Послесловие о Владимире Высоцком

                "Я не уйду от вас, и не надейтесь, я буду с вами".*

     25июля 1980г. Такого паломничества на прощании с артистом, как с Владимиром Высоцким, Москва ещё не знала. Неожиданное, поначалу просто непостижимое, скорбное известие потрясло всю страну. При том, что никаких официальных сообщений не было, и в Москве проходила Олимпиада, реки людей, стекавшиеся от станции метро, заполонили площадь напротив Театра на Таганке.
     Ранний, в зените славы уход Высоцкого стал потрясением для всей страны. Высоцкий – выразитель чувств народа обладал таким мощным душевным запасом, которым он мог ещё долго делиться. Его артистический, поэтический дар год от года набирал всё большую силу, раскрываясь всё ярче. Но вдруг «струна оборвалася…».
     Люди, для которых Высоцкий был своим, родным и понятным, не могли свыкнуться с новостью, что человек, песни которого знала наизусть вся страна, хрипатый голос которого доносился из каждого окна, ушёл из жизни в 42 года, не допев, не досказав, не доиграв. И «Всё то, что он не дорешил, осталось недорешено».**
     Кем был Владимир Высоцкий для поколения «эпохи застоя»?
     Высоцкий был одним из самых спорных и самых обсуждаемых артистов страны, но никого он не оставлял равнодушным. Он собирал стадионы, попав в нерв времени и став культурным феноменом. Им восхищались и его не признавали. Для кого-то он был кумиром, провозвестником, говорящем на уровне душ, близким и понятным. Кто-то не принимал его, называя горлопаном; кто-то не мог понять, почему его песни звучат повсюду. «Да и кто он такой, – всего лишь исполнитель собственных песен под гитару, один из авторов в модном жанре «бардовской песни».
     Да, он был истинным бардом, восходящим своим многогранным талантом к древним сказителям, глашатаям истины, рыцарям правды и добра, провозглашавшим мир и любовь. Яркая неординарная личность. Его сильный, своевольный характер проявлялся и в его героических балладах о высшем проявлении человеческого духа и в лирических и сатирических песнях.
    Высоцкий был голосом советской эпохи. Самобытный талант – синтез мысли, слова, рифмы и человеколюбия. Он был истинно народным поэтом, потому что хорошо знал нашу жизнь и мог лаконично, достоверно в одной фразе отразить целую судьбу. Творчество Высоцкого – подлинная энциклопедия жизни в СССР. Но и сегодня Высоцкий, голос которого включает внутреннюю хронику, резонирует с народным кодом.
    Для многих, переживших потрясение от этой новости, вдруг открылся глубинный смысл стихов Высоцкого, где было много знаков – предвестников его скорого конца. Одно его произведение «Райские яблоки» чего стоит!
«Я когда-то умру – мы когда-то всегда умираем.
 Как бы так угадать, чтоб не сам – чтобы в спину ножом:
 Убиенных щадят, отпевают и балуют раем…
 Не скажу про живых, а покойников мы бережём».(1977г.)
 «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт,
А, если в точный срок, так в полной мере».
«С меня при цифре 37 в момент слетает хмель,
– Вот и сейчас – как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лёг виском на дуло» ***. пел он, весело наяривая на гитаре.(1971г.) 
«Но что-то кони мне попались привередливые –
И дожить не успел, мне допеть не успеть...
Чуть помедленнее, кони!» (1971г.)
«Я прожил целый день в миру потустороннем…
Я и сейчас затосковал, хоть час – оттуда…
… Я сам шальной и кочевой, а побожился:
Вернусь, мол, ждите, ничего, что я зажился.» (1975г.)
     От его бравады холодок бежит по коже. Не то, чтобы он заигрывал с судьбой, но имея сокровенный опыт, не пасовал, не трясся за свою жизнь, а хотел жить и выполнять своё предназначенье. «Я хочу только одного – быть поэтом и артистом для народа, который я люблю, для людей, чью боль и радость я, кажется, в состоянии выразить, в согласии с идеями, которые организуют наше общество». Из письма В. С. Высоцкого секретарю ЦК КПСС П. Н. Демичеву (лето 1973 года).
     Он спешил, зная, как у него мало времени. Но не успел...
     Прощание было назначено на 28 июля в родном для артиста Театре на Таганке.
     С раннего утра площадь перед театром, была заполнена народом. Для порядка нагнали много милиции. В воздухе висела всеобщая скорбь.
     Среди многочисленных почитателей Владимира Высоцкого была Евгения – молодая женщина, для которой он был не просто кумиром, а центром Вселенной. Когда Высоцкий стал широко известен, она, побывав на одном из его подпольных концертов, попала под действие его магнетизма.  Став его преданной поклонницей, Женя присоединилась к группе таких же очарованных фанатов и не пропускала ни одного его концерта. Она покупала билеты за безумные деньги, отпрашивалась с работы, бросала семью, маленького ребёнка, только чтобы побывать на его концерте в другом городе.
     Уход Высоцкого был для неё ударом сильнее чем потеря родителей. Женя была проста убита горем, её жизнь утратила главную ценность – возможность видеть его, слышать этот голос, ждать его новых песен. Она чуть не покончила с собой.
Сколько прошло времени, пока Женя была как потерянная, она и не заметила, как вдруг Высоцкий стал приходить к ней во сне как живой.
Когда он пришёл впервые, сказал ей так просто, как своей хорошей знакомой, с которой они расстались только вчера: «Жень! Вот написал новую песню. Послушай, что скажешь?»
     Для неё было шоком увидеть Высоцкого живым. Как же так, она была на той площади, она помнила эту траурную процессию, могилу на Ваганьковском кладбище, к которой она носила цветы, и вдруг он – живой! Она проснулась, перепуганная до смерти, не зная, что и подумать. Но на следующий день всё повторилось как вчера. Он зашёл в дверь на кухню, взял табуретку, сел, тронул струны гитары и запел своим характерным голосом.
     Так продолжалось больше месяца. Женя никому не говорила о своих снах, боялась, что её признают сумасшедшей и отправят лечиться. Но в конце концов, она не выдержала и рассказала на работе коллегам. На неё смотрели как на ненормальную. Но к счастью, её признание спасло от умопомрачения, ночные визиты прекратились.
     «Как жалко, что она не смогла записать его стихи, – думали подруги, когда узнали от Жени эту историю. – Случай феноменальный, больше месяца – это примерно тридцать песен! Но как записать, то что было во сне. Чаще всего мы даже самого сна не помним. А записать услышанную во сне песню – это вообще выше человеческих способностей».
     Но, оказалось, что после своего ухода Высоцкий ко многим приходил в их снах. Читал свои новые стихи, играл на гитаре, пел.
Конечно, людям неверующим, которые никогда не сталкивались с проявлением тонкого мира, такие откровения кажутся бредом сумасшедшего. Но те, кто хоть раз ощущал прикосновение духа, не говоря о людях с сверхчувственным восприятием, – да те же композиторы, поэты, черпающие вдохновение из духовного мира, записывающие диктовки, понимают о чём идёт речь. «Пoэт в Poccии – больше, чeм пoэт»****. Oн нe пpocтo cтиxocлaгaтeль, a пpopoк, пpизвaнный «глaгoлoм жeчь cepдцa людeй». O тoм, чтo пoэты oблaдaют пpopoчecким дapoм, извecтнo c дpeвнeйшиx вpeмeн. Из какого Источника черпают они вдохновенные строки?
     Для обыденного сознания кажется странным предчувствие перехода в потусторонний мир. Но эта способность роднит великих поэтов.  Лермонтов, Есенин Анна Ахматова, Николай Рубцов. Владимир Высоцкий пополнил когорту избранных поэтов, отмеченных Небом, посланных в мир глашатаев. Перейдя за последнюю черту в 42 года, Высоцкий не допел, не досказал. Ему не хватило времени, отпущенного небесами, он рвался назад чтобы допеть, досказать, доиграть.
     Это невероятно, но всё-таки собрать целую книжку посмертных стихов Владимира Высоцкого смогла Вера Владимировна Зражевская. О том, как это ей удалось, она рассказала в доверительной беседе своему попутчику в поезде Москва – Петербург экстрасенсу Анатолию Васильевичу Мартынову. Она рассказала, как происходили контакты и считала, что стихи ей надиктовывала душа Высоцкого.  Вера Владимировна слышала голос Высоцкого и записывала стихи под его диктовку. Ей удалось записать 323 стихотворения в духе прижизненных произведений Высоцкого.
Вот несколько этих стихотворений.

Мотаясь меж звёздами взад и назад,
Я руки тяну к Земле.
Пока ещё близко, пока ещё взгляд
Прикован, привязан к тебе.
Что далее будет, неведомо мне,
Пока же — огни… огни…
Мы в этих лучах, как и на Земле мгновенья,
Но будем одни.
Продиктовано в ночь с 14 на 15 января 1982

Я выбирал друзей не тех, не тех, не тех.
Искал любви большой не там, не там, не там.
Как горек был всегда мой смех, мой смех,
Как светлый помысел летел к чертям, к чертям, к чертям..
24 ноября 1982 года

Я напугал тебя? Не так уж это страшно.
Пока кометы нет и нет Потопа.
Как уберётся зло, уже не важно,
Но красный конь по небесам протопал.
Русь будет жить! Всю пену волны смоют...
...грядущее для вас окажется хорошим.
16 ноября 1990

Я в ашраме дальнем-дальнем.
Связан словом. Не своим.
Ну, не будь такой печальной –
Всё же в снах поговорим.

Я прийти уже не смею,
Только мысль пошлю свою.
Мой Восход уже алеет,
Я закон не преступлю.

Помнить можно. Мысль – тоже.
Мысли обреки в слова,
И поймёшь, на что похожа
К дальним подступам тропа.

Легче мне прийти негласно –
Звук земной отбросим прочь.
Если бы ты была согласна
Провести со мною ночь!

Встретиться вдали, у Неба,
Где вибраций нет земных…
Я давным-давно уж не был
В чувствах и словах иных.

Кроме мысли, кроме света,
Кроме дела и борьбы
Ничего со мною нету,
Даже простенькой ходьбы.

Что зовётся человечным
Отодвинулось давно.
Знай всё это – не навечно:
Будет, будет нам окно!
14 января 1995

Спасибо, что дала через себя смотреть!
Я принимал, как ты, и я с тобой согласен.
Не мало пряников, хоть где-то есть и плеть.
Так было, так должно. Им путь мой "ясен".
Мы с Бродским вместе здесь. Я далее шагнул,
Теперь ему дорогу освещаю.
Он во плоти поболее загнул.
Я помогу ему, я обещаю!
25 января 1998 года

Трагедии нет. Всё в прошлом.
Я крепко стою в стременах,
А наяву-то во всех временах.
Жалко вот, кони, любимые кони
Больше не будут... Совсем я в разгоне.
Жалко, что в явь не могу воплотиться,
Чтобы Земле до земли поклониться.
Жалко. Но это вовсе не жалость.
Просто всё это во мне осталось.
Может, уйдёт. А может, навеки.
Будьте же счастливы, вы, человеки.

    Нет сомнения, что так мог написать только он! Это голос его бунтарской души, которой не свойственен покой.
    25 января 1998 года, в день шестидесятилетия со дня рождения Владимира Семёновича, было передано пять стихов: три важных и два – специальные ласковые слова для Веры Владимировны. И на этом связь закончилась.
    После смерти Зражевской наследники передали рукописи Анатолию Мартынову. В 2009 году в память о В.В. Зражевской Мартынов переиздал уникальный сборник стихов Владимира Высоцкого «ПОСЛЕСЛОВИЕ» *****.

...................................................
*Песня Высоцкого.
Я НЕ уйду от вас, и не надейтесь.
И не ставьте мне поклонный крест.
Лучше над собой в душе посмейтесь.
Для меня Голгофа – Эверест.

** Строки из стихотворения «Прерванный полёт» 1973г.
*** «О фатальных датах и цифрах» или «О поэтах и кликушах». 1971 г.
**** Евгений Евтушенко.
*****ПОСЛЕСЛОВИЕ. Зражевская В.В., Мартынов А.В.
Калининград, "Янтарный сказ", 2008, 238 с. Уникальный сборник всех посмертных стихов Владимира Высоцкого, записанных Верой Владимировной Зражевской.


Рецензии
P/S При встрече с Анатолием Васильевичем Мартыновым у меня была с ним беседа на эту тему. И книжку «Послесловие» я приобрела у него. Но пришлось подарить её знакомому поэту.

Мирраслава Тихоновская   25.10.2025 08:25     Заявить о нарушении