Барокко. Слово или архитектура

Архитектура барокко славится своей детализацией, величием и экстравагантностью.

Но почему она так выглядела?

Ещё  в 17 веке она  должна была помешать вам читать слишком много книг...

В начале 16 века католическая церковь подверглась нападению.

Немецкий священник по имени Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов — систематическую критику всего, что, по его мнению, было неправильным в католической церкви.

Это было в 1517 году, и началась революция.

И он был не один. Были также француз Жан Кальвин, немец Андреас Карлштадт и швейцарец Ульрих Цвингли.

Их объединяла вера в то, что католическая церковь слишком далеко отошла от того, что на самом деле говорила Библия и что на самом деле представляло собой учение Иисуса.

Но в этом не было ничего нового.

Англичанин по имени Джон Уиклиф говорил почти то же самое в 1300-х годах, а через столетие после него пришел чешский реформатор Ян Гус.

У Гуса было много последователей, и они долго терпели, но начатое им движение так и не вышло за пределы его родины.

Так что же изменилось? Печатный станок передвижного типа.

Впервые он был изобретен Иоганном Гутенбергом в 1450 году и в течение нескольких десятилетий стал общепризнанной технологией.

Это позволило идеям Лютера и других достичь огромного числа людей - и быстро.

Так и произошло — «95 тезисов» были опубликованы по всей Европе.

В то время как предыдущих реформаторов можно было заставить замолчать казнью или сожжением относительно небольшого количества экземпляров их произведений, тысячи листовок, выпускаемых типографиями, остановить было невозможно.

Эти реформаторы - протестанты - сосредоточили свое внимание прежде всего на письменном слове.

Они считали, что Библия содержит все необходимое для христиан, и что католическая церковь слишком много добавила к первоначальному Священному Писанию.

Их идеи прижились, и тысячи присоединились к Реформации.

Центральной частью Реформации был перевод Библии ( ранее она была только на латыни ) на распространенные языки, будь то немецкий, французский, английский или испанский.

Что касается религиозного искусства, Лютер не возражал против него. Но его современники придерживались гораздо более жесткой точки зрения.

Джон Кальвин, Андреас Карлштадт и Ульрих Цвингли считали все религиозное искусство идолопоклонством и стремились запретить его. А то, что уже существовало, говорили они, должно быть уничтожено.

Итак, для тех протестантов, которые думали, что письменного слова достаточно, большая часть их революции заключалась в удалении искусства из церквей.

Подстрекаемые идеями Кальвина и Карлштадта, они уничтожали религиозное искусство народными восстаниями.

Сохранились свидетельства этого иконоборческого движения - статуи были испорчены, окна разбиты, чучела сожжены.

Религиозное искусство, как считали многие из этих реформаторов, было частью испорченного христианства.

Картины XVII века Питера Янса Санредама показывают нам, какими были церкви после этого массового уничтожения религиозного искусства, с побеленными стенами и голыми интерьерами.

Они стали скромными местами, где достаточно было одних слов.

Католическая церковь отреагировала на протестантизм несколькими способами, не в последнюю очередь созданием римской инквизиции в 1542 году, которая должна была искоренить и уничтожить ересь в Италии.

Но они также стали уделять больше внимания искусству как религиозной и политической силе...

Конечно, искусство всегда использовалось для достижения таких целей, но именно из-за неодобрения протестантами религиозного искусства католическая церковь так глубоко осознала ту роль, которую оно играло.

И поэтому они начали осуществлять очень сознательный контроль над ним - больше, чем когда-либо прежде.

Именно в этой среде в конце 1500-х и начале 1600-х годов возникла архитектура барокко - глубоко католический стиль, который полностью противостоял голым церквям протестантов.

Здесь мы видим разыгравшуюся в архитектуре теологическую и культурную войну.

В то время как церкви Кальвина и Цвингли были в основном функциональными местами для собраний, церкви в стиле барокко стали дворцами эстетического наслаждения.

Подъем протестантизма заставил католическую церковь более глубоко осознать свою собственную идентичность, и поэтому они удвоили ее.

Новый религиозный орден под названием «Общество Иисуса» — иезуиты — был основан в 1540 году как прямой ответ на Реформацию.

Они были горячими сторонниками Папы и стремились подтвердить и защитить католицизм; Иезуитские церкви были самыми барочными из всех.

Это были церкви не слов, а чудес.

Архитектура барокко обращалась к эмоциям и чувствам, отсюда и изобилие искусства и деталей.

Все это золото и мрамор должно было убеждать верующих красотой, а не книгами.

Архитектура барокко уходит своими корнями в неоклассический стиль эпохи Возрождения — в ней использовались округлые арки, классические ордера, фронтоны и все прочие атрибуты римской и греческой архитектуры.

Только с новым динамизмом, декадентством, размахом и щедростью, невиданной ранее.

Воплощением всего этого являются работы скульптора Джанлоренцо Бернини.

Трудно не рассматривать «Экстаз святой Терезы», созданный в 1652 году, как ответ — пусть и косвенный — на многочисленные статуи, испорченные иконоборцами в предыдущем столетии.

Бернини также создал Балдахин Святого Петра и Кафедру Святого Петра.

Этот стиль, каждая поверхность которого покрыта декадентским орнаментом, не может быть дальше от простого интерьера протестантских церквей. Доказательство, если необходимо, мощности архитектуры для отправки сообщения.

Архитектура барокко славится своей детализацией, величием и экстравагантностью.

Но почему это так выглядит?

Ну, еще в 17 веке это должно было помешать вам читать слишком много книг...

Барокко было полным объятием религиозного искусства, гораздо более экстравагантным и богатым, чем все, что существовало до Реформации.

Все это можно проследить до революционной силы печатного станка - архитектура барокко была ответом на письменное слово.


Рецензии