Учительница пения

Сейчас, будучи уже в довольно почтенном возрасте, когда главный фокус рутинных жизненных забот ограничивается в основном выполнением графика  приема предписанных врачами разнообразных лекарств , я все чаще обращаюсь памятью в свое далекое прошлое..Это неизбежно происходит с каждым человеком, и так устроен внутренний механизм саморегуляции психики, что нам приходится переосмысливать и переоценивать случившееся с нами много десятилетий тому назад. Сегодня вот подумалось, что  я многие годы с благодарностью вспоминал об учителе музыки. Не о трудовике, традиционно выпивавшем перед уроками как любой уважающий себя трудовик в любой средней школе страны , и дававшим нам неограниченный доступ к токарным станкам   по дереву; не о физкультурнике- невысоком среднего возрасте еврее из Тульчина , имевшем полу лысину на голове и золотую коронку   во рту, и  ходившем в своем  неизменном плаще и всегда с секундомером в руке; или о каком либо другом важном преподавателе  в школьном курсе обучения. Я с благодарностью вспоминал об учительнице пения. Их было несколько музыкантов и певцов, которых представляли нам в качестве учителей, все они либо играли на баяне, либо азартно на доске линовали нотный стан . Все они почему то считали главным в своей работе это  втемяшить в наши головы что-то о длительности нот, пауз и гаммах.. все это было практически бесполезно и скучно до откровенной зевоты. 
Но вдруг пришла она- молодая, красивая женщина. Точно помню- высокая, стройная, каштановые волосы ниже плеч. Лицо не помню, но она воспринималась мною как красавица, Учительница наша была на последних месяцах беременности и носила перед собой большой живот.  Забавно, но мы, пацаны неразумные, почему-то обсуждали между собой как она носит перед собой такой большой живот, наверное
там должны быть какие-то подтяжки и специальный пояс для этого.
Один придурок , сидевший на передней парте перед ее столом, все старался из под парты заглянуть ей под платье. Такие неразумные тупые крестьянские дети мы были- даже стыдно об этом думать. Я сейчас и не вспомню- пыталась ли она нам рассказать что-то о нотах. Баян она точно с собой не таскала и аккордеон тоже. Она и не могла эти тяжеленные штуки таскать за собой. Очевидно же!
Наверняка, она могла бы сыграть на аккордеоне , а в то что она играет на пианино я даже не сомневался. Она в моих глазах была живым воплощением чуда! Учительница  приносила с собой гибкие синенькие пластинки, как из  журнала Кругозор или чет похожее. Из учительской, видимо, приносила небольшой проигрыватель и давала нам возможность слушать музыку. Это было немыслимо тогда для все нас  и неожиданно очень интересно. Певичка, как мы ее называли за спиной, была женой офицера воинской летной части, при которой в общем то школа и была открыта. Сельская школа прямо посередине грязной неустроенной  жизни середины шестидесятых годов с ее приходом вдруг превратилась в святое место, которое я не могу забыть около 60 лет!! Мало того, что она была ошеломительно красива для нас- она рассказывала о музыке, великих певцах, композиторах . Она учила нас слушать музыку. Я бы в жизни по другому  не узнал , что есть такая великая перуанская всемирно известная певица Има Сумак с диапазоном вокала от сопрано до баритона! А это на всякий случай 6 или 7 октав!  Я слушал ее песню о звуках джунглей и меня заполняло ощущение волшебства, неведомые до этого. Когда она нас познакомила с пением Робертино Лоретти , его знаменитой всему миру Джамайкой , я интуитивно понял,  что мир полон прекрасного, нам в своей грязной вонючкой сельской школе неведомого и недоступного для понимания. Она рассказывала о каждом певце, рассказывала о композиторах.. нет, она не грузила нас тяжелой классикой, оперой или историей как Шаляпин однажды погасил свечи на большой люстре своим пением,как это сделал предыдущий учитель пения-баянист. Она точно знала, что такое громкое пение не есть показатель хорошего пения. Лемешева в ее рассказах тоже не помню, хотя слышал годы спустя его исполнение арии Ленского, но она открывала нам мировых гениев исполнителей. Она понимала , что мы по другому ее просто не услышим и не сможем воспринять. Но мы , по крайней мере , я точно ее услышал на всю жизнь запомнил и за это благодарен. Мне не посчастливилось родиться с музыкальным талантом .но посредством ее тех, очень далеких по времени уроков , я получил интерес в расширении своего понимании музыки. Почему то она меня выделяла среди класса, говорила я могу выйти погулять  если хочу , а потом вернуться. Может я ей просто мешал своим умным видом? Но я точно знаю, что умом то особо не блистал никогда. Сейчас я полагаю, она увидела восхищение и обожание в глазах одного маленького засранца на первой парте!! 
Но вскоре наша учительница ушла в декрет и никогда больше не вернулась после него. Она вела наши уроки может 2-3 месяца, но этого хватило мне запомнить ее на всю жизнь!
Учительница из меня сделала чуточку лучше человека. Так я думаю сейчас. Может именно благодаря и ее урокам мне удалось выжить и не сгинуть как большинство парней  моих сверстников в те страшные годы. Кто-то из них спился до смерти, кого-то до смерти забили или сильно покалечили менты, кто-то в драке получил заточку в печень,. Ее уроки  навсегда осталось в моем сердце. Я не зачерствел в душе окончательно благодаря ее урокам музыки! Признаюсь, сам я был очень трудным ребенком и подростком, как результат жизни без отца. Школьный аттестат я смог получить только по специальному решению Комиссии Министерства школьного образования Украины. Кому как не мне еще оценивать такое благотворное влияние нашей Учительницы на умы подростков?  Я всегда потом сторонился потенциально опасных мест, где могли произойти непоправимые неприятности. 
И ведь я даже не помню ее имени. Я просто не осознавал тогда важность ее уроков и ее лично , как человека , для нас. Моя память и уважение к ней безмерны!..Пусть эта щемящая нота уважения и благодарности к Личности, оставившей в моей душе глубокий след и завершит рассказ о ней.


Рецензии