Великий и могучий

   Накипело! Не должно так быть. Выскажусь, защищу книгу, её авторов и читателей от нововведённых тезисов и перевранных высказываний.
   Первое, с чем я не согласен уже давно, это расхожее мнение о том, что интернет заменит книгу. Интернет, безусловно, прогрессивнее книги. Интернет ярче рождает эмоции, информации в сети гораздо больше и она более доступна, нежели в книжках.
   Книгу приходится выбирать в библиотеках, платить за неё в магазинах, выпрашивать у соседа. Но тем она и ценнее, крепче осядет в читателе, пока он отвечает хозяину – понравилась книга, ан нет.
   В интернете с этим делом проще, нажал на кнопку и отключил с первых неразборчивых строк, перешёл на другое, такое же цепляющее. А тут ещё буквы не придётся складывать в слова, всё «Алиса» за тебя сделает, прочтёт и озвучит. Посмеёшься над её ошибками, развлечёшься чуток, и вылетит из тебя тот же час всё предложенное, забудется. Назавтра тебя ждут новые находки, увлечения, от которых не отвязаться. Улетают они тут же как не нужные. Память твоя чиста, всё хранится в интернете.
   Книгу необходимо беречь, она нуждается в нашей защите как никогда досель. Приучать к книге надо с детства, читать малышам вслух, пока они грамоте не обучены. Детский интерес просыпается ярче, блистает сказочным книжным миром: удивительно, как это из чёрточек и точек слова складываются?
   Книга и интернет – вещи разные.
   Ещё одно высказывание бередит мою душу. Говорят, что повести и романы нынче не в чести. Читателю не пристало долго засиживаться за книгой, его другие дела поджидают. Почитал рассказик и будя. Современный человек глотает информацию не глядя, скопом, и не станет просиживать часами за одним и тем же сюжетом.
   Вспоминаю, как спешил я с работы, беспокоясь за Толстовских героев – Телегиных: что там с ними? Выживут ли в горниле Гражданской войны? Бригадир мой на работе хвастал прочтением исторических романов, всё знал об истории каравана PQ17. А я не знал, всё фантастикой зачитываюсь. Надо будет прочесть, ознакомиться.
   На то, чтобы впиталось всё прописанное, не один день придётся покорпеть над книжкой. Нужны рассказы и новеллы, о них не спорю. На то, чтоб жизнь героя описать, десяти книжных страничек не хватит.
   Читали мы крупные литературные формы и не боялись толстых фолиантов. Просто воспитывали нас так. Другие дети наши внуки? Продвинутые? Человек не меняется тысячелетиями, и никто не докажет мне, что на рубеже веков вдруг уродился новый Гомо Сапиенс – современный, с нами не сравнимый. Просто они воспитаны неправильно.
   Мальцов же, повёрнутых на интернете, продолжают защищать, перевирая великого Чехова, и приводят (кабы его) высказывание, обращённое к писателям: «краткость – сестра таланта». О том в то время говорили многие, и означало это далеко не то, что хотят нам впихнуть современные филологи. А кто бы в то время посмел поспорить с самим Львом Толстым? В краткости подразумевалось совсем другое: прежде чем ты загорелся вклинить в сюжетную линию произведения побочный текст (постороннего героя, иль красоту природы описать), подумай, насколько это отступление станет необходимо, как ярко скрасит твой роман.
   Самое страшное ругательство, услышанное мной из писательских уст, не сравнится с остервенелым рабочим матом, с которым я свыкся за свою многолетнюю работную деятельность. Что может выразить работяга своим злословием, не несущем в себе толики мысли? Он сам не понимает, что сказать сейчас хочет – озлобленный и озверевший. Писатели, филологи – люди грамотные. Эти могут держать себя в руках и владеют словом – русским, могучим.
   – Можешь не писать, не пиши, – слышу я частенько из красноязычных уст. Это обвинение сравнимо со звероподобием. Одно из отличий человеческих от дикого мира – умение писать и читать, запретить нам того никому не позволено.
   Душа писательская ранима, и перо начинающего автора после того определения зависает над чистым листом, лишённым мысленного наполнения. Меня тем званием признанные писатели не наделяли. Бояться. Знают, что я всегда отвечу: «сам такой». За мной не постоит, а вот соратников по перу жалко. Пишите, друзья! Пишите, что на ум взбредёт: письма, частушки, кляузы. Кляузы тоже можно. Накропаешь, так, на соседа злого, скомкаешь и в печку забросишь. А там, смотришь, и помиритесь вы, с соседушкой общий язык найдёте.
   Все мои знакомы писатели (буквально все) радеют за свой неповторимый писательский слог. И никакая критика им не указ – свободным в словоизлиянии. Безусловно, каждый вправе защитить своё слово.  Приятно узнавать автора: этот вОлжанин, на слове Горького заточен; а тот автор с Алтая родом, по Шукшински излагает: «Люди, милые люди, здравствуйте». И творит гениальный автор своё неповторимое слово, взывает к творческим потугам до полного непонимания.
   Русский язык, как и любой другой, имеет свои законы правописания. Филологи люди добрые, не в пример законодателям, многие правила синтаксиса являются рекомендательными. Так, к примеру, одно из правил гласит: «определение ставился перед существительным».
   По всем правилам русского языка предложения должны складываться так: «Голубая река течёт». А если сказать: «Течёт речка голубая», сразу эмоций прибавляется и поэтичность открывается. Красиво прозвучало.  Принято, разрешено.
   Вот так и растят себя наши гении от пера: перебарщивая эмоциями и гоняясь за рифмой, потеряв при этом всю доступность изложения. Не поэт я, признаюсь, и ямба от хорея… Потому не берусь критиковать высокий слог; но тем не менее, поэты прошлого мне более понятны, у современников трудно зацепить сюжет, одни эмоции у них.
   По моему разумению, следует нам в первую очередь заботиться о доступности изложения. Читатель средь нас главный, для него мы пишем. Каждое предложение наше должно быть с законченной мыслью, записано по правилам синтаксиса и орфографии. Научимся излагать доступно и правильно, не забросим письмо, а наш неподражаемый стиль сам объявится – с накопленным жизненным опытом.
   И последнее, что злит меня больше всего в быстротекущих изменениях русского языка: какие-то оторвыши российские, прогнувшись под западные блага, запретили нам въезд «на» их прекрасную родину. Нашу родину тоже, кстати. Можно только «в»… Повелись мы, согласились, исковеркали в который раз свой язык. Теперь не сбудется моя заветная мечта побывать на хуторе близ Деканьки, только «в»…
   Считаю, что давно настала пора встать на защиту русского языка. С такими темпами развития речи мы скоро перестанем понимать друг друга.
   С большим уважением к писателям и поэтам: берегите наш язык. Будьте настойчивы в нашем деле не бросайте писать с первой же неудачи, не признания.
   Писать должны все.


Рецензии
"По всем правилам русского языка предложения должны складываться так: «Голубая река течёт»"

Главное неписаное правило русского языка — писать литературно, то есть красиво. А вы предлагаете писать — не красиво.

"А если сказать: «Течёт речка голубая», сразу эмоций прибавляется и поэтичность открывается"

Насчет эмоций не скажу, но поэтичности в вашем примере точно нет, ибо уже с первой гласной ритм летит под откос.

Я бы написал так: Река голубая течет.

Просто и красиво.

Валентин Великий   24.10.2025 17:56     Заявить о нарушении
По-моему, я представлялся - не учён. Красота слова для меня - лес густой. Что касаемо вашего "речного" предложения, оно принято, вышло красивше моёва. О чём сказать хотел: писать как я ни в коем случае нельзя, учиться нам и учиться. И выгонять нас не стоит, писать должны все. Не угнаться нам за вами в безоблачных далях, но и спускаться на землю иной раз вам не помешает. Улетите и забудете на каком дереве ваши гамбургеры растут.

Игорь Бородаев   25.10.2025 05:43   Заявить о нарушении
"учиться нам и учиться"

Вот и учитесь, вместо того, чтобы других учить и указывать, как нужно писать.

Валентин Великий   25.10.2025 06:28   Заявить о нарушении
Учиться у вас нет никакого желания, да и смысла не вижу. Псевдоним отталкивает. с ваших виршей ни одна машина не заведётся, дерево не вырастит. Поулетали вы, да и бог с вами, которого нет. Вы сами сделались необучаемы, оттого бесполезны.

Игорь Бородаев   25.10.2025 07:32   Заявить о нарушении