Город, из которого нет выхода
e-mail: sergejka64@mail.ru
sergejka64@gmail.com
Телефон: 8-953-775-55-71
WhatsApp: 8-953-775-55-71
Telegram: 8-953-775-55-71
ГОРОД, ИЗ КОТОРОГО НЕТ ВЫХОДА
Пьеса в десяти сценах
Действующие лица:
ПУТНИК. Человек, попавший в город, из которого нет выхода.
КОРОЛЬ. Правитель города, из которого нет выхода.
ПРИНЦЕССА. Дочь Короля.
ТРАКТИРЩИК, ОФИЦИАНТ, ПАЛАЧ, ГОРОЖАНЕ. Жители города, из которого нет выхода.
Сцена 1
Пивная. Сидящие за столиками посетители, пьют пиво и курят трубки. Сизый табачный дым клубится у них над головами. В пивную заходит ПУТНИК, оглядывается и обращается к пробегающему мимо, с полными кружками пива в руках, ОФИЦИАНТУ.
ПУТНИК. Уважаемый, не подскажете, где найти Короля?
ОФИЦИАНТ (кивая в сторону барной стойки). Там.
ПУТНИК. Благодарствую!
ПУТНИК проходит между столов с выпивающими и горланящими посетителями и подходит к прилавку, возле которого на высоких барных стульях сидят несколько человек.
ПУТНИК. Извините, что отвлекаю... Мне нужен Король, засвидетельствовать своё почтение!
КОРОЛЬ (оборачиваясь и оглядывая Путника с ног до головы). Ну, я - Король. Разве не видно?
ПУТНИК. Честно говоря, не очень.
КОРОЛЬ (доставая откуда-то корону и надевая её на голову). А так?
ПУТНИК. Так – другое дело.
ПУТНИК скидывает вещевой мешок с плеча на пол, садится рядом на свободный стул, достаёт из кармана монету и кидает её ТРАКТИРЩИКУ. ТРАКТИРЩИК ловит монету на лету, пробует на зуб и убирает в широкий карман, спереди на фартуке. Затем протирает полотенцем поверхность прилавка перед ПУТНИКОМ, берёт чистую кружку, и, приоткрыв краник, наполняет её пивом. Полную, с пенной шапкой, кружку, ТРАКТИРЩИК ставит перед ПУТНИКОМ. КОРОЛЬ потянулся, было, к ней, но ПУТНИК успевает его опередить.
КОРОЛЬ (глядя, как Путник пьёт пиво). Новенький?
ПУТНИК (допивая пиво и ставя пустую кружку на стол). Новенький. Только что пришёл... Оттуда. (Путник кивает куда-то в сторону.)
КОРОЛЬ (глядя в сторону, указанную Путником). Все мы оттуда пришли... Кто двадцать, кто тридцать, а кто и больше лет назад.
ПУТНИК. Я так долго, на одном месте, не засиживаюсь. Немного отдохну и снова в путь.
КОРОЛЬ (усмехаясь). Прыткий какой... А скажи-ка, Путник, ты уже видел камень на центральной площади нашего города?
ПУТНИК. Издалека... Он, наверное, заложен в честь его основания?
КОРОЛЬ. Нет. Хотя, к возникновению города он имеет самое прямое отношение... Так, ты, значит, не читал, что на том камне написано?
ПУТНИК. Не успел. Но, обязательно ознакомлюсь. Обещаю, Ваше Величество.
КОРОЛЬ. Не утруждайся, я тебе перескажу содержание. Вкратце, самую суть... Камень этот стоит на развилке трёх дорог и написано на нём следующее... Налево пойдёшь – ничего хорошего. Направо – ещё хуже будет. Прямо – вообще, полный... (Король морщится и машет рукою.) Варианты, прямо скажем – один другого хреновее... Каждый из нас... Я, он... (Король тычет пальцем в сторону Трактирщика.) Они все... (Взмахом руки, Король указывает на присутствующих в зале.) Доходили до этого камня и останавливались. Куда идти, если везде всё так плохо... Что прикажете делать? Обратно, что ли, возвращаться? С полпути, ничего не достигнув...
ТРАКТИРЩИК (вытирая тряпкой прилавок). Это – позор!
КОРОЛЬ (кивая). Вот, вот... Обратно - гордость не позволяет, неудобно, стыдно... Вперёд – страшно! А народ постоянно к этому камню всё прибывает и прибывает. Ребром встал вопрос – как дальше жить? В чистом поле, под открытым небом? Ладно, летом ещё, а зимой? Стали понемногу обустраиваться, поначалу шалаши, сараи всякие... А потом и дома капитальные стали строить... Так этот город и появился.
ПУТНИК. Немаленький, надо признать.
КОРОЛЬ. Миллионник почти... Меня выбрали королём, как пришедшего первым и основавшим его.
ПУТНИК (оборачиваясь и глядя в зал). Так, значит, это всё, не по своей воле, застрявшие здесь, люди?
КОРОЛЬ (тоже оборачиваясь и глядя в зал). Да. Я помню, как каждого из них увидел впервые, когда они только-только пришли сюда... Поверь, это были совсем другие люди - горящие взоры, пламенные сердца, развивающиеся по ветру кудри... Полными высоких идеалов, убежденными, что найдут своё счастье... Это сейчас у них лысины, животы, двойные подбородки, заплывшие потухшие глаза... Жрут, пьют, как не в себя... (Король переводит взгляд на Путника.) Добро пожаловать в наше сообщество, Путник!
ПУТНИК. Спасибо, конечно, за приглашение, Ваше Величество... (Путник встаёт со стула и закидывает вещевой мешок на плечо). Но, что то, не очень мне всё это нравится.
ТРАКТИРЩИК (протирая кружку полотенцем). Ты привыкнешь.
ПУТНИК. Не сомневаюсь... Потому и не задерживаюсь.
КОРОЛЬ (Путнику). Русского языка не понимаешь? Тебе же объяснили – хода никуда нет! Куда ты собрался?
ПУТНИК. Пока не знаю, Ваше Величество. Возле камня определюсь.
КОРОЛЬ переглядывается с ТРАКТИРЩИКОМ. ТРАКТИРЩИК усмехается и качает головой.
КОРОЛЬ (Путнику). Коли тебе твоя жизнь не дорога... (Король разводит руками.) Что поделаешь? Безумству храбрых поём мы песню.
ПУТНИК. Не хорони раньше времени, Ваше Величество! Может, ещё встретимся.
ПУТНИК уходит.
КОРОЛЬ. Встретимся, а как же... (Проводив Путника взглядом, Король достаёт из кармана монетку, кладёт её на прилавок и двигает в сторону Трактирщика.) Налей-ка ещё кружку. Надо выпить за упокой души этого сумасшедшего...
ТРАКТИРЩИК (разглядывая монету и двигая её обратно в сторону Короля). Маловато будет, Ваше Величество.
Забрав монету обратно, КОРОЛЬ встаёт, подходит к музыкальному автомату. Опустив в него монету, нажимает на кнопку напротив выбранной мелодии. После чего, сдвинув корону набок и заложив руки за спину, под аплодисменты и одобрительные возгласы присутствующих, КОРОЛЬ, с каменным выражением лица, исполняет ирландский танец. На пол, под ноги КОРОЛЮ летят монеты. Когда монет на полу становится много, КОРОЛЬ, бросив танцевать, собирает с пола монеты.
КОРОЛЬ (потряхивая горстью мелочи в своей ладони). Иногда я бываю сказочно богат... (Король рассовывает мелочь себе по карманам, а с несколькими монетами подходит к прилавку и, со стуком, кладёт их на поверхность.) Сдачи не надо.
ТРАКТИРЩИК забирает монеты и наливает КОРОЛЮ полную кружку пива.
Затемнение
Сцена 2
Ночь. В пивной тускло горит несколько свечей. КОРОЛЬ спит, сидя на барном стуле, верхней частью тела, распластавшись по прилавку. Стоящая рядом с КОРОЛЁМ, ПРИНЦЕССА трясёт его за плечо.
ПРИНЦЕССА. Пап... Пап, пойдём, наконец, домой.
КОРОЛЬ, в ответ, мычит что-то невразумительное. ПРИНЦЕССА убирает с лица прядь волос и опять трясёт КОРОЛЯ за плечо.
ПРИНЦЕССА. Уже поздно, пап... Все ушли. Трактирщик и тот ушёл, ключ оставил, чтобы закрыли...
КОРОЛЬ начинает тихонечко похрапывать. ПРИНЦЕССА пытается приподнять КОРОЛЯ, но у неё ничего не получается. В пивную заходит ПУТНИК, скидывая заплечный мешок на один из столов.
ПУТНИК. Приветствую, красавица. Я, уж, собирался мимо пройти, смотрю – свет в окне горит... Дай, думаю, зайду в злачное место. (Путник подходит к Королю и Принцессе.) Проблемы?
ПРИНЦЕССА. Да, вот! (Принцесса указывает на Короля.) Одной мне его до дома никак не дотащить.
ПУТНИК. А я на что? Не переживай, поможем! (Путник перекидывает руку Короля себе через плечо и поднимает Короля со стула.) Показывай, красавица, дорогу.
Потревоженный КОРОЛЬ открывает глаза и непонимающим, мутным взглядом смотрит на ПУТНИКА.
ПУТНИК (Королю). Сейчас, Ваше Величество, дойдём до дома и в кроватку, баиньки...
Издав истошный вопль, КОРОЛЬ вырывается из рук ПУТНИКА и отшатывается в сторону.
ПРИНЦЕССА (испуганно). Пап ты чего?
КОРОЛЬ (хватая Принцессу за руку). Доча, спрячься за мной! (Король загораживает собой Принцессу.) Стой тут, и не высовывайся! (Путнику.) Сгинь, сгинь не чистая сила!
ПУТНИК. Ты, похоже, до белой горячки допился, Ваше Величество?
КОРОЛЬ (крестясь). Свят, свят... С нами Бог! (Король озирается по сторонам.) Доча, нет тут нигде распятия?
ПРИНЦЕССА отрицательно мотает головой.
КОРОЛЬ. А иконы какой-нибудь?
ПРИНЦЕССА (оглядываясь по сторонам). Здесь нет ничего святого!
КОРОЛЬ. Плохо дело, дочка... (Путнику.) Уходи, сгинь... Покойся с миром!
ПУТНИК. Уж, не думаешь ли ты, Ваше Величество, что я призрак? Привидение?
КОРОЛЬ (кивая). Думаю... А кем ты ещё можешь быть?
ПУТНИК. Да, живой я, Ваше Величество... Живой человек из плоти и крови!
КОРОЛЬ. Врёшь!
ПУТНИК. Не веришь - потрогай! (Путник протягивает в сторону Короля руку.) Живее всех живых.
КОРОЛЬ осторожно трогает руку ПУТНИКА. ПРИНЦЕССА, с интересом за всем этим наблюдает, выглядывая из-за плеча КОРОЛЯ.
КОРОЛЬ. Вроде тёплый... (Король щипает Путника за руку.)
ПУТНИК (ойкая и одёргивая руку). Ты, это... Брось щипаться, Ваше Величество! А то, как двину, не посмотрю, что Король!
КОРОЛЬ. Живой... Такое, разве, возможно? (Лицо Короля принимает недоумевающее, обескураженное выражение.) Тогда я вообще ничего не понимаю. (Путнику.) Ну-ка, выкладывай всё, как было! С самого начала, ничего не пропуская. Без утайки! Вот подошёл ты к камню...
ПУТНИК. Первым делом, я пошёл налево.
КОРОЛЬ. Это понятно... Дальше что?
ПУТНИК. Иду себе, да иду... Поля вокруг, рощи... И огромное, бескрайнее небо...
ПРИНЦЕССА (выходя из-за спины Короля). Извините, что перебиваю... Какое, говорите, небо?
ПУТНИК. Бескрайнее.
ПРИНЦЕССА. Интересно... А здесь, в этом городе, всё закрывают дома, крыши. От неба всего лишь маленький, небольшой кусочек...
ПУТНИК. Сочувствую. А, за городом, небо – безграничное. Ни начала ему, ни конца...
КОРОЛЬ. Да погодите вы с этим небом! (Путнику.) Расскажи лучше, что там насчёт опасностей?
ПУТНИК. Не знаю. Ничего не обнаружил.
КОРОЛЬ. Странно...
ПУТНИК. Может, они в другой стороне? Самому, даже, интересно стало. Пойду, туда, теперь, пройдусь.
ПУТНИК берёт за лямку вещевой мешок и закидывает его на плечо.
ПРИНЦЕССА (Путнику) Можно с тобой?
КОРОЛЬ. Нельзя!
ПРИНЦЕССА (делая обиженное лицо). Почему?
КОРОЛЬ. По кочану... Нельзя и всё! Или забыла предостережение, которое на камне написано? (Путнику.) Ты, это... Не задерживайся! Проваливай, коли тебе так интересно.
ПУТНИК улыбается ПРИНЦЕССЕ, виновато разводит руками и направляется к двери.
КОРОЛЬ. Постой!
ПУТНИК останавливается.
КОРОЛЬ. В городе, тебя сейчас никто не видел?
ПУТНИК. Никто, а что?
КОРОЛЬ. Ничего... Ступай.
ПУТНИК уходит.
Затемнение
Сцена 3
В пивной КОРОЛЬ и ТРАКТИРЩИК. ТРАКТИРЩИК протирает прилавок тряпкой. КОРОЛЬ обшлагом рукава трёт корону, наводя блеск.
КОРОЛЬ (Трактирщику). Пасты ГОИ, случайно, нет?
ТРАКТИРЩИК. Откуда?
КОРОЛЬ. У хорошего хозяина всегда под рукой должна быть.
Посмотрев на КОРОЛЯ, покачав головой и ничего не сказав, ТРАКТИРЩИК продолжает наводить порядок. КОРОЛЬ, вздохнув, плюёт на корону и, с ещё большим усердием, начищает её рукавом.
ТРАКТИРЩИК (заканчивая с прилавком). Поздно уже, Ваше Величество.
КОРОЛЬ (продолжая начищать корону). Оставь ключ. Буду уходить – закрою. Ничего с твоим имуществом не случится.
ТРАКТИРЩИК. Кого-то ждёте?
Ничего не ответив, КОРОЛЬ продолжает обшлагом рукава шоркать по короне. Надев куртку, ТРАКТИРЩИК достаёт из кармана ключ и кладёт его на прилавок, перед КОРОЛЁМ.
ТРАКТИРЩИК. Ключ, Ваше Величество.
КОРОЛЬ кивает в ответ, надевает корону на голову и смотрится в зеркало. ТРАКТИРЩИК уходит. КОРОЛЬ, немного погодя, подходит к двери, отворяет её и убеждается, что за дверью никого нет. Затем КОРОЛЬ встаёт за прилавок, на место ТРАКТИРЩИКА, открывает краник и наполняет кружку пивом. Пьёт.
Скрипнув, начинает отворяться дверь. КОРОЛЬ вздрагивает, прячет недопитую кружку под прилавок и вытирает пивную пену с губ. В пивную заходит ПРИНЦЕССА.
КОРОЛЬ. Это ты... Зря пришла, сегодня, слава Богу, я сам в состоянии до дома дойти.
ПРИНЦЕССА. Что ж не идёшь?
КОРОЛЬ (доставая кружку из-под прилавка). Сейчас... Последнюю кружку, только, допью.
Растягивая удовольствие, КОРОЛЬ пьёт пиво небольшими глотками. ПРИНЦЕССА, заложив руки за спину, прохаживается по пивной, разглядывая небольшие картины, развешанные по стенам.
ПРИНЦЕССА (поправляя на одном из столов салфетку). Как думаешь, пап... Этот человек... Путник. Он вернётся?
КОРОЛЬ. Вряд ли... Куда он пошёл, направо? Ты же знаешь, что будет, если направо пойди!
ПРИНЦЕССА. Перечитала только что, когда сюда шла... Ужас! Наверное, правильно, что ты меня не отпустил.
КОРОЛЬ. Так, отец тебе добра желает! Наконец-то, начала понимать! Молодец! Ты, у меня, умная девочка... (Пауза.) А, впрочем, мы тут все умные. Полный город одних умников. (Король залпом выпивает остатки пива и, со стуком, ставит пустую кружку на прилавок.) Пошли.
КОРОЛЬ берёт с прилавка ключи и, вместе с ПРИНЦЕССОЙ, направляется к выходу. Внезапно дверь распахивается и в пивную входит ПУТНИК.
ПУТНИК (снимая с плеча вещевой мешок и бросая его возле входа). Приветствую Вас, Ваше Величество! (Принцессе.) И тебя, красавица, тоже.
ПРИНЦЕССА делает книксен.
КОРОЛЬ. Так, так... Ну, и что будет, если пойти по дороге, которая ведёт направо от камня.
ПУТНИК (усмехаясь). Интересно, да?
ПУТНИК проходит в пивную, достаёт из кармана и кладёт на прилавок пару монет. Затем, взяв кружку, наполняет её пивом.
КОРОЛЬ. Мне долго ещё ждать.
ПУТНИК выходит из-за прилавка, садится на барный стул, делает глоток из кружки и, слегка щурясь, смотрит куда-то вдаль.
ПУТНИК. Направо – красота неописуемая... Лес, горы... А потом дорога вывела меня на берег моря.
ПРИНЦЕССА (делая шаг в сторону Путника). Море... Какое оно?
ПУТНИК (оставив кружку на столе и поворачиваясь к Принцессе). Даже не знаю, как его описать... Солёные брызги, крики чаек... Всё меняется каждую минуту. Только что, волны были голубыми и вот они уже фиолетовые... Бирюзовые... Принцесса, это надо видеть!
ПРИНЦЕССА (делая ещё шаг в сторону Путника). Никогда не видела моря... Только на картинке.
КОРОЛЬ (вставая между Принцессой и Путником и, руками, разводя их в стороны, подальше друг от друга). Что там смотреть? Вода и вода...
ПУТНИК. Не скажите, Ваше Величество.
КОРОЛЬ. Давай лучше ближе к делу. Что будет если пойти направо, мы тоже выяснили. А что ждёт, если выбрать путь прямо?
ПУТНИК. Действительно... Надо сходить, узнать.
КОРОЛЬ. Вот и ступай, прямо, сейчас. Пока ночь, пока все спят.
ПУТНИК. Пиво, хоть, можно допить?
КОРОЛЬ. Допивай.
ПУТНИК берёт кружку в руки и неторопливо пьёт.
КОРОЛЬ. Но учти, Путник... Тройка — это число, такое... Сакральное, с ним не шутят. Раз – повезло, второй раз – повезло, а на третий – как пить дать, допрыгаешься... Обязательно с тобой что-нибудь произойдёт.
ПУТНИК (допивая и ставя пустую кружку на прилавок). Спасибо, что предупредил.
ПУТНИК идёт к двери, берёт за лямку вещевой мешок, поворачивается и машет рукой. ПРИНЦЕССА машет ему в ответ. ПУТНИК надевает лямку вещевого мешка на плечо и уходит.
ПРИНЦЕССА. Он, в самом деле, может оттуда не вернуться?
КОРОЛЬ. Будем надеяться.
Затемнение
Сцена 4
Ночь. В пустой пивной горит несколько свечей. КОРОЛЬ, абсолютно трезвый, с задумчивым видом, ходит по пивной из угла в угол. Открывается дверь, входит ПУТНИК.
ПУТНИК. Доброй ночи, Ваше Величество.
КОРОЛЬ. И оттуда, ты, всё-таки, тоже вернулся.
ПУТНИК. Как видишь.
ПУТНИК проходит в пивную, отодвигает от стола стул, садится на него и закидывает ноги на стол.
ПУТНИК. Ничего, что я так? Ноги гудят, находился за эти дни... В общем, докладываю, Ваше Величество... Ничего страшного нигде нет. Может, пошутил кто, с этой надписью на камне?
КОРОЛЬ. Как пошутил?
ПУТНИК. Мало ли на свете юмористов... А возможно, что и были там раньше драконы всякие или Кащей Бессмертный... Да околели, пока вас ждали.
КОРОЛЬ. Даже Кащей?
ПУТНИК. Даже он... Не дожил.
КОРОЛЬ. Вот горе-то какое.
ПУТНИК. Короче, иди куда хочешь, все пути-дороги открыты. Я для того и вернулся, чтобы сообщить эту информацию жителям города.
КОРОЛЬ. Куда идти? У нас, у всех, вся жизнь уже почти прошла, возле этого чёртова валуна!
ПУТНИК пожимает плечами, встаёт, подходит к барной стойке. Положив на неё монету, берёт кружку и наполняет пивом. Выпивает. Смотрит на КОРОЛЯ, стоящего неподвижно с ошарашенным видом.
КОРОЛЬ (потерянным тоном). Жизнь целого города коту под хвост... Из-за какой-то нацарапанной на камне шутки!
ПУТНИК. Мне жаль, Ваше Величество... Правда, жаль. Но я надеюсь, новость об открытых путях ещё сможет хоть что-то исправить.
КОРОЛЬ смотрит на ПУТНИКА и отрицательно качает головой.
КОРОЛЬ. Нет... Никто в городе не должен об этом узнать.
ПУТНИК. Не понял... Почему? Ведь, это же – свобода! Которой им так недоставало... О которой, в молодости, они так мечтали.
КОРОЛЬ. Не нужна она им уже, эта свобода. Поздно. Не осталось сил ни физических, ни душевных.
ПУТНИК. Может быть, Ваше Величество... Каждый сам для себя это решит – нужна ему свобода или нет?
Пауза.
КОРОЛЬ. Завидую я тебе, Путник! Только нечем не отягощённый человек может так рассуждать...
КОРОЛЬ подходит к окну и долго смотрит на ночь за ним. Потом поворачивается к ПУТНИКУ.
КОРОЛЬ. Постарайся понять... В первую очередь, я в ответе за этот город, за всех его жителей. Я могу целыми днями не вылезать из кабака, пьянствовать беспробудно, юродствовать - короче, жить как хочу. Кто запретит - я, ведь, Король... Но когда встаёт, во весь рост, экзистенциальная проблема, касающаяся жизни всего этого города, каждого из его жителей... Я, и только я, ни на кого не перекладывая ответственность, должен принять решение. Это мой крест... Потом, всю оставшуюся жизнь, я буду мучиться – правильным было это решение или нет, но это уже другой вопрос.
Пауза.
ПУТНИК. Что такого случится, если жители города узнают правду? Ну, ты, Ваше Величество, знаешь её теперь... И что?
Пауза.
КОРОЛЬ. На меня смотреть не надо. Про меня – это совсем другой разговор... Я – сильный. Как бы ни было больно, я этот удар как-нибудь выдержу, но ведь не все, в этом городе, такие. Новость, что жизнь прошла впустую из-за какой-то глупой шутки, сломает многих, очень многих... Кто-то, вообще, этого не переживёт, у кого-то поедет крыша... Остальные вконец сопьются. Поверь, Путник, всех этих людей я знаю лучше тебя.
ПУТНИК. С этим не поспоришь, Ваше Величество.
КОРОЛЬ. Разное было, и хорошее, и плохое, но я прожил с ними, бок о бок, столько лет. Какими бы эти люди не были, они мне не чужие... Они доверили мне свою судьбу. За каждого из них я отвечаю, перед Богом и перед самим собой... Я никому не могу позволить нанести им рану, которая никогда не заживёт... И за их психическое состояние я тоже ответственен. Они не должны ничего узнать... Не должны. Понимаешь?
ПУТНИК. Начинаю понимать, вроде.
КОРОЛЬ. Спасибо... Когда понимают, то как-то легче предпринимать дальнейшие шаги... Непростое, прямо скажу, решение, но необходимое для блага общества... Чтобы, как говорится, наверняка...
ПУТНИК. Теперь опять не понимаю... Ты это о чём сейчас, Ваше величество?
КОРОЛЬ. Я, ведь, не верил уже, что с тобой, что-то произойдёт. А потому, подготовился к твоему возвращению... (Король оборачивается к двери и кричит громким голосом.) Эй, палач!
Затемнение
Сцена 5
Дверь открывается и заходит ПАЛАЧ в красном, накинутом на голову капюшоне с прорезями для глаз. В правой руке ПАЛАЧА большой топор.
КОРОЛЬ (Путнику). Вот, познакомься.
ПУТНИК (изумлённо). Палач? Никогда бы не подумал, Ваше Величество, что у тебя есть палач?
КОРОЛЬ. А, что такого? Как без палача-то? В государстве без палача, как без рук. Я поначалу, не хотел, а потом попробовал с ним - и понравилось... Не обязательно, ведь, грузить палача работой. То, что в штатном расписании такая должность присутствует – уже дисциплинирует. (Король поворачивается к Палачу.) Но сегодня, дружок, тебе придётся реально поработать. Готов?
ПАЛАЧ. Аж, руки чешутся, Ваше Величество!
КОРОЛЬ понимающе хлопает ПАЛАЧА по плечу.
ПУТНИК. Да, но... Неужели, среди романтиков с пламенными сердцами, бродивших по свету в поисках счастья, радости и справедливости, нашёлся кандидат на должность палача.
КОРОЛЬ. Сорок человек на место конкурс был. Победил достойнейший.
ПАЛАЧ горделиво выпячивает грудь. КОРОЛЬ ободряюще хлопает ПАЛАЧА по груди и кивает в сторону ПУТНИКА.
КОРОЛЬ (Палачу). Голубчик, будь добр, отруби ему голову.
ПУТНИК. Погодите, Ваше Величество! Так, сразу...
КОРОЛЬ. Что тянуть?
ПУТНИК. А как же последнее желание! Положено же!
КОРОЛЬ. Блин, совсем забыл про это... Ну, и какое оно у тебя?
ПУТНИК на какое-то время задумывается.
ПУТНИК. Я хотел бы... Ещё раз увидеть луч Солнца.
ПАЛАЧ. Многого хочешь.
КОРОЛЬ, жестом, приказывает ПАЛАЧУ замолчать. Затем подходит к ПУТНИКУ.
КОРОЛЬ. Хорошо, Путник, будь, по-твоему... (Небольшая пауза.) Пойдём тебе навстречу. (Палачу.) Казнишь его на рассвете, когда первые, несмелые, солнечные лучи позолотят трепетные верхушки деревьев...
ПУТНИК. Ты, наверное, Ваше Величество, был поэтом? В молодости, до того, как попал сюда.
Пауза.
КОРОЛЬ. Какое твоё дело, кем я был в молодости... Ты чего в душу-то лезешь?
КОРОЛЬ отходит в сторону, стоит задумавшись, потом резко разворачивается в сторону ПУТНИКА и ПАЛАЧА.
КОРОЛЬ (кричит на Палача). Что встал, как истукан? Веди в тюрьму его!
ПАЛАЧ (толкая Путника в плечо). Шагай, давай.
Затемнение
Сцена 6
Оставшись один, КОРОЛЬ долго стоит, думая о чём-то своём. Затем, отыскав в кармане монету, подходит к стоящему в углу, музыкальному автомату, опускает монету в щель. Нажимает какую-то кнопку. Начинает звучать песня В.С. Высоцкого «Моя цыганская».
В сон мне – жёлтые огни,
И хриплю во сне я:
«Повремени, повремени –
Утро мудренее!»
Но и утром всё не так –
Нет того веселья:
Или куришь натощак,
Или пьёшь с похмелья.
Эх, раз, да ещё раз,
Да ещё много, много, много, много раз,
Да ещё раз...
Или пьёшь с похмелья.
КОРОЛЬ медленно, словно нехотя, бредёт по пивной, иногда отбивая ногами чечётку в такт цыганской мелодии песни.
В кабаках зелёный штоф
Белые салфетки...
Проходя мимо одного из столов, КОРОЛЬ поправляет лежащую на нём белоснежную салфетку.
...Рай для нищих и шутов,
Мне ж – как птице в клетке.
В церкви смрад и полумрак,
Дьяки курят ладан...
Нет, и в церкви всё не так,
Всё не так, как надо!
Эх, раз, да ещё раз,
Да ещё много, много, много, много раз,
Да ещё раз...
Всё не так, как надо.
КОРОЛЬ, периодически сгибая в колене то одну ногу, то другую, бьёт ладонью по внешней стороне стопы.
Я – на гору впопыхах
Чтоб чего не вышло.
А на горе стоит ольха,
А под горою – вишня.
Хоть бы склон увить плющом –
Мне б и то отрада.
Хоть бы что-нибудь ещё...
Всё не так, как надо!
Эх, раз, да ещё раз,
Да ещё много, много, много, много раз,
Да ещё раз...
Всё не так, как надо...
КОРОЛЬ, с отстранённым видом на лице, продолжает медленно ходить по пивной, в такт мелодии, то пристукивая каблуками по полу, то сгибая ногу и ударяя ладонь по внешней стороне стопы.
Затемнение.
Сцена 7
ПУТНИК сидит на охапке соломы в углу камеры. Тускло горит фонарь. Сквозь небольшое, зарешеченное окошечко видны Луна и звёзды. В углу камеры стоит большая колода, исполняющая роль плахи. Звучит окончание песни В.С. Высоцкого «Моя цыганская».
...Я тогда – по полю вдоль реки:
Света – тьма, нет Бога!
А в чистом поле – васильки,
И – дальняя дорога.
Вдоль дороги – лес густой
С бабами-ягами,
А в конце дороги той –
Плаха с топорами.
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги всё не так,
А в конце – подавно.
И ни церковь, и ни кабак –
Ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так!
Всё не так, ребята...
Эх, раз, да ещё раз,
Да ещё много, много, много, много раз,
Да ещё раз...
Всё не так, ребята!
ПУТНИК (глядя в небольшое зарешеченное окошечко). Рассвет уже совсем скоро...
Раздаётся звук, вставляемого в замочную скважину и проворачиваемого, ключа, дверь открывается и в камеру входит ПРИНЦЕССА.
ПУТНИК (вскакивая на ноги) Принцесса?!
ПРИНЦЕССА подносит указательный палец к губам, призывая ПУТНИКА говорить потише.
ПУТНИК (менее громким голосом). Откуда у Вас ключ?
ПРИНЦЕССА. Мне его дал отец.
ПУТНИК. Король?
ПРИНЦЕССА. Да... Он просил передать тебе две просьбы. Чтобы ты немедленно уходил, и чтобы никогда больше не возвращался этот город.
ПУТНИК (поднимая с пола вещевой мешок и перекидывая его через плечо). Уважить, что ли, Его Величество? Что скажешь, Принцесса?
ПРИНЦЕССА пожимает плечами.
ПУТНИК. Хорошо, уговорила! Король, как-никак – пожилой уже человек... Первую его просьбу, я исполню прямо сейчас. Не откладывая в долгий ящик. (Путник идёт к двери.)
ПРИНЦЕССА. Постой!
ПУТНИК (останавливаясь). Что-то ещё?
ПРИНЦЕССА. Можешь взять меня с собой? Отец, в этот раз, разрешил...
ПУТНИК. Неужели?
ПРИНЦЕССА. Он сказал, что пока молода, нужно уходить отсюда. (Пауза.) Мне душно в этом городе, так хочется увидеть небо, море... Разве я не имею на это права?
ПУТНИК. Почему же, Принцесса... Они принадлежат всем.
ПУТНИК протягивает ПРИНЦЕССЕ руку. ПРИНЦЕССА кладёт в руку ПУТНИКА свою ладонь. Держась за руки, ПУТНИК и ПРИНЦЕССА покидают тюрьму.
Затемнение
Сцена 8
В камеру, с топором в руке, входит ПАЛАЧ. Следом за ним – КОРОЛЬ.
ПАЛАЧ. Вот, полюбуйтесь, Ваше Величество! Сбежал!
КОРОЛЬ. Ай-яй-яй... (Оглядывается по сторонам.) Странно. Как это ему удалось? (Сдвинув корону набок, Король чешет затылок.) Решётка на месте, подкопа нигде не видно...
ПАЛАЧ. Измена, Ваше Величество, кругом измена!
КОРОЛЬ. Да, ты что!!!
ПАЛАЧ. Кто-то отворил дверь камеры. Ключ из замка торчит, сами гляньте!
Подойдя к двери, КОРОЛЬ разглядывает, торчащий в замке, ключ.
КОРОЛЬ. В самом деле... А, это, случайно, не твой ключ?
ПАЛАЧ. Что Вы, Ваше Величество, мой – при мне. Вот! (Палач достаёт из кармана ключ и показывает его Королю.)
КОРОЛЬ. Значит, это мой экземпляр.
КОРОЛЬ вытаскивает ключ из замка и прячет его в карман. ПАЛАЧ, с недоумением, смотрит на КОРОЛЯ.
КОРОЛЬ. Что уставился?
ПАЛАЧ (отводя взгляд). Так... Ничего.
КОРОЛЬ. Подумай лучше, что можно предпринять в сложившейся ситуации?
ПАЛАЧ. Погоню, может, организовать! Он ещё не должен далеко уйти.
КОРОЛЬ. Погоню? Неплохая идея... (Король задумывается.) Погоню... (Заложив руки за спину, Король ходит по камере из угла в угол.) А зачем?
ПАЛАЧ. Как зачем?
КОРОЛЬ (продолжая ходить по камере). Смысл, какой? Или забыл ты про надпись на камне - от нас в какую сторону не пойдёшь, повсюду ждёт жестокая, неминуемая смерть. (Король останавливается около Палача и хлопает его по груди.) Так что, отдыхай! Провидение выполнит, за тебя, твою работу.
ПАЛАЧ. В самом деле, Ваше Величество... Получается, дурак он, что убежал. Из огня, да в полымя... Там ещё неизвестно к какому коновалу в руки попадёт, а у нас бы, здесь, по-быстрому, аккуратно, небольно... По высшему разряду! Чик – и готово!
КОРОЛЬ (разводя руками). Ну, не понимают люди своего счастья!
ПАЛАЧ. Да, они, вообще, ничего не понимают.
КОРОЛЬ. Не повезло с народом, что поделаешь…
КОРОЛЬ выходит из темницы. ПАЛАЧ, какое-то время стоит задумчиво, затем, с размаху вгоняет топор в плаху и тоже уходит.
Затемнение
Сцена 9
Пивная полностью забита народом. Все говорят, пьют, курят, над головами висит сизый, табачный дым. В пивную заходит КОРОЛЬ. Немного постояв в дверях, КОРОЛЬ медленно идёт между столами, вглядываясь в лица присутствующих. Никто не обращает на него внимания. Пройдя сквозь зал, КОРОЛЬ подходит к барной стойке и усаживается на один из высоких стульев.
ТРАКТИРЩИК. Отличный денёк, Ваше Величество, не правда ли!
КОРОЛЬ. Неплохой.
ТРАКТИРЩИК. Налить?
КОРОЛЬ отрицательно качает головой. ТРАКТИРЩИК, потеряв интерес к КОРОЛЮ, продолжает заниматься своими делами. КОРОЛЬ, сидя на барном стуле, медленно обводит взглядом зал и присутствующих в нём. Затем, резким движением, КОРОЛЬ с размаха бьёт ладонью по барной стойке. Прозвучавший в пивной звук похож на выстрел. Гул в зале мгновенно стихает, все обращают свои взгляды в сторону КОРОЛЯ.
КОРОЛЬ (чеканным голосом). Это, что за махновщина? Я вас спрашиваю... Или, вы не знаете, что следует делать, когда в помещение входит Король?
В зале стоит полная тишина. Потом слышится звук отодвигаемого стула, и кто-то из ГОРОЖАН встаёт. Потом ещё один. Следом за ними, на ноги встают все остальные присутствующие в зале. Те, кто был в головном уборе, поспешно снимают их с головы. Кто-то, тонким голосом затягивает:
Боже, царя храни...
КОРОЛЬ (обрывая певца). Это уже лишнее. (Король соскакивает с барного стула и встаёт лицом к лицу к народу.) Товарищи, друзья... Сограждане! У меня к вам очень серьёзный разговор... Вы, должно быть, помните, несколько дней назад, к нам сюда, в пивную заходил Путник.
По залу прошёл слабый гул, некоторые из горожан кивнули головами.
КОРОЛЬ. Помните, отлично... Я рассказал этому Путнику всё как есть, без утайки. Предупредил его обо всех опасностях, которые его ждут, если он решит уйти из нашего города. Но, он не захотел остаться с нами, разделить нашу судьбу. (Король разводит руками в стороны.) Не захотел...
По залу снова проносится гул. КОРОЛЬ жестом успокаивает присутствующих, и все умолкают.
КОРОЛЬ. Воистину говорят - когда боги хотят покарать, то лишают рассудка! Несчастный не внял ни моим словам, ни предостережениям, высеченным на камне... Он прошёл по всем трём дорогам и ни с одной не вернулся!
В зале опять раздаётся гул.
КОРОЛЬ (повышая голос, стараясь перекричать толпу). Да, да, бывает и такое... Помянем его, сограждане, минутой молчания.
Со скорбным выражением лица, КОРОЛЬ склоняет голову. Его примеру следуют все остальные. КОРОЛЬ, стоя с опущенной головой, пару раз косится в сторону настенных часов.
КОРОЛЬ (резко поднимая голову). Всё, минута закончилась. Что я ещё хотел бы сказать вам про этого человека... (Король обводит присутствующих взглядом.) Смерть его была не напрасной! Надеюсь, она послужит нам всем примером – как поступать не следует. Совершенно ответственно я теперь могу вам всем заявить – в отличие от этого несчастного, мы всё делали правильно!
По залу прошло небольшое оживление. Внезапно, из толпы, перекрывая гул, раздаётся чей-то голос.
ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ. Получается, всю жизнь, проторчать в этом городе – было верным решением?
В зале повисает мёртвая тишина. КОРОЛЬ обводит присутствующих взглядом. ГОРОЖАНЕ с тревогой и надеждой глядят на КОРОЛЯ.
КОРОЛЬ (наигранно усмехаясь). Не знаю, даже, что ответить... И не потому, что у меня ответа нет. Смущает сама постановка такого вопроса, скрытая его суть – не было ли всё напрасно... Как эта мысль, вообще, могла кому-то в голову прийти!
КОРОЛЬ осуждающе смотрит на ГОРОЖАН. ГОРОЖАНЕ виновато опускают головы.
КОРОЛЬ. Нет, жизнь наша, в этом городе, прошла не зря... Только глупец может утверждать обратное! Или, в самом деле, кто-то считает, что если пойти по какой-то из дорог и там пропасть, то это придаст некий смысл его существованию? (Король недоуменно пожимает плечами.) Если такие есть - тогда, пожалуйста! Вперёд и с песней... (Небольшая пауза.) А ну-ка, напомните мне, кто тут – поставивший под сомнение наш общий выбор?
Толпа ГОРОЖАН выталкивает крикнувшего вперёд.
КОРОЛЬ. Вот он – наш герой! Похлопаем ему, товарищи!
КОРОЛЬ картинно аплодирует. В поддержку его, раздаётся несколько жидких хлопков.
КОРОЛЬ (резко заканчивая хлопать). Повествовали и будет! А теперь, как говорится, скатертью дорога! (Король указывает в сторону двери.) Насильно я здесь никого никогда не держал! Ну, иди, иди...
Кричавший отрицательно качает головой, делает шаг назад и снова сливается с толпой.
КОРОЛЬ. То-то же... (Облегчённо расправив плечи, Король снова обводит всех взглядом.) Да, жизнь наша прошла не так, как нам того хотелось. Не так, как мы планировали в молодости... Но, в той жизненной ситуации, в которую мы попали, нами было принято единственно верное решение! Нам не в чем самих себя упрекнуть! Мы правильно поступили, что никуда ни по какой дороге не пошли. Правильно сделали, что остались здесь... А если кто-то вдруг будет утверждать обратное, говорить, что ничего страшного за тем камнем нет - плюньте ему в глаза, не позволяйте сомнению овладеть вашими неокрепшими умами. Так будет лучше... Поверьте мне - вашему Королю...
КОРОЛЬ смотрит на ГОРОЖАН, а ГОРОЖАНЕ на КОРОЛЯ. Стоит мёртвая тишина.
Затемнение
Сцена 10
КОРОЛЬ смотрит на своих подданных, молча стоящих перед ним.
КОРОЛЬ (твёрдым тоном). У нас не должно быть ни малейших сомнений - мы всё в нашей жизни сделали правильно.
Какое-то время стоит тишина, внезапно прервавшаяся криком «Ура!».
ПЕРВЫЙ ГОРОЖАНИН. Ура-а-а...
Крик «Ура!» подхватывается и несколько раз повторяется другими ГОРОЖАНАМИ.
ВТОРОЙ ГОРОЖАНИН. Предлагаю выпить за мудрость нашего правителя!
ТРЕТИЙ ГОРОЖАНИН. Предложение принимается!
Все снова кричат «Ура!», затем поднимают пивные кружки и осушают их. ТРАКТИРЩИК наполняет одну кружку за другой, а ОФИЦИАНТ в белом фартуке, безостановочно снуёт по залу и меняет пустые кружки на полные, попутно успевая отмечать в блокнотике, кто сколько выпил. КОРОЛЬ, меж тем, через весь зал идёт к музыкальному автомату.
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОРОЖАНИН (поднимая наполненную кружку, когда Король проходит мимо него). Да здравствует Король!
КОРОЛЬ (в ответ, вскидывая вверх сжатый кулак). Да здравствую я! Кто за то, чтобы объявить сегодняшний день государственным праздником?
Раздаётся одобрительный гул.
КОРОЛЬ. Единогласно! Назовём его Днём... Э-э-э... Днём обретения смысла жизни!
Присутствующие громогласно кричат «Ура!» и пьют.
КОРОЛЬ (стоя возле музыкального автомата). Так, так... Что же из всего этого выбрать? Вот, пожалуй, подойдёт!
КОРОЛЬ опускает монетку в музыкальный автомат, выбирает нужную музыку и нажимает кнопку. Звучит мелодия «Эх, яблочко...». По залу проносится одобрительные выкрики.
КОРОЛЬ. Гулять - так гулять!
КОРОЛЬ, сдвинув корону набок, начинает танцевать. Снова звучит одобрительный гул, присутствующие хлопают в ладоши и щедро кидают на пол монеты.
Мелодия «Эх, яблочко...» играет всё быстрее и быстрее. КОРОЛЬ выделывает всякие кренделя, хлопает ладонями себе по груди, по бёдрам, затем идёт вприсядку.
КОРОЛЬ (не прекращая танцевать, поёт).
Эх, яблочко,
Да на тарелочке!
Два матроса подрались
Из-за девочки!
Два матроса подрались
Из-за девочки...
ГОРОЖАНЕ продолжают бросать на пол монеты.
КОРОЛЬ (поёт дальше).
Эх, яблочко,
Куда ж ты котишься?
К чёрту в лапы попадёшь,
Не воротишься!
К чёрту в лапы попадёшь,
Не воротишься...
КОРОЛЬ отбивает каблуками чечётку, а ОДИН ИЗ ГОРОЖАН, встав на ноги и достав из кармана толстую пачку купюр, по одной, кидает их под ноги КОРОЛЮ. Когда деньги в его руках закончились, этот ОДИН ИЗ ГОРОЖАН сначала начинает хлопать в такт музыке, а потом, неожиданно, запевает.
ОДИН ИЗ ГОРОЖАН (густым басом).
Эх, огурчики,
Да помидорчики!
Сталин Кирова убил
В коридорчике...
КОРОЛЬ (подхватывая эстафету, исполняет следующую частушку).
Эх, яблочко,
Да сбоку красное.
Доживу ль я до тебя,
Жизнь прекрасная?
Доживу ль я до тебя,
Жизнь прекрасная...
КОРОЛЬ танцует, пока играет музыка. Отыграв положенное, музыкальный автомат внезапно умолкает. КОРОЛЬ так же резко, словно налетев на какое-то препятствие, обрывает свой танец. Тяжело дыша, смотрит он в зал невидящими глазами.
Ещё немного похлопав КОРОЛЮ, ГОРОЖАНЕ, сперва – один, потом – другой, а затем и все остальные, стали подзывать к себе ОФИЦИАНТА. ТРАКТИРЩИК снова принимается наполнять кружки пивом, а ОФИЦИАНТ бегать по залу, разнося их по столикам.
КОРОЛЬ трясёт головой, чтобы прийти в себя, и оглядывается по сторонам, разглядывая присутствующих. Все, словно забыв уже выступление КОРОЛЯ, снова занялись поглощением пива и закусок. КОРОЛЬ опускает взгляд вниз, замечает разбросанные по полу монеты и банкноты, собирает их, сортирует, пересчитывает и рассовывает по карманам. Затем, подходит к барной стойке, встаёт рядом, облокотившись на неё, и отрешённо смотрит на людей в зале.
ТРАКТИРЩИК. Что стоишь, как неродной, Ваше Величество... (Наполнив кружку пивом, Трактирщик ставит её перед Королём.) Пей! За счёт заведения!
КОРОЛЬ (доставая из кармана пачку купюр). Да, у меня, собственно, сегодня деньги есть...
ТРАКТИРЩИК. Спрячь! Я угощаю.
КОРОЛЬ пожимает плечами, убирает деньги в карман, берёт кружку и делает глоток.
ОФИЦИАНТ (подбегая к барной стойке). Отличная речь, Ваше Величество! Вдохновляющая, духоподъёмная... Проняло, аж до самого сердца... (В подтверждение своих слов, Официант прикладывает руку к груди.) Всё, значит, остаётся без изменений, продолжаем и дальше в том же духе?
ТРАКТИРЩИК (не переставая наполнять кружки пивом, отвечает вместо Короля). Продолжаем, продолжаем... Неси кружки, пошевеливайся – люди ждут! (Трактирщик двигает наполненные кружки по прилавку в сторону Официанта.) Чем народу ещё заняться, коли все дороги в жизни перекрыты?
ОФИЦИАНТ согласно кивает, берёт кружки с пивом и уносится с ними по направлению к столикам.
КОРОЛЬ (задумчиво повторяя слова Трактирщика). Все дороги в жизни перекрыты...
ТРАКТИРЩИК. Так сложилось, что поделаешь? Пришлось привыкать, как-то приспосабливаться к обстоятельствам... Поначалу было хреново, когда мы все только-только собрались возле этого камня, потом понемногу стало отпускать. Впрочем... (Трактирщик машет рукой.) Кому я это рассказываю... Вы ж по себе всё это знаете, Ваше Величество.
КОРОЛЬ. Ещё бы!
ТРАКТИРЩИК. Слава Богу – сейчас уже легче... Бывает, конечно, что накатит порой...
КОРОЛЬ. Обычно, это по ночам.
ТРАКТИРЩИК. Да, как правило, ночами... Но, всё равно, не сравнишь с тем, что раньше было... А, вот, увидите, Ваше Величество, пройдёт ещё лет двадцать-тридцать, и мы будем называть пережитое старыми, добрыми временами.
КОРОЛЬ. В этом-то и вся трагедия.
ТРАКТИРЩИК. Не понял, Ваше Величество!
КОРОЛЬ. Вот и хорошо... (Король оглядывается в зал.) Дай Бог, им тоже этого не понять. (Король снова поворачивается в сторону Трактирщика.) Если не секрет, кем ты был раньше? До всего этого...
Пауза.
ТРАКТИРЩИК (опустив взгляд, сдавленным голосом). Музыкантом...
КОРОЛЬ сочувственно похлопывает ТРАКТИРЩИКА по плечу. Затем, через барную стойку обняв ТРАКТИРЩИКА рукой за плечи, КОРОЛЬ прижимается к его лбу своим. Через некоторое время, отпустив ТРАКТИРЩИКА, КОРОЛЬ делает глоток из кружки и отходит от барной стойки. Вглядываясь в лица присутствующих, КОРОЛЬ проходит сквозь зал, но снова никто не обращает на него никакого внимания. Подойдя к двери, КОРОЛЬ, привалившись плечом к косяку, смотрит в зал, на своих подданных. В этот момент, кто-то обращает на него внимание.
ПЯТЫЙ ГОРОЖАНИН (поднимая кружку с пенной шапкой). За Ваше здоровье, Король!
В ответ, КОРОЛЬ улыбается и благодарно кивает.
Больше о КОРОЛЕ никто не вспоминает. Ещё какое-то время, с задумчивым выражением лица, КОРОЛЬ смотрит в зал, забитый курящими, пьющими пиво и что-то горланящими ГОРОЖАНАМИ. Между двумя ГОРОЖАНАМИ вспыхивает небольшая потасовка. ТРАКТИРЩИК с ОФИЦИАНТОМ, по-быстрому, её гасят и рассаживают драчунов подальше друг от друга.
КОРОЛЬ садится на корточки, привалившись спиной к стене, и обхватывает голову руками. Сидит так, с грустью и тоской глядя в зал. Затем КОРОЛЬ встаёт на ноги, снимает с головы корону, разглядывает её, в одном месте трёт обшлагом рукава. Наведя блеск, КОРОЛЬ вешает корону на вбитый в стену гвоздь, и уходит, тихо затворив за собой дверь.
Затемнение
КОНЕЦ
Новосибирск. Октябрь 2025 г.
Свидетельство о публикации №225102500403