данным прошлого года, только 50% поступивших на IT-специальности студентов заканчивают обучение на бакалавриате. Заместитель министра науки и высшего образования России Дмитрий Афанасьев привёл более детальные данные обучения в вузах по инженерным специальностям: «По инженерным направлениям – до 32%, а по некоторым направлениям – до 40% за время учебы студентов-инженеров теряется. Мы сейчас реализуем исследование причин этой потери. Это огромный резерв, который не доходит до конца. Но второй резерв – это те, кто доходит до конца и получают диплом, защищают выпускную работу и трудоустраиваются. Наши исследования показали, что примерно только 75% из выпускников-инженеров работают на должностях, традиционно требующих высшего образования».

Выступая  5 сентября  2025 года на пленарной сессии Восточного экономического форума (ВЭФ), который проходил во Владивостоке,  президент России Владимир Путин затронул самые разные темы развития страны, в том числе связанные с технологиями, которые без прямого инженерного участия останутся всего лишь на стадии бумажных планов. В части технологического развития Дальнего Востока им были отмечены самолётостроение, нейросети и беспилотные системы. По мнению главы государства, Дальний Восток «должен стать передовым регионом цифрового развития России, особенно в сфере оборота данных, конечно, с учетом требований по конфиденциальности и безопасности такого оборота».

В частности, Владимир Путин обратил внимание на то, что к 2030 году в России будут открыты «не менее 100 промышленных бизнес– и технопарков с необходимыми площадками и коммуникациями. Не менее десяти из них появятся на Дальнем Востоке и в арктических регионах. Президент также выразил мнение, что для разработки различных технологий нужны не только усилия государства, но и частных инвесторов.

По поводу выступления президента нет ни единого слова возражения – только принятие его слов и поддержка всем этим планам. Есть только некоторые дополнения, которые по вполне понятным причинам не приведены его помощниками в информационных материалах к его выступлению. Первое – в целом по направлениям развития дальневосточного региона превалирует сырьевая тематика, что реально отражает тенденцию главенствующего положения на Дальнем Востоке олигархов, без участия капиталов которых в высокоприбыльных проектах высокотехнологичное развитие региона в принципе невозможно. Второе – вряд ли удастся к 2030 году подготовить даже в предельно минимальной  по количеству достаточности инженерные кадры для реализации намеченных проектов, имея в виду, что ни деньги, ни административное принуждение не смогут в указанные сроки сформировать  полноценный инженерный контингент в регионе, ибо главное в этом вопросе - время.   

К тому же при колоссальном дефиците в России инженеров отношение профильных чиновников госаппарата к их поддержке и обеспечению нормальных условий труда можно определить как «полное равнодушие», если не сказать – «стремление избавиться от них раз и навсегда», поскольку специфика инженерного труда не позволяет оперативно получать высокую прибыль, то есть нельзя рассчитывать на скорой окупаемости инвестиций в инженерию. В качестве примера подобного абсолютно  безразличного отношения ответственных чиновников к «золотому фонду» инженерных кадров можно убедиться, ознакомившись с печальной судьбой предприятия, созданного в 1946 году генеральным конструктором ракетной техники Сергеем Павловичем Королёвым, коллектив которого обеспечил фактический  приоритет Отечества в освоении космического пространства.

Глава Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Игорь Мальцев заявил о вероятности закрытия предприятия, ибо финансовое состояние РКК «Энергия», одного из ключевых подрядчиков «Роскосмоса», близко к критическому: у компании многомиллионные долги, а высокие проценты по кредитам (1,2;1,3 млрд ежегодно) истощают бюджет, оставляя мало пространства для маневра. По словам гендиректора РКК «Энергия» Игоря Мальцева, без радикальных реформ и коллективных усилий компания рискует утратить способность выполнять обязательства и создавать новые космические изделия, что, вероятно, приведет к ее закрытию. Он поздравил работников предприятия с его 79-летием, а затем сразу же указал, что пустые лозунги ситуацию не спасут. По словам Мальцева, задел, созданный в советское время Сергеем Павловичем Королевым и в последующем развитый  генеральными конструкторами РКК «Энергия» – Мишиным, Глушко, Семеновым – на сегодняшний день проеден, «по всем основным проектам обещания оказались несбыточными, все сроки сорваны».

Многие производственные процессы в корпорации неэффективны, подчеркнул Мальцев, значительная часть коллектива не имеет мотивации и чувства общей ответственности, так что спасение компании станет чем-то «из области чуда». Проблемы связаны с невозможностью нормально функционировать и платить зарплату, «не говоря уже о создании изделий». Гендиректор призвал неравнодушных работников «сражаться за предприятие» и честно ответить на вопрос, готов ли он работать на результат. «Мы должны сделать все, что возможно, а все, что невозможно, сделает за нас Бог!», – заключил Мальцев, попросив не врать самим себе и другим о положении дел, убеждая, что все хорошо. 

Для справки.

РКК «Энергия» – самая крупная компания российской космической индустрии, являясь основным российским разработчиком ракет-носителей, спутников, автоматических межпланетных станций, пилотируемых космических кораблей, пилотируемых орбитальных станций и их модулей. В том числе компания занимается пилотируемыми кораблями «Союз МС» и беспилотными грузовыми кораблями «Прогресс МС», а также модулями российского сегмента МКС.


18.10.2025



Сергей БОРОДИН


Рецензии