Есть ли в Библии место для геноцида?

          Ветхий Завет нередко обвиняют в жестокости и экстремизме. Доходит даже до того, что некоторые  лица   выступают с призывами  запретить  распространение Ветхого Завета как « призывающего к пропаганде геноцида ,развязыванию агрессивных войн и  прямым   призывам к убийству иноверцев» .

         Одним из наиболее известных  критиков Ветхого Завета   ,провозглашающим «геноцид во имя Бога» , является Филипп Дженкинс , профессор истории и религиоведения университета в Пенсильвании, бывший католик. Дженкинс «разоблачает»  защитников  Библии, называя библейские тексты «сатанинскими пассажами» и «стихами смерти»,утверждая, что тексты о завоевании Израилем земли Ханаанской представляют «не  поддающиеся логическому осмыслению изощренные сцены жестокости и убийств, санкционированных самим Богом». Дженкинс приводит таблицу с «самыми жестокими» цитатами из книг Исход, Второзаконие, Книги Иисуса Навина, из которых должно  окончательно сложиться представление об    израильтянах  как о «бандах  мородеров, которые убивают всех, кто им попадется, включая детей и даже животных, причем делают это во имя своей веры».
    Представим современного читателя, «ознакомившегося» с Ветхим Заветом  и составившим представление о нем  по  вырванным из библейского контекста цитатам из  списка Дженкинса, напр. этим :
    « Божьи правила захватнической войны; повеление уничтожить местные народы : «А в городах здешних народов, чью землю Господь, ваш Бог, отдает вам во владение, не оставляйте в живых никого!»"( Втор 20:16).
    Уничтожение некоторых других городов по правилам херема: «ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце своё и войною встречали Израиля — для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею» ( Иисус Навин  11:20).
    Завоевание Ханаана и разрушение Иерихона : «Они предали заклятью все живое, что было в городе, — перебили мечом мужчин и женщин, детей, и стариков, быков, овец, коз, ослов».( Иисус Навин гл 6).
     Божье повеление Саулу : «Иди и отомсти Амалеку. Предайте заклятью и уничтожьте все, что есть у него. Не жалей его, предай смерти всех: и мужчин, и женщин, и детей, и младенцев, и волов, и овец, и ослов, и верблюдов»(1 Царств,гл.15)…. "
            Эти тенденциозно  подобранные цитаты призваны возбудить отвращение  к Ветхому Завету  и как следствие- к религии , иудаизму. У современных  людей может создаться впечатление, что древние евреи вели войны совершенно по-варварски и ветхозаветный Бог допускал  это Божественым Законом. На современном языке эти примеры , казалось бы, можно  назвать геноцидом.


              Насколько действительно  в Библии есть место геноциду?

      Обратимся к  определению самого термина- «Геноцид».
Термин  был впервые введен америанским адвокатом Рафаэлем Лемкиным  и только в 1948 году получил международный правовой статус как понятие, определяющее  тягчайшее преступление против человечества.В Генеральной Ассамблее ООН, утвердившей «конвенцию о предупреждении преступлений геноцида и наказаний за него», под геноцидом понимаются действия , совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-нибудь этническую, расовую, национальную или религиозную группу как таковую.
    Можно ли применить термин «геноцид» к библейским текстам? Является ли  геноцидом истребление древних ханаанских племен?
    Можно с уверенностью сказать, что повеления Бога  в Библии не носили  политического, расового, национального или этнического характера. Возможно, есть что-то похожее на религиозную причину. Но и в этом случае это не «геноцид». Евреев окружали  многочисленные языческие  племена и народности, поклонявшиеся разного рода идолам, но Бог не давал повеления в отношении их. Истреблению ( или изгнанию) по повелению Бога подлежали ТОЛЬКО СЕМЬ определенных народов, и причина их истребления на земле Обетованной была весомой. Бог не наказывал за идолопоклонство  другие народы, если это не принимало  самые извращенные и жестокие формы, да и то  только тогда, когда  эти народы влияли на Израиль.
       Сравним несколько  примеров из Библии, насколько  можно говорить о геноциде в  отношении них : 1)приказ фараона об истреблении еврейских мальчиков ( Исх 1:15-22)  и 2)повеление Бога  об истреблении амаликетян и семи  народов Ханаана ( Втор 7:1-5; 1 Цар 15:1-3).
       В первом примере фараон преследовал политические цели: усилить власть правящей династии фараонов. Здесь присутствует исключительно человеческий фактор, направленный  на укреплении одного этноса за счет жизни и рабского труда другого этноса.  Этот случай  можно отнести к геноциду.
В двух других примерах инициатором истребления народов яваляется Бог, а не человек.Здесь нет каких-либо человеческих планов,  указываются причины Божьего суда. Бог наказывает эти ненавистные Ему  народы , о которых подробно говорится в книге Левит,  и тем защищает Израиль от влияния  мерзости, которые они делали. При этом Бог судит по  тому же Закону  и самих евреев, когда  они начинают делать подобные мерзости. Таким образом, Бог наказывает хананеев не потому, что они не-евреи. Истребление семи народов не имели причиной человеческие мотивы грабежа, корысти или мести. Согласно Библии, это был Божий суд, исполнителями  решения которого являлись евреи. К геноциду это не относится.
    И наконец, даже в тех случаях изгнания хананеев, когда к ним можно было бы отнести понятие «геноцид», использование  этого термина в древней истории неправомерно. Геноцид-термин нашего времени, он относится к тем случаям когда ЛЮДИ истребляют другие народы из корыстных или др.целей. В Библии  народы  повелевает  истребить Бог за их грехи — без участия людей ( Великий Потоп, Содом и Гоморра) или с их участием, но по своему решению. Это истребление народов в Библии следует назвать тем термином, который соответствует понятиям того времени и неоднократно  упоминается в Св. Писании. Этот библейский термин — «херем» или  «заклятие».
               
                Концепция  «заклятия» как    Божьего суда

         Слово «херем» в те времена означало тотальное истребление. Это было своего рода  жертвоприношние, навсегда отданное Богу, которым человек больше не имел права пользоваться.  В качестве херема  могли быть животные, земля, целые города. Израильтянам было сказано, что ни одна  живая душа, ни один предмет из завоеванного Израилем не мог оставаться у  них.     Заклятие можно понимать как  наказание и как Суд Божий: «приносящий жертвы богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» ( Исх 22:20 ;  Лев 27:29 и др). 
        Изложение  главных постановлений и законов  Божьих, данных через Моисея, описано в Книге  Второзаконие . Законодательство Книги  за «отступничество» предписывает  одно наказание- смертную казнь. Отступничеством  считается участие в  языческих культах или проповедь других богов, помимо Яхве. Всякое лицо, проповедовавшее отступление от Бога в пользу языческих божеств, должно быть предано смертной казни; город, замеченный в проповеди отступления, должен подвергнуться поголовному истреблению жителей вместе со всем, что находится в городе( Второзак 13:5). Повеление уничтожить все, что в городе , имело целью пресечение незаконностей, диктуемых жадностью со стороны завоевателей: «ничто из заклятого да не прилепится  к руке твоей».

                Как  было на самом деле
           Вопрос о «хереме» нельзя рассматривать, не учитывая, как все могло обстоять на  самом деле, не применив метод исторической критики, изолируя отрывки из Библии от ближайшего и отдаленного контекста.
В действиельности Израиль большей частью оставался глух к повелениям, высказанным во Второзакония, что послужило, как считают авторы и редакторы Библии, причиной  его многочисленных бедствий. Израильтяне не уничтожили  народы, населявшие Ханаан, а заселили земли, оставшиеся свободными, в то время, как хананеи осели в небольших городах-государствах, о чем сообщает сама Библия  в  первой главе Книги Судей и что подтверждается археологическими исследованиями.Они "Не истребили народов, о которых сказал им Господь,но смешались с язычниками и научились делам их;
служили истуканам их, [которые] были для них сетью,и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, - и осквернилась земля кровью;оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими."
(Пс.105:34-39)

     Жестокость Закона, карающего за отступничество, можно объяснить конкретными историческими обстоятельствами. Книга Второзакония была написана тогда, когда угроза язычества была очень велика. Власти Северного Царства, где появились первые варианты Второзакония, официально поддерживали язычество как таковое.  В яхвистской общине формировалась религиозная идея об абсолютной ценности отношений человека с Богом. Вне этих отношений полноценная жизнь невозможна, отношения с Богом стали цениться выше жизни, они были ее условием  и смыслом. Если кто-то становился виновником нарушения единства с Богом, его жизнь теряла значение для Бога и для людей и этот человек должен был умереть. Измерение духовной жизни человека  религиозной меркой- дань истории, месту и времени, когда была написана  Книга, но система приоритетов, стоящих за этим законодательством, соответствует Торе в целом.

           В самых древних текстах , где говорится о будущих завоеваниях, Бог не повелевает евреям уничтожить  ханаанские народы, а берется Сам  прогнать их: «Мало-помалу буду прогонять их от тебя» ( Исх 23. 27-31). Главная забота Бога  состояла в том, чтобы избежать религиозной преемственности по отношению к верованиям хананеев  или смешения с ними. Приказ об истреблении хананеев (Втор 7:1-2. 16-24) — это переиначенные  выражения из 23 главы книги Исход, представлявшие позднейшее осмысление событий.
Дело в том, что когда создавались эти главы Второзакония (7-6 в. до н.э.) подобный приказ уже не соответствовал исторической ситуации. Как уже говорилось, израильтяне не слишком рьяно противостояли хананеям, терпимо относясь к их соседству, что впоследствии, по представлениям  яхвистов,  лежало в основе всех бед Израиля. Поэтому составители  Второзакония были убеждены в обязанности Израиля уничтожить эти народы..
Приказ Божий совершить «херем» содержится только в  седьмой  главе , в остальном Второзаконии, как и в Исходе,Сам Господь должен воздать врагам по заслугам, Он будет  для этих народов, как «огонь поядающий».Бог заявляет Израилю: «не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идёшь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим»(Второзак.9:5).
 Израильтяне лишь в некоторых случаях могли прибегать к «херему» как к религиозному обычаю соседних народов, но происходило это не регулярно, за что впоследствии  они заслужили порицание авторов Второзакония. Евреи употребляли в  войнах те же средства, что и их противники, иначе им грозило уничтожение

                НА чем основывалось повеление «не щадить» хананеев?


         Грех страшно заразителен.Идти на компромисс со злом крайне опасно. В свете  развращающего влияния ханаанской религии с  ее храмовой проституцией и приношением в жертву детей  Израиль не в состоянии был бы  исповедовать чистую веру и поклоняться Богу так, как  это угодно было Ему, если бы хананеи не были  истреблены (изгнаны).  Бог предупреждал евреев,что  в случае  неисполнения Его   указаний об изгнании с Земли  Обетованнной населявших ее семи народов,   эти народы  станут для  них  « ловушкой и западней, плетью для  (их)  спин и колючками для глаз»  и в конце концов  сами евреи будут изгнаны   из этой земли (Нав 23:12-13) . Изгнание хананеев должно было осуществиться  с той целью, чтобы этот народ впредь не мог склонять Израиль ко греху. Ханаанские идолы, культ которых нередко был сопряжен с оргиями и извращениями, был ненавистен Богу, а значит, и для Его народа они должны быть мерзостью, подлежащей уничтожению . Книга Левит ,перечислив кровосмешение, прелюбодеяние, человеческие жертвоприношения и пр. особенности хананейского культа , добавляет: «Не оскверняйте себя ничем этим; ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоню от вас. И осквернилась земля, и свергнет земля живущих наней» ( Левит 18:1-25).

         Израильтяне по отношению к хананеям выступили как «бич Божий», как орудие Божественной кары,когда переполнилась  «мера беззакония», за которой  эту цивилизацию ждало уничтожение.  Но причина изгнания хананеев состоит не только в их наказании.Если бы Израиль не оградил себя от всех мерзостей  местной религии, он бы просто  растворился в  цивилизации Палестины , и в результате учение о Едином Боге было бы утрачено человечеством, а люди бы приносили в жертву  идолам своих детей. Было бы это гуманнее?

        Книга  «Премудрости» показывает,   насколько справедливо было  наказание, ниспосланное древним хананеям:
«Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхований и нечестивые жертвоприношения, и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, и родителями, убивавшими беспомощные души,Ты восхотел погубить их руками отцов наших, дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих. Но и их, как людей Ты щадил... Ты, мало- по малу наказывая их давал место покаянию... Ибо кто скажет: «что Ты сделал?» или кто противовостанет суду Твоему? и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил? Или какой защитник придет к Тебе с ходатайством за неправедных людей?» (Прем 12, 3-10, 12).Кроме того,страшное наказание этих народов должно было уберечь евреев от повторения их грехов (Втор 20, 16-18).

     В книге Второзакония (28, 49-52) ясно говорится о языческих народах, которые так же явились орудиями гнева Божьего против неверности избранного народа. Поэтому нельзя обвинять Ветхий Завет в том, что Бог предстает в нем пристрастным.   

     Изгнание  семи ханаанских народов не было бесконтрольной резней всех хананеев и ни в коей мере не являлось оправданием «геноцида». Повеления о божественном суде относились строго к определенному историческому периоду -в определенном месте.


Рецензии