Зеленый

Общее значение

Интуитивно мы наделяем зеленый качествами природы. Для наших далёких предков умение различить плоды среди листвы было жизненно важным, а до появления городов зелёные поля и леса окружали людей каждый день. Этот цвет успокаивает: глаза отдыхают, а мозг расслабляется. В зелёных интерьерах человек быстрее восстанавливает силы и чувствует себя в безопасности.
 «Зеленый – это тот редкий цвет, который означает практически одно и то же по всему миру. Благодаря его ассоциациям с миром природы, он означает весну, плодородие, надежду, возрождение и восстановление» (Донн, 2022. С. 214). А если говорить про выбор одежды, то зеленый обозначает "«поехали!», ведете ли вы автомобиль или одеваетесь" (Донн, 2022. С. 214).
 
Зеленый в исследовании

В самоописаниях пилотного исследования зеленый находится в середине таблицы (упомянут 8 раз). К слову сказать, чисто-зеленого в одежде участниц не было. В основном были мягкие спортивные костюмы грязно-зеленого ("болотного") и серо-зеленого цвета, и его рассматривали как фоновый. Тем не менее, зеленый больше всех других цветов был проинтерпретирован как «свобода» (5 раз).
Зеленый цвет в языке и культуре имеет множество ассоциаций, как положительных, так и отрицательных. Этот цвет символизирует природу, жизнь и гармонию, но в зависимости от контекста может также выражать застой, неуверенность или зависть. Эти значения закрепились в языке в виде устойчивых выражений.

Положительные ассоциации

«Зеленый свет» – в прямом значении разрешающий сигнал светофора, а «зеленый коридор», «зелёная улица» – путь без остановок на всем протяжении. В переносном смысле – символ свободы действий, начало чего-то положительного, разрешение или одобрение, жизнь без ограничений.

«Зеленый уголок» (также «живой уголок») – место с растительностью, где есть жизнь. Часто в офисе делают зеленый или живой уголок, чтобы глаза смогли переключиться с монотонной рутины на жизнь природы, присущую человеку как биологическому существу.  Ассоциируется с покоем, отдыхом и гармонией с природой.
«Молодо-зелено», «зеленый юнец» – счастливое время безоблачной юности, период жизни до того времени, когда человек берет на себя ответственность, обязанности, достигает мудрости. По аналогии с жизнью растений зеленый – это цвет травы и листьев весной и в начале лета до появления цветов, привлекающих насекомых для размножения, и затем плодов.

Отрицательные ассоциации

 «Зеленая тоска» – здесь ассоциация тоже с природой, но с природой состоянии застоя, когда от темноты и недостатка вентиляции появляется плесень, мох. Жизнь есть, но на самом низшем уровне. Томительная, абсолютно невыносимая скука, которая затягивает в болото, прямо как тоскливое настроение. 

«Позеленел от зависти (или злости)» – ассоциация, возникшая благодаря бледному оттенку кожи человека, испытывающего отрицательные эмоции: зависть, недоброжелательство или злость.

«Зелёный змий» – аллегорическое значение искушения алкоголем. Выражение пошло от русского обозначения спиртного «зелёное вино» – по цвету винограда, из которого оно изготовлялось. К тому же символическая связь есть и между зелёным и ядом. А "змий" намекает на  «сползание» в низменную жизнь патологии.

Одежда зеленого цвета в кино

В театре зеленый цвет долгое время был под запретом, возможно, связанным с токсичным пигментом для краски ткани. Это суеверие ограничивало художников по костюмам, пока кино не помогло развеять этот стереотип, подарив миру множество запоминающихся образов.

Когда мы видим женщину в зеленом на экране, то интуитивно знаем, что либо сейчас кого-то околдуют, либо победят. Зеленые платья с самого начала действий задают свободный нрав героини, ее природную силу, близость к природе, змеиное коварство и мудрость, эльфийскую либо ведьминскую сущность.

Это и Мерида – главная героиня фильма «Храбрая сердцем» , юная принцесса Шотландии, бросающая вызов традиционным гендерным ожиданиям. Непокорная и импульсивная Мерида  хочет быть хозяйкой собственной судьбы и преуспевает в совершенно мужских областях мастерства: в стрельбе из лука, бою на копьях и мечах, в верховой езде. У Мериды длинные дикие, вьющиеся рыжие волосы, голубые глаза, бледная кожа и стройное тело. Ее основной наряд – темное сине-изумрудное традиционное платье из шерсти со стильными разрезами для движения во время стрельбы из лука.

Зеленое надевает и Натали Портман в роли Анны Болейн, когда сводит с ума от любви короля Генриха VIII в фильме «Еще одна из рода Болейн» (2008 г., реж. Джастин Чадвик). Над созданием роскошных нарядов в тюдоровском стиле работала Сэнди Пауэлл. Результатом ее задумки стало платье насыщенного изумрудного цвета с необычными рукавами и красивой линией декольте.

И Элизабет Тэйлор в фильме "Клеопатра" (1963 г., реж. Дж. Манкевич). Фильм попал в Книгу рекордов Гиннесса за самое большое количество переодеваний главной героини (65 костюмов), но в память многим врезалось зеленое платье, расшитое золотом (автор Ирен Шарафф): очень уж эффектно оно смотрелось на брюнетке Тейлор. Еще одно культовое зеленое платье. Еще одна сильная женщина и роковая соблазнительница.

Можно долго перечислять знаковые зеленые платья в кино. Остановимся на нескольких ярких примерах в искусстве.

Зеленые платья Скарлетт О'Хара

Зелёный цвет – цвет самой жизни, и не удивительно, что именно он играет ключевую роль в образе Скарлетт О'Хара в романе «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл и его экранизации 1939 года (реж. Виктор Флеминг), где главную роль исполнила Вивьен Ли. Маргарет Митчелл называла зеленый своим любимым цветом и щедро одевала в него любимую героиню.

Зеленый хорошо известен как  цвет-символ Ирландии и  покровителя  этой  страны святого Патрика, который,  согласно преданиям,  изгнал  всех  змей  с острова. Ирландцем был отец Скарлетт, и в Ирландию ей предстояло вернуться из Америки, чтобы вернуть связь с корнями и стать сильнее. Скарлетт – символ жизни, выживания и даже живучести. Зеленый – ее талисман, цвет удачи. В книге неоднократно подчёркивается, что у героини ярко-зелёные глаза, и она выбирает наряды, которые усиливают этот оттенок, а также выражают её страсть, силу характера и амбиции.
Одним из первых значимых платьев становится клетчатое: "Клетчатое платье из зеленой тафты, все в мелких оборочках, обшитых по краю зеленой бархатной лентой, шло ей бесподобно, и вообще это было ее любимое платье – когда она его надевала, глаза ее приобретали совсем изумрудный оттенок".

Однако, когда Скарлетт готовится к пикнику в Двенадцати Дубах, это платье оказывается испачканным, и ей приходится выбрать другое зеленое: «Новое зеленое в цветочек платье Скарлетт, на которое пошло двенадцать ярдов муслина, воздушными волнами лежало на обручах кринолина, находясь в полной гармонии с зелеными сафьяновыми туфельками без каблуков, только что привезенными ей отцом из Атланты". Платье, хоть и подходило ей, но выглядело слишком вечерним для дневного мероприятия. Конечно, Скарлетт это не остановило, и то, что она, к ужасу своей старой мамушки, решает оголиться с утра, лишь подчёркивает её решимость завоевать сердце Эшли Уилкса.

Зелёный цвет сопровождает образ героини на протяжении всей истории как символ неугасимой жизни. Даже в моменты траура Скарлетт находит способ добавить зелёный в свой гардероб, например, новую шляпку: "Она так давно не видела и тем паче не держала в руках новых нарядов, так изголодалась по ним, что шляпка эта показалась ей самой прекрасной шляпкой на свете. Она была из темно-зеленой тафты, подбита бледно-зеленым муаром и завязывалась под подбородком такими же бледно-зелеными лентами шириной в ладонь. А вокруг полей этого творения моды кокетливейшими завитками были уложены зеленые страусовые перья". В самые сложные моменты предметы туалета зеленого цвета заставляли Скарлетт почувствовать себя живой. Это хорошо знал о ней Ретт Батлер, даривший ей зеленые обновки. Да и Скарлетт заметила его страсть к зеленому цвету и не преминула воспользоваться этим козырем.

Когда над Скарлетт нависла угроза потери родного поместья, она ни минуты не сомневалась, что ей нужно любым способом добыть деньги. И роскошное платье должно было помочь ей покорить того, у которого деньги были – Рета Батлера. Но откуда его взять? Самым знаменитым из нарядов становится бархатное платье, сшитое из зелёных портьер поместья. "Зелёный, как мох, бархат портьер ласкал и чуть покалывал ей щеку, и она, как кошка, блаженно потерлась о материю. И вдруг уставилась на портьеры".

Платье сшила Мамушка, и в нём Скарлетт отправляется к Рэту Батлеру, чтобы просить деньги на спасение поместья. Художник по костюмам фильма, Уолтер Планкетт, добился эффекта старины, специально обработав ткань до стадии выцветания. Пояс сделали из витого шнура от занавески, а образ дополнила шляпка с петушиными перьями. Сейчас оригинал костюма можно увидеть в музее Мадам Тюссо, где в него одета восковая фигура актрисы Вивьен Ли.

Леди Зеленые рукава

Кто не слышал старинную английскую песню Green sleeves о загадочной «леди Зелёные рукава»?

О, сколько платьев, шарфов, колец
Тебе я, милая, подарил!
Сорил деньгами и наконец
Совсем себя разорил.
За то осудит меня молва,
Но деньги – пыль, и богатство – вздор,
Когда зеленые рукава
Ласкают усталый взор.

По одной из версий, её сочинил английский король для своей возлюбленной. Другая же намекает, что дама была не столь непорочна, ведь в песне речь идёт именно о зелёных рукавах, а в английской культуре выражение «зелёное платье» – намёк на то, что его хозяйка провела время на траве в приятной компании. В Кентерберийских рассказах зелёный называют «цветом лёгкости в любви» – после романтических встреч на одежде девушек часто оставались травяные пятна.

Но не всё так однозначно. В неопубликованном переводе Маршака есть строки, опровергающие эту версию. К тому же Генрих VIII, которому приписывают авторство песни, был принцем Уэльским и королём Ирландии, а зелёный – их геральдический цвет. Возможно, символика зеленого здесь гораздо глобальнее: равнодушная возлюбленная символизирует саму Англию, отказывающую королю в ответной любви. Учитывая, что Генрих VIII вывел страну из-под власти католической церкви, песня приобретает оттенок гимна независимости.

Мех Эллочки-Людоедки и усы Ипполита Матвеевича

Даже Эллочка-Людоедка (Елена Щукина из сатирического романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»), наверное, самая примитивная модница, описанная в мировой литературе, не устояла перед зелёным. Сначала она жадно рассматривает в журнале наряд миллионерши: "Тончайшая зеленая куртка испанской кожи и перчатки, раструбы которых были инкрустированы изумрудами средней величины", – а затем вступает в одностороннее соперничество, создавая альтернативный наряд из подручных средств.
Остап Бендер сразу оценил усилия Эллочки:
"– Это мексиканский тушкан.
– Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я узнаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!
Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна".
Эллочка, с одной стороны, недалёкая женщина с ограниченным кругозором и скудным словарным запасом, живущая за счёт мужа в своё удовольствие и занятая только потреблением. С другой – яркий пример живучести в крайне стесненных условиях: замужем за инженером, работающим на заводе, с зарплатой в 200 рублей. Все это во времена НЭПа, когда у героини нет шансов на судьбу миллионерши, и она, что называется, играет теми картами, которые розданы. Зеленый, как и в случае Скарлетт, цвет силы, напора, страсти, смекалки, жизненности и даже выживания.
А теперь о другом персонаже. Отправляясь за «миллионами тещи», Ипполит Матвеевич стремится вернуть себе вид аристократа, которым он был в дореволюционную эпоху. Использование контрабандного средства «Титаник» для покраски усов -- символический жест в попытке реанимировать утраченное достоинство. Герой ожидает «радикально черный» цвет, который должен подчеркнуть благородство, зрелую мужественность, принадлежность к прежнему социальному классу. Однако результат оказывается противоположным: его волосы и усы приобретают зеленый оттенок, становясь внешним маркером провала. Зловоние, склеившиеся волосы, смывающийся пигмент создают комическую, но в то же время трагичную картину полного распада прежней идентичности. Вместо респектабельности -- абсурд и унижение. Зеленый цвет фиксирует несбывшуюся надежду на обновление, превращает желание выглядеть достойно -- в карикатуру. Именно так художественно маркируется бессилие бывшего представителя «высшего сословия» приспособиться к новой реальности.
Как и в случае с Эллочкой, в неудаче Ипполита Матвеевича зеленый цвет становится знаком фальшивой социальной трансформации. Он выражает мечту о статусе, который недостижим, и попытку восполнить этот разрыв средствами внешнего преображения. Однако направления стремлений различаются. Ипполит Матвеевич обращен назад: он цепляется за утраченный мир и пытается вернуть его при помощи декоративной маскировки. Падение становится еще заметнее, поскольку итог выглядит жалким и смешным (Тихон, "увидя барина в зеленых усах, перекрестился и попросил опохмелиться").
Эллочка, напротив, стремится вверх, к недосягаемой роскоши. Она не была богатой и не потеряла привилегий. Она мечтает о них, подражая образу миллионерши из журнала. Зеленая акварель, превращающая тушкана в «шанхайского барса», в ее восприятии становится эквивалентом изумруда. В этом проявляется энергия выживания и умение создавать иллюзию из ничего. Ее смеховая характеристика мягче: она нелепа, но не разрушена. Ее игра позволяет сохранить внутреннее ощущение значимости, пусть и иллюзорное. Таким образом, зеленый цвет в «Двенадцати стульях» у Ильфа и Петрова – это цвет несостоявшихся перемен.

Наряды Питера Пэна и феи Динь-Динь

Динь-Динь – светловолосая фея в зелёном платье из листьев, подруга и главная помощница Питера Пэна из одноименного романа Джеймса Барри. Её наряд словно сливается с природой – лёгкое зелёное платье напоминает молодой лист, только что распустившийся на ветру. Это одна из самых известных сказочных фей, которая может умереть, если люди перестанут верить в фей. Зеленый здесь – символ веры в торжество жизни, и косвенным свидетельством этого является бронзовая статуя Динь-Динь, расположенная в Лондоне и созданная по поручению детского госпиталя Грейт-Ормонд-Стрит скульптором Дайермудом Байроном О’Коннором.

Питер Пэн тоже носит зелёную одежду, но автор никогда подробно не описывал его внешний вид. Упоминается лишь, что его костюм сделан из «сухих листьев и прозрачной смолы». Зелёный цвет стал неотъемлемой частью образа Питера уже после выхода диснеевского мультфильма 1953 года. Этот выбор символичен: зелёный ассоциируется с юностью, свободой и вечной связью с природой, а сам Питер – дитя леса и диких просторов Нетландии.

Даже в театре зелёный костюм героя стал традицией. На сцене Питера часто играют актрисы-травести, и их наряды неизменно включают оттенки лесной зелени. В постановке бристольского Олд Вик роль исполняет взрослый актёр Марк Энтолин, и его костюм тоже отсылает к природным мотивам: ткань напоминает мох, переплетённый с тонкими веточками. Кажется, зелёный цвет – это не просто выбор одежды, а отражение духа свободы, который воплощает в себе Питер Пэн.

С точки зрения психологии Питер Пэн олицетворяет вечный кризис перехода из детства во взрослую жизнь. Он околдовывает, пленит, делает детство вечным. Но мы знаем – так не бывает. Тикающий крокодил, проглотивший будильник (один из второстепенных персонажей анимационного фильма Диснея 1953 г.), – символ времени, неумолимо отмеряющего отведённый детству срок. Питер – вечный ребёнок, древний, как мир, в одежде цвета сухих, мёртвых листьев, но всё же зелёных. Замершая в мальчике жизнь.

Ребёнок не может завести своих детей, и Питер крадёт чужих, чтобы играть с ними. Ведь если не это, то что? Детство – время игры, но игра ведёт к развитию, а развитие – к следующей фазе. Если она не наступает, остаётся лишь смерть. "Питер Пэн" – безнадёжно грустная сказка о детстве, которое должно умереть, чтобы родился взрослый.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Рецензии