Логос. Бог существует. Эллины и иудеи

Логос в эллинистической философии и иудаизме

Когда Греция потеряла независимость, а Александр Македонский открыл Восток для греческого языка и мысли, философия обрела новое измерение. Эллинистический мир стал лабораторией духовного синтеза. В Александрии, где смешались Египет, Греция и Иудея, понятие Логоса стало мостом между философией и верой.

1. Стоическая вселенная разума

Стоики учили, что космос одушевлён — в нём живёт божественный разум, огненная пневма, что струится сквозь все вещи.
Этот Логос — не отвлечённая идея, а творящая сила, управляющая судьбой, законом, жизнью.
Всё — от движения звёзд до дыхания человека — подчинено Логосу, который есть и природа, и судьба, и Бог одновременно.
Однако у стоиков не было различия между Творцом и творением. Их Логос — пантеистичен: Бог растворён в мире, как душа в теле.
Это великое приближение к истине, но всё же не откровение.
Стоический Логос — это разум без лица.

2. Филон Александрийский: мост между Афинами и Иерусалимом

Настоящий перелом произошёл в I веке до н. э. в Александрии, где жил Филон Иудей (Филон Александрийский).
Он попытался соединить Моисеев Закон и греческую философию, Тору и Платона.
Именно у Филона Логос становится личностью, посредником между Богом и миром, между вечностью и материей.
Филон называл Логос:
• Первородным Сыном Божиим
• Образом Бога
• Посредником в творении
• Голосом, которым Бог обращается к миру.
«Бог, — пишет Филон, — не создаёт мир Сам Собой, но через Свой Логос, как через инструмент.»
Это уже не философская абстракция, а живая сила, имеющая черты личности, но не равная Богу.
Бог остаётся непостижимым, а Логос — Его проявление в действии.
Филон тем самым приготовил язык, на котором позднее будет говорить христианство.

3. Логос и Писание

Филон видел в Логосе ту самую силу, что творила мир в книге Бытия:
«И сказал Бог: да будет свет.»
Для Филона каждое «сказал» — это акт Логоса, Божьего Слова, действующего в истории и в душе.
Так появляется представление о творении через Слово, которое станет центральным догматом христианской космогонии.
Филон не знал Иисуса Христа, но его философия стала своего рода прологом к Евангелию от Иоанна.


Рецензии