Глава 4. Примская война. Великий Раскол

1. Великие Башни и Центральный Храм

    Эвдария представляла собой «испытательный полигон» для примов. Они сконструировали идеальный мир, в котором поддерживали постоянство вселенских законов и гармоничное развитие элду и малду, но исходя из своих научно-исследовательских и политико-экономических интересов.

    Примы негласно разделили мир на надземную и подземную части. Над землей мир был практически нетронутым и существа развивались с минимальным вмешательством со стороны их протеже. Примы отстроили свои города в труднодоступных местах [1], о которых не могли вообразить ни эдлу, ни тем более малду. Эти великие города стали также известны как Великие Башни.

    1. Небесные Врата Гхун'гван. Столица примов. Город располагался на семи платформах, которые были сокрыты за плотной завесой облаков. На центральной платформе располагается Великая Башня Воздуха, охраняемая грозными элементалями воздуха, а также другими малду. В этом городе также находился космодром примов. Город существует по сей день, однако даже элду неизвестно о его существовании.

    2. Горный хребет Аар’дур. Горный хребет протянулся вдоль юго-восточной части материка. Высота гор доходит до 10 тыс. метров. Великая Башня Земли располагалась на трех самых высоких вершинах – Дхур’хар (10543 м), Шар’дур (10243 м) и Маал’тхан (10121 м). Она также была сокрыта природой (грозовые облака, высокие остроконечные горные хребты, труднопроходимые леса и топи). Здесь постоянно происходили землетрясения, что требовалось для выработки стихии земли. Здесь располагались энергетические станции примов, которые получали колоссальное количество энергии от тектонических процессов. После Великого Раскола горный хребет разрушился, одна его часть ушла далеко в Запредельное Полушарие [2], другая – глубоко под воду, образовав Тысячные острова (Паумалию).

    3. Вулкан Вал’тхуул. На острове Вал’тхуул к юго-западу от будущего Сардумоса расположился одноименный вулкан с тремя вершинами. На нем примы обустроили Великую Башню Огня. Ее стерегли огненные элементали, а также ящероподобные предки саламаров – мар’лирхи [3]. Воздушные мар’лирхи (драконы) были особенно опасны для непрошенных путников.

    4. Море Синт’ул. Великая Башня Воды располагалась в пучинах бездонной впадины моря Саат’лир. Здесь находился неисчерпаемый источник водной стихии.

    5. На центральном острове Бхрал’дар находился Центральный Храм. Именно отсюда был доступ к подземелью Ларх’гаал, где располагались тайные лаборатории примов, а также само ядро мира – неисчерпаемый источник материальной (светлой) и хаотической (темной) энергии (см. часть 1, главу 2).

2. Причины Великой примской войны. Эдикт 250 г. до В.Р.

    Примское общество Эвдарии отличалось относительно свободной самоорганизацией, в то время как примские общества других миров могли рассматривать и иные варианты организации своего политического строя. Социократическая форма организация общества при отсутствии надлежащих реформ и образовании противоборствующих политических группировок обретала неупорядоченный и разрозненный вид. Поэтому примы раскололись на четыре основные фракции исходя из их отношения к использованию магии – ключевого фактора их жизнедеятельности:

    1. Арла’ары – полностью «светлые» маги, выступавшие за запрет хаотической «темной» магии.

    2. Лаар’уны – полностью «темные» маги, выступавшие против использования материальной магии.

    3. Ту’уны – БЧЧ маги. Были политическими изгнанниками в Сумеречном Просторе, которые выжили благодаря использованию смешанной магии в космосе. Стремились предотвратить раскол на почве использования магии, который несли арла’ары и лаар’уны.

    4. Кхар’уны – ББЧ маги, выступали за использование технологий на основе магии.

    Поскольку к 250 г. до В.Р. большинство в Великом Совете принадлежало примам-мудрецам (а большинство их них были как раз арла’арами и лаар’унами), им удалось продвинуть Эдикт об использовании магии – свод правил, который впервые официально регламентировал использование магии. В целом, до его принятия все четыре специализации примов единодушно считали, что при существовании двух видов энергии невозможно каким-либо образом разделять магию, т.е. считали ее неделимой. Тем не менее примы выступали за научно обоснованную регламентацию использования магии. Поскольку большинство в Великом Совете составляли именно консервативно настроенные арла’ары и лаар’уны, они пролоббировали идеологически обоснованную регламентацию использования магии, искусственно разделив ее на «светлый» и «темный» виды. При этом ту’уны и кхар’уны считали, что их оппоненты не до конца четко определили границы между данными двумя видами, т.к. те же стихии, считавшиеся атрибутами материальной энергии, содержали в себе элементы хаотической энергии. К тому же, спорным остался вопрос о классификации природы эфира. Стороны не сошлись и на вопросах конкретных ситуаций использования магии. Таким образом, издание Эдикта отметилось фактической узурпацией власти консервативно настроенными примами-мудрецами, против чего выступали не только другие мудрецы, но и представители других специализаций.

    Наконец, арла’ары и лаар’уны конкурировали на почве того, какая из этих двух фракций добьётся наиболее искусного освоения магии. Они отстроили Центральный Храм на центральном острове Бхрал’дар, а под ним - огромный подземный комплекс Ларх’гаал, в котором имелся доступ к ядру мира. Оно обеспечивало подземелья неисчерпаемыми запасами энергии от четырёх Великих Башен. Здесь арла’ары и лаар’уны исследовали магию, создавали новые заклинания, а также ставили генетические опыты на малду, выводя более совершенные формы элду. Проведение подобных экспериментов проходило в духе всеобщего стремления примов к лучшему познанию сути мира и контакта с Творцом, что порождало конкуренцию между примами из разных миров.

3. Ход Великой примской войны

    Издание Эдикта накалило и без того напряженную обстановку внутри Эвдарии, что быстро переросло в полноценную гражданскую войну.

    Эта война не имела никакой цели, кроме как уничтожение своих оппонентов. Жажда власти и могущества заполонила арла’аров и лаар’унов, поэтому две другие фракции сделали все возможное, чтобы помешать им устроить тотальный геноцид остальных примов.

    Поскольку арла’ары и лаар’уны были искусны не только в магии, но и в создании существ, они привлекли их к участию в войне. Сражения проходили по всей Эвдарии, однако самые ожесточенные бои имели место на юге – в будущих пустынных землях Сардумоса.

    Арла’ары переименовали Великий Совет в Трибуну Хранителей. Великий Хранитель Ктул’кар возглавил мудрецов и молодые расы элду в битве против «нарушителей древних традиций примов».

    Лаар’уны же делали ставку на использование разрушительных свойств хаотической энергии. Они призывали на помощь грозных элементалей, а также различных тёмных существ, которые не могли долго поддерживать форму, однако представляли серьёзную угрозу для противников. Лаар’унов возглавлял Сумеречный Магистр Саат’лир.

    Фракция ту’унов изначально объединила всех сторонников использования магии без ее разделения до принятия Эдикта. Однако вместо того, чтобы вести диалог, и арла’ары, и лаар’уны либо вели преследования «еретиков», либо подвергали их остракизму за пределы Эвдарии в Сумеречный Простор. Со временем ту’унов объединил харизматический лидер Таар’ур, который научил изгнанников выживанию в космосе и поселил их на трех мирах одной из соседних с Эвдарией систем – Рарворум, Афирианиум и Врар’дар.

    Кхар’уны во главе с Мор’ул (женщина) объединили сторонников использования технологий на основе магии. Они производили магические корабли, големов, магические орудия и др.

    В 239 г. до В.Р. кхар’уны на своих космических кораблях бежали из Эвдарии под страхом политических репрессий и ужасов гражданской войны. Они попали под страшный хаотический вихрь, однако вскоре увидели собратьев-примов верхом на теневых странниках [4]. Ту’уны вызволили корабли кхар’унов из вихря, а далее сопроводили их к миру Афирианиум. Там и поселились кхар’уны. Таар’ур и Мор’ул провели переговоры и заключили Пакт Истинных – договор, по которому две фракции объединились во имя одной цели – положить конец жестокой гражданской войне, вернуть свободу использования неделимой («серой») магии и возродить свободное примское общество.

    Великая примская война делилась на следующие этапы:

    1. Война Великих (238–152). В ходе данного этапа воевали между собой арла’ары и лаар’уны. Они направляли послов в другие миры, чтобы примы оказали им помощь, встав на ту или иную сторону. В итоге большая часть примских миров примкнула либо к «светлой», либо к «темной» фракции. Поэтому этот этап проходил не только в Эвдарии, но и в других мирах. Кульминацией войны Великих стало сражение в мире примов Врар’дар (152 г. до В.Р.), которое окончилось победой «светлых» примов-мудрецов и изгнанием поверженных «темных» примов. В бою погиб Сумеречный Магистр Саат’лир, вверив руководство лаар’унами своему ученику Даар’лиру.

    2. Война Изгнанников (148–102). Пока шла война Великих, ту’уны отстраивали новую цивилизацию примов по старым лекалам свободного общества. Параллельно по главе с Таар’ур и Мор’ул они изучали свойства смешанной магии, стараясь обрести контакт с Творцом. Таар’ур считал, что именно по причине утраты связи с Творцом и из-за алчности примов-мудрецов цивилизация примов погрязла в пучине раздора.
 
    Во время того, как Таар’ур сделал остановку в мире Рарворум (152 г. до В.Р.), он встретил поверженных лаар’унов. Даар’лир рассказал ему о том, что далеко не все «темные» примы поддерживали политику Саат’лира, поэтому часть из них ждали удобного момента, пока их могущественный учитель не пал бы в бою. Даар’лир также поведал о том, что однажды, когда он постиг высоты темной магии и снискал уважение у своего наставника, ему стали приходить какие-то видения. Они становились все более сильными и явственными, однако Даар’лир не желал выказывать это перед своим учителем, поскольку думал, что эти видения – очередное испытание Саат’лира. Темным магам было очень важно не поддаваться состоянию Неволи, когда темная магия могла поглотить разум мага, лишить его связи с Творцом и вселить жажду магического голода. Даар’лир беспокоился, что эти видения также могли нарушить хрупкий баланс между Волей и необузданным искушением перед мощью темной магии. Однако Таар’ур научил Даар’лира искусству медитации и контроля над Волей, что позволило темному магу не только стать более искусным в своём деле, но и начать лучше осмыслять свои видения. Таар’ур вспомнил о пророчестве: однажды явится Слышащий – прим, который сможет привести всех к истинному пониманию природы Творца и положить конец конкуренции среди примов, порождённой спорами о сущности и принципах использования магии. Первым Слышащим Сумеречного Простора был именно Даар’лир.

    В 149 г. до В.Р. Даар’лир примкнул к туу’нам и поселился в мире Рарворум. Он начал проповедовать учение о неделимости магии, хотя продолжал усиленно изучать именно темную магию, поскольку считал, что именно через постижение принципов хаотической энергии кроется понимание того, как найти путь к Творцу.

    Тем временем Таар’ур через своих лазутчиков узнал, что «светлым» примам-мудрецам удалось захватить контроль практически над всеми мирами примов. Он сделал ставку на метод партизанской войны: туу’ны искали уязвимости в системе обороны миров арла’аров, а затем наносили точечные удары по их инфраструктуре. Также туу’ны разрушали порталы между мирами, чтобы арла’ары, не обладавшие технологиями производства космических кораблей, были отрезаны друг от друга между разными мирами.

    Наконец, сам Таар’ур увлёкся некромантией – направлением магии школы хаотики, которая изучала свойства жизни и смерти. Он задумал коварный план: использовать Неволю, чтобы подчинить себе тех малду и элду, которых создали арла’ары. Поскольку выведенные расы были главными союзниками «светлых» примов, то Таар’ур с лёгкостью сумел ослабить противника изнутри.

    В 102 г. до В.Р. элду Эвдарии и других миров восстали против примов-мудрецов. Так начался третий этап – Война Элду.

    3. Война Элду (102–12). В ходе данного этапа элду, утратившие контроль со стороны арла’аров, оказались в состоянии потерянности. Они начали безразборно нападать как на примов, так и друг на друга. Таар’ур видел в этом процессе возможность для ускорения процесса антропогенеза и социогенеза, чтобы элду могли сформировать свои собственные кланы, союзы кланов и протогосударства.

    Однако при этом Таар’ур сам стал утрачивать состояние контроля над Волей. Постепенно он начал терять рассудок, предавшись некромантическим экспериментам во Врар’даре. Даар’лир и Мор’ул решили оставить его в покое, чтобы завершить реализацию плана согласно Пакту Избранных.

    Ослабив непроходимый эфирный барьер вокруг Эвдарии, Даар’лир и Мор’ул создали дыру в эфирной оболочке мира. Темная энергия резко заполонила мир. Их задачей было за ограниченное количество времени закрыть эту дыру. Некоторые из верхушки арла’аров, осознавшие не только тщетность дальнейшей борьбы, но и угрозу скорейшей гибели Эвдарии, решили пойти на сепаратный мир с туу’нами (12 г. до В.Р.). Они сказали, что единственным способом остановить сильный поток хаотической энергии будет направление энергии мирового ядра в сторону хаотического вихря.  Великий Хранитель Ктул’кар, охранявший вход в Центральный Храм, был искусно повержен Даар’лиром.

    Даар’лир, ведомый волей Творца, погрузился в глубокий транс. В видении он услышал, что единственным способом положить конец бессмысленной гражданской войне будет лишь один – пожертвовать всеми примами, взорвав ядро мира. Лишь только те существа, которые познали закон неделимости магии, смогут пережить Великий Раскол.

4. Великий Раскол (12–0)

    Взрыв ядра стал переломным моментом не только в Великой примской войне, но и для всей Эвдарии. Огромные потоки смешанной энергии уничтожали на своём пути всех тех, кто практиковал лишь «светлую» или «темную» магию. Ту’уны и элду смогли пережить взрыв, но временно потеряли сознание.

    Далее вихри смешанной и хаотической энергии столкнулись между собой, образовав энергетическую воронку. Защитные механизмы Великих Башен предусматривали, что в случае нарушения баланса энергий они начнут направлять от себя энергетические потоки к ядру для того, чтобы насытить его дополнительной энергией. В итоге случился дисбаланс энергии как в зоне воронки, так и у самих Башен. Вся Эвдария трещала по швам. Произошел Великий Раскол. Мир раскололся на множество отдельных частей. Сами Великие Башни и Центральный Храм были разрушены. Также сильно пострадала южная часть материка.

    После того, как ту’уны и другие выжившие примы, которых всего осталось пятнадцать, пришли в сознание, они смогли обуздать вихрь смешанной энергии и закрыть с его помощью дыру в эфирном поле. Далее они направляли процессы Раскола: они образовали три континента, на которых стали изолированно жить люди, эльфы, саламары и другие выжившие элду.

Примечания:
[1] Кроме того, для постоянства баланса эфирной/духовной оболочки (т.е. баланса положительной и отрицательно заряженных частиц внутри) примам нужен был периодический контакт с эфиром, поэтому они восстанавливались в Великих Башнях.
[2] Второе полушарие Эвдарии, попасть в которое мешают непроглядный туман и иные странности. Лишь склимам и шаркулам удавалось заплыть за Великие Пределы.
[3] Мар’лирхи – динозавроподобная раса, жившая в южной части Материка. Общая черта данной расы – невосприимчивость к огню. Как и динозавры, они могли принадлежать к разным таксонам (биологическим порядкам, родам и видам). Это обусловлено необходимостью эволюционного разнообразия, равно как происходило и в случае с предками людей (приматов), эльфов, склимов, шаркулов и др. Существа, похожие на драконов, назывались воздушными мар’лирхами. Именно они охраняли Великую Башню Огня. Также они служили универсальными наездными животными для примов в пределах Эвдарии.
[4] Верховые существа из хаотической энергии, живущие в Сумеречном Просторе и прирученные ту’унами.


Рецензии