Читать или не читать
Сегодня российская библиотечная система насчитывает 100 тысяч библиотек, более 40 тысяч единиц составляют библиотеки сети образовательных организаций всех уровней. По статистическим данным суммарный объём всех библиотечных фондов достиг 1 млрд. 700 млн. единиц хранения, но раньше книг в нашей стране было намного больше. Большинство предприятий и НИИ в лихие 1900-е прекратили своё существование и остаётся неизвестной судьба их научно-технических и профсоюзных библиотек, а учёт оставлял желать лучшего. Тогда станочный парк, танки и боевые корабли - всё распродавалось за границу по цене металлолома, а советская литература воспринималась Западом разве что, как враждебная макулатура, во всяком случае, в прессе информация о распродаже книг за границу не просочилась. Каким то чудом и стараниями патриотов, много книг уцелело, вопреки желанию доморощенных «демократов». Книга стала спутником человека и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Библиотеки имеются в лечебно-оздоровительных учреждениях, на каждом корабле и в войсковых частях, даже в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях. Значительный книжный фонд находится в домашних библиотеках российских граждан, но точное количество книг в них не известно, поскольку такая статистика не ведётся. По данным на июль 2023 года в России насчитывается 24,5 млн. семей и, если в каждой семье имеется два десятка книг, то это уже половина миллиарда, а в домашних библиотеках приходится по сотне и тысяче книг на каждую. Но общество не стояло на месте и бурно развивались средства массовой информации, становясь опасными конкурентами книг. Радио, кино и телевидение предлагают более доступные и динамичные форматы, для получения информации и развлечения, а также способы потребления контента - от прослушивания аудиокниг на радио, до просмотра фильмов и телепередач. Однако книги сохраняют уникальное преимущество, такое как глубокое погружение и развитие критического мышления. А технический прогресс продолжает своё триумфальное шествие: 1980-е годы характеризуются созданием компьютерных сетей, развитием персональных компьютеров, появлением первых поисковых систем «Ramdler» и Яндекс, интернет- магазинов и онлайн-чатов, социальных сетей и государственных цифровых сервисов; в 1990-годах началась история российского интернета (Рунета). Достижения науки и техники трансформировали библиотечную систему страны и в 1995 году берёт начало проект «Культурное наследие России (Память России)», а в 1996 году утверждается «Стратегия модернизации Российской государственной библиотеки».
Стратегия развития библиотечного дела в России до 2030 года направлена на модернизацию библиотек через внедрение цифровых технологий, укрепление кадрового потенциала и повышение доступности информации для всех групп населения. Ключевые задачи включают модернизацию фондов (в том числе электронных), создание единых цифровых платформ для библиотечных, архивных и музейных ресурсов.
В стране заработали более 1200 модельных библиотечных центров, с современным оборудованием, а до конца 2030 года планируется создать более 1240 новых.
Они представляют не только доступ к книгам, но и новые возможности, такие как работа на компьютерах, посещение мастер-класса, доступ к современным технологиям, совмещение приятного с полезным. В рамках федерального проекта «Семейные ценности и инфраструктура культуры» с 2025 года ведётся модернизация всех учреждений культуры, в том числе библиотек.
Домашние библиотеки не входят в централизованную «библиотечную сеть», что подразумевает публичные и государственные библиотеки, объединённые по принципу единого фондового каталога, совместного комплектования и использования ресурсов..
Судьба домашних библиотек была предрешена и они начали сокращаться под воздействием объективных причин, а это прежде всего изменение читательских привычек в сторону цифровых форматов, нехватка места, потеря актуальности бумажных носителей для многих людей, особенно молодого поколения. Заполнять дом книжной пылью сегодня не актуально, а только потеря жизненного пространства, это уже не модно.
Совсем недавно домашняя библиотека была атрибутом практически каждой квартиры, но сегодня, в эпоху электронных книг, у многих вопрос действительно ли нужно держать дома бумажные изделия, когда в одну электронную книгу можно запихнуть несколько книжных шкафов.
Тем не менее, в 2024 году было продано 232 млн. книг, что на 7% больше, чем годом ранее, но в то же время наблюдается сокращение тиражей печатных книг, хотя общий объём рынка в денежном выражении растёт. Основные тенденции выпуска книжной продукции в России включают рост продажи цифровых и аудиокниг.
В моей домашней библиотеке накопилось четыре тысячи книг, ставшие вехами моей биографии и неотъемлемой частью всей жизни. Первыми «ласточками» моей домашней библиотеки стали книги, вручённые вместе со школьными похвальными грамотами и вместо них. В начальных классах школы я не учился, а только закреплял знания, полученные до поступления в школу и учительница занималась со мной по индивидуальной программе. Она проживала на соседней улице в коммунальной квартире и её комнатушка была набита книгами, которые я все перечитал в строгой последовательности. Пересказ прочитанного переходил в детальное обсуждение времени и места событий, отображённых автором, а также оценке художественных достоинств произведения, всё более превращаясь в уроки по литературе, истории, географии и естествознанию. По современным меркам библиотека учительницы была не очень большая, но в ней сосредоточился целый мир познания, что мне казалось сказочным богатством. До поступления в школу я был записан в районную библиотеку, но там книги принадлежали таинственному государству, а здесь были личной собственностью одного человека и во мне зародилась мечта о своей библиотеке. Я не задумывался о том, как удалось моей наставнице собрать так много книг на свою учительскую зарплату, а у самого за душой не было ни гроша. Многие тогда жили бедно, вместо карманных денег у воронежских мальчишек были винтовочные патроны, которые мы находили в развалинах города, через который недавно проходила линия фронта и где шли ожесточённые бои, как в Сталинграде, а монет, вырученных за сдачу металлолома, хватало лишь на игру в «пристеночку» или «бе-бе».
С пятого класса школы я начал разгружать вагоны и продолжил это занятие после окончания школы, так как стипендии хватало только на половину месяца, что заставляло и Шурика из «Операции Ы» подрабатывать на стройке. Однажды, чёрт меня дёрнул поспорить с преподователем по аэродинамике о целесообразности изучения расчёта воздушного винта, когда уже летали реактивные самолёты и в нашей аудитории находился макет пульсирующего реактивного двигателя… и я лишился стипендии на целый семестр. Денег не было даже на стакан чая с бутербродом в дешёвом студенческом буфете; по этой причине я не вступил в ряды Добровольного общества Красного Креста и председатель первичной организации, преподавательница английского языка публично ославила меня как врага африканских детей, которые умирали от голода, а я пожалел четыре рубля на вступительные и членские взносы. До этого я уже умел читать на церковно-славянском, украинском, польском и немецком языках и собирался изучать английский язык, но слушать лекции этой дамы было выше моих сил, как и не было возможности спасти даже одного чернокожего ребёнка, хотя и было жалко. Стипендия у иностранных студентов была выше, водилась у них и валюта, которая активно обменивалась на «деревянные рубли. Например, наши студенты старших курсов философского факультета МГУ отдавали неграм рубли а те для них покупали на доллары в «Берёзке» импортные магнитофоны для совершенствования в иностранных языках, но я пользовался виниловыми пластинками, что обходилось намного дешевле. Грызя гранит науки, нужно было заботиться о хлебе насущном и пришлось осваивать рабочие профессии и рядом не стоящие с наукой, но что характерно - полезные.
Медленно, но верно пополнялась моя домашняя библиотека и в1980-х годах возникла проблема её хранения, что заставило пересмотреть всю накопленную литературу на предмет целесообразности дальнейшего применения. Сначала нужно было избавиться от учебной и отработанной литературы и часть книг удалось определить в ближайшие школы и книжные магазины, с оказией отправить два чемодана книг из серии «Школьная библиотека» в колонию для несовершеннолетних преступников, но и оставшихся оказалось слишком много для 2-х комнатной квартиры, из которой уже были вытеснены штанга, гиря, гантели и другие спортивные снаряды. Ничего не оставалось, как отдать книги в «хорошие руки», которыми стали четыре библиотеки, где с давних пор у меня сложились добрые отношения и получалось, что я дарил книги единомышленникам. Свою домашнюю библиотеку я любил и гордился ею, а ближе к сердцу стали приобретённые в самые трудные годы, первые книги, а удаление их из родной семьи было равносильно предательству, да и они сами не желали расставаться со мной и, казалось, что они смотрят на меня с безмолвным укором, как бы умоляя: «Только не отдавай нас !».
В нравственных терзаниях, стопка за стопкой книги уходили из дома и в 2000-х годах моя библиотека уменьшилась в два раза, продолжая занимать жизненное пространство, но в качестве компромисса появилась возможность хранить книги на даче, потому что городские библиотеки были не готовы к массовому поступлению литературы от населения. Дома осталось меньше тысячи, но самых дорогих книг, в основном собрания сочинений классиков мировой, отечественной литературы, произведения любимых писателей и поэтов, энциклопедии и географические атласы, справочники и словари, а остальные книги специальной и художественной литературы были отправлены на дачу, где образовался солидный филиал домашней библиотеки. В настоящее время, по инерции, традиционная литература продолжает быть востребованной, но Интернет уже не дышит ей в затылок, не идёт рядом, а опережает на целую голову и привычные книги становятся предметом сентиментальной ностальгии, согревая душу, как прежде в старые, добрые времена, в чём их особенная прелесть. Наше поколение выросло на книгах, а запах типографской краски до сих пор оказывает на меня магическое воздействие.
Сейчас перед нами открыты широкие возможности в выборе современных средств для чтения, которые включают печатные книги, электронные книги (ридеры) с различными диагоналями и подсветкой, а также мобильные приложения (например «Литерс», MyBook, Apple Books) для смартфонов и планшетов — было бы желание. Однако длительное чтение негативно влияет на зрение, будь то печатная книга или экран монитора и может отрывать от реальной жизни, приводит к потере индивидуальности, но без умственной нагрузки мозг пребывает в расслабленном состоянии, теряет способность усваивать важную информацию и подвержен получить старческую деменцию. Американский писатель-фантаст Джорж Реймонд Ричард Мартин так сказал: - «Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрёт. Человек, который никогда не читает, проживёт только одну».
Читать или не читать? Вот в чём вопрос!
Свидетельство о публикации №225102501191