Дом Осени

В дремучем осеннем лесу, усыпанном пожелтевшими деревьями, в глубине стоял дом. Он был с виду неприметным – полуразвалившиеся доски уже понемногу рассыпались от старости, подпирали их не менее старые деревянные балки. Ставни окон закрывались с трудом, а дверь не закрывалась вовсе. Дом снаружи был завален старыми, нет, даже старинными предметами. Разбитые корыта, поломанные доски, железяки непонятного происхождения – казалось, во дворе нет места, чтобы прорасти траве. Однако крыша этого дома была способна привлечь внимание любого человека или зверя. Хоть в основе крыши и лежали те же самые доски, но сверху она была плотно укрыта мхом. Мох блестел, отражая свет, пробивающийся сквозь макушки деревьев. Все звери – жители леса – каждый раз останавливались около этого домика, чтобы вновь взглянуть на крышу, густо покрытую мхом.
     Хозяйкой этого дома, как ни странно, была старая женщина – ворчливая и злая. Каждое утро она выходила с пустым железным ведром, пробиралась сквозь мусор к старому колодцу. Ее путь сопровождался стуками и звонами, мусор стучал и звенел. Звери, живущие неподалеку, называли эти звуки песнью старого осеннего дома, сигнализирующей о том, что старушка проснулась.
     Вернувшись в дом, старушка сильно хлопала дверью так, что столб пыли вздымался от двери и распространялся на весь двор, но никогда не выходил за его пределы. До вечера старушка не выходила из дому. Она занималась чем-то внутри дома, да с таким усердием, что вспышки света, грохоты и ее ворчания можно было наблюдать и слушать далеко от дома. Лишь к вечеру старушка выходила из дому, садилась на старый пенек, громко и тоскливо вздыхала, на некоторое время закрывала глаза, затем осматривалась и под ночное стрекотание сверчков возвращалась в дом. И без того тусклый свет угасал на всю ночь, а на следующее утро все повторялось вновь.
     Почти каждый осенний вечер в лес приходила Настенька – дочь простого крестьянина Тихомира. Настенька собирала грибы и ягоды, листочки и веточки для того, чтобы матушка приготовила что-нибудь на ужин. Почти каждый осенний вечер Настенька видела, как старушка выходит из своего дома и садится на пень, но подходить Настенька не осмеливалась. Старушка на вид была очень некрасивой и злой, ее пожелтевшая и сморщенная кожа наводила неприятные чувства, отчего ее боялись или попросту не любили. Но именно поздним вечером, когда старушка выходила из дому, ее вид сменялся на жалостный и беспомощный, отчего Настенька постоянно задерживалась, прячась за огромным дубом, наблюдая за старушкой. Ей становилось жаль бабушку.
     Однажды, вернувшись домой, Настенька, разбирая корзинку, что принесла из лесу, спросила у матушки:
     - Матушка, а кто живет в лесу, в старом домике?
     Матушка подняла голову и со страхом в глазах взглянула на дочь, а затем ответила:
     -Наверное, Настенька, там уже давно никто не живет. Тебе лучше так далеко в лес не ходить. Собирай грибы и ягоды где-нибудь на ближайших полянках, их везде полно.
     Настенька не привыкла спорить с родителями. Она хотела бы рассказать матушке о том, что видит каждый раз старую женщину, живущую в том доме, но решила промолчать и отправилась к отцу.
     - Папенька Тихомир, скажи, кто живет в том старом домике в лесу?
     Отец Тихомир отложил топорик, которым рубил суки деревьев для растапливания печи, присел, положил руки на плечи дочери, осмотрелся. Убедившись, что матушка их не слышит, ответил тихим голосом:
     - Человек, Настенька. В том доме живет человек. Такой же как мы все, только есть у того человека волшебство одно.
     - Какое волшебство? – чуть было не закричала Настенька.
     Отец Тихомир пальцем предупредил ее о необходимости говорить тише.
     - Понимаешь, Настенька. Бабушка, что живет в том доме, волшебница. Она отвечает за то, какая погода у нас за окном, следит за животными и лесом.
     - Но ведь ее все боятся, вокруг домика животные не ходят.
     - Все верно, Настенька. Сейчас осень и каждую осень тот дом покрывается мхом, а бабушка, сменяя природу, сама еще пуще стареет на глазах. От того, что она стареет и становится некрасивой, она становится злой, потому-то ее все и боятся.
     - А что с ней будет зимой? – с любопытством спросила Настенька.
     - Зимой старушка и вовсе не выходит из дому, никто не знает, что с ней происходит зимой. Говаривали, что она превращается в метель и следит за лесом свысока, осыпая землю снегом, укрывая хатки животных и деревья от мороза.
     - А весной? – любопытство Настеньки не угасало.
     - Весной… - отец Тихомир задумался. – Весной, неведомо как, она вновь выходит из дому, но уже не злой. Весной она часто выходит и ухаживает за своим двориком. Звери без страху идут к ее дому, и каждый находит там что-то полезное для себя. Ты, наверное, спросишь, что с той старушкой происходит летом?
     Настенька молча кивнула.
     - А летом весь двор того дома усыпан цветами, окружен зелеными деревьями. А вот старушку вновь не видно. Говаривали, что она превращается в солнце, спуская на землю яркие лучи. – отец Тихомир на мгновение задумался. – Знаешь, Настенька, тот старый дом меняется каждое время года. В нем происходит настоящее волшебство. А волшебство то творит бабушка – хозяйка старого дома. Но что бы там не происходило, мы не в силах что-то изменить, потому и не стоит вмешиваться.
     - Но папенька Тихомир, бабушка была такой тоскливой, когда я наблюдала за ней из-за старого дуба.
     - Может, оно и так, Настенька. Но, поверь, если ты захочешь ей помочь, наверное, у тебя ничего не получится. Еще никому не удавалось встретиться с ней так близко. Мы можем только наблюдать за ней и за волшебством, что она творит.
     Отец Тихомир погладил дочь по светлым волосам, улыбнулся, встал и принялся собирать суки деревьев. Настенька молча наблюдала. Когда отец Тихомир отправился в дом, она спросила:
     - Папенька Тихомир, а как зовут ту бабушку?
     Отец Тихомир остановился и повернулся:
     - Матушка Природа, Настенька. – ответил он с улыбкой и вошел в дом.


Рецензии