Часто, когда пишут о гибели Марины Цветаевой, звучат обвинения в адрес сталинского режима Хочется напомнить, сославшись на книгу «Две судьбы: Цветаева и Гиппиус", как Зинаида Гиппиус страшно боялась, как бы гениальная Цветаева не перехватила у неё пальму первенства. Очередь на цветаевское выступление в Париже в феврале 1926 года стояла как на концерты Шаляпина. В арсенале же Гиппиус были только базарно-бабские приёмы. Буквально каждому жена Мережковского рассказывала сплетни про Цветаеву и называла ее «шалой бабой». Добило Цветаеву приклеившееся к ней звание «Царь-дуры» (какой-то умник перефразировал название её поэмы «Царь-девица»). Стихи Цветаевой у всех на слуху, а тем, кто пытается реабилитировать творчество Мережковского и Гиппиус, стоит напомнить, как та писала про себя в стихотворении «Она»:
В своей бессовестной и жалкой низости,
Она как пыль сера, как прах земной.
И умираю я от этой близости,
От неразрывности ее со мной.
Она шершавая, она колючая,
Она холодная, она змея.
Меня изранила противно-жгучая
Ее коленчатая чешуя.
О, если б острое почуял жало я!
Неповоротлива, тупа, тиха.
Такая тяжкая, такая вялая,
И нет к ней доступа — она глуха.
Своими кольцами она, упорная,
Ко мне ласкается, меня душа.
И эта мертвая, и эта черная,
И эта страшная — моя душа!
1905 г.
На эти стихи я написала эпиграмму:
Сверкая кольцами, ползла упорно
К Парнасу Гиппиус, Цветаеву душа.
Какой противно-жгучей и убогой
Была колючая ее душа!
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.