Парадокс солнцестояний и парадокс Гиппарха

"Солнцестояние" - это период из нескольких дней, когда сегодняшнюю высоту солнца в истинный полдень нельзя без очень точных приборов отличить от вчерашней. "Зимнее солнцестояние" - это все дни с 18 по 25 декабря; "летнее солнцестояние" - 18-25 июня.

"Солнцеворот" - это последний день периода солнцестояния. 25 декабря - День бога Коляды, День рождения нового солнца; 25 июня - День Петра Солнцеворота, День зрелого солнца.

Солнцестояние - это астрономическое явление; солнцеворот - это просто "астрономический праздник". Но у современных астрономов солнцестояние и солнцеворот - это одно и то же, то есть день самого низкого и самого высокого полуденного солнца в году. Однако суть парадокса солнцестояний не в том, что их нет в учебниках, а в том, что их нет с 16 по 23 марта и с 20 по 27 сентября, когда они просто обязаны быть.

Этот парадокс в объяснениях Кратета Малльского (150 лет до н. э.) астрономической причины смены времён года первым заметил другой древний грек. Это был матерый астроном Гиппарх (190-120 лет до н. э.).

   Двойной парадокс Гиппарха

Суть первой половинки парадокса Гиппарха в том, что всем кажется, что день с равенством дня и ночи был вчера, так как сегодня уже либо день реально длиннее ночи, либо ночь длиннее дня. Это странное явление Гиппарх назвал "предварением равноденствия". Но мы скажем проще: первая половинка двойного парадокса Гиппарха в том, что равноденствий просто не бывает. Должны быть дни с равенством дня и ночи, но их нет. Парадокс.

Суть второй половинки парадокса в том, что полуденное солнце на экваторе в дни предполагаемых равноденствий не может заглянуть на дно глубокого колодца, где бы на линии экватора он ни находился. Это явление сам Гиппарх назвал "неуловимостью точки равноденствия".  Но мы и тут скажем проще: отвесный солнечный луч стремительно пересекает экватор в дни предполагаемых равноденствий, а где именно - не знает никто. Иначе говоря, полуденное солнце в зените на экваторе посредством точных приборов не наблюдается. У Гиппарха такой прибор был. И называется он астролябией.

Оба парадокса Гиппарх объяснил прецессией, то есть качанием земной оси. Но при этом нужно учесть, что Земля для него была центром мира, а звёздное небо - её красивой декорацией, поэтому Земля у него могла, к примеру, словно кланяться Солнцу весной вместе со всем звёздным небосводом и с Полярной звездой. Так что его объяснение нельзя считать сколь-нибудь  серьёзным.  Тем более, что ни прецессию, ни нутации земной оси ещё никто не обнаружил и не зафиксировал документально - одни заумные разговоры.

Скорость прибыли-убыли продолжительности дня или ночи на широте Москвы изменяется от 0 минут в периоды солнцестояний до 5 минут в марте и в сентябре при среднегодовых 4 минутах за сутки. Это знают все астрономы. Знают, но не понимают. И это тоже парадокс, так как всё объясняется проще простого.

Гиппарха, как окажется, подвела система координат, вернее, её отсутствие.

Продолжение следует и будет вставлено сюда же.


Рецензии
"Суть второй половинки парадокса в том, что полуденное солнце на экваторе в дни предполагаемых равноденствий не может заглянуть на дно глубокого колодца, где бы на линии экватора он ни находился." Это лишний раз доказывает глупость теории расположения Солнца и планет в одной плоскости (эклиптике). Все выше перечисленное так же объясняется этим.
С уважением. Александр.

Александр Кузнецов 21   25.10.2025 07:37     Заявить о нарушении