Утешение русской души. Финал

             Утешение русской души.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино
Перенесёмся мысленно в бывшее село Владыкино – в то место, что рядом с Окружным мостом. Зрелище, прямо сказать, невесёлое. Только вдруг, у моста, словно сказочное видение, «вырастает» маленький Храм  цвета пламени...
Уцелела Святыня в годы повального безумия, охватившего страну беснования, разрушений повсеместных! И потом, когда «под видом» строительства парка снести хотели…
 Храм напоминает о Её приходе в мир – оттого и такое название очерка. Ведь без Неё – без Её свободного волеизъявления никогда  не свершилось бы спасения нашего...   
  Икона, иконостас, храмовое пространство, как написал  в своём главном труде бесовской властью убиенный П.А.Флоренский, -                «окно  в Царствие Небесное». Кажется, здесь,  в маленьком Храме цвета пламени, ощущается это с особенной силой. Возникает ощущение, что пространство внутри больше, чем снаружи, что «мерок» земных здесь как будто бы и нет вовсе. (У автора с этим чудным и чудесным местом неразрывно связаны судьбоносные события много выстрадавших героев повести).
  Храм в честь Пресвятой – оттого здесь великое множество Образов Ея! Казанская, что словно звёздочка на небе мерцает.  Донская, Иверская, Смоленская,  Утоли моя печали, Нечаянная Радость и ещё … какое удивительное название -   Скоропослушница! Матерь Божия – Заступница во все времена и вне времени. Заступница во всех скорбях и неурядицах! …
   А приделы в Честь Сил Бесплотных – Главы Воинства Небесного и Благую Весть Принесшего.
  Великий Пост – время, когда во многих храмах в центре Христос  в терновом венце. Здесь Образ Сей всегда – не стене начертан. А ещё – Моление о чаше…
 Напоминание  - и не только, как сказал поэт, «во дни печальные Великого Поста» -  о том, что каждый из нас грехами своими Христа распинает, вовсе  о том  не задумываясь. 
  А ещё многие Образы Святые написаны здесь словно на той «грани», что не позволяет «наделить» их грешной плотью и страстями грешными, как на изображениях западных; и в то же время обратиться к самому высокому, что есть в душе на земле живущих.   
Образы Царицы Небесной воплощают красоту лица, не «разжигающую чувственные страсти», а, как написал великий К.Р., побуждающую «восхвалять Бога, создавшего такую красоту».
  Это соединение смысла иконы и чувств души человеческой в изображениях Христа перед Крестной Смертью, позволяет, наверное, с большей силой ощутить Страдания Его, за наш грешный мир  принятые.
   Да, сейчас, Слава Господу, восстанавливается великое множество Святынь, в годы беснования порушенных; возводятся новые, превращая безликие спальные районы в осмысленное пространство. А здесь, говоря языком одного из старейших звонарей, «молитвенное бдение», никогда не прекращалось.
Только не могли некоторые образы появиться до главной трагедии века окаянного.                (Как и в большинстве храмов, конечно). «Присоединились» к Древним Святым и к Силам Бесплотным Мученики и Исповедники  окаянного века богоборческого.
  У входа Образ Святой Семьи Царской, палачами хасидскими убиенной. (Сейчас об этом знают многие). Царица и дочери её в одеянии сестёр милосердия - так ведь и было в годы Пожара Мирового. А Государь и Цесаревич в одеяниях воинских – воины Великой России, воины Христовы, за веру муки принявшие. Царственные Великомученики ныне почти во всяком храме на нас, нынешних, со стен взирают – да только такого Образа доселе видеть не приходилось…
  А встречают всех, в Храм цвета пламени входящих, Истинные после Христа                и Пречистой Матери Его Хозяева. На полигоне смерти близ села Бутова Мученическую Кончину принявший  Настоятель Иоанн (Хрусталёв) и в ссылке земную жизнь окончивший Дьякон Сергий  (Станиславлев).
  Одна лишь мысль о том, что Мученики Христовы, на нас  с церковных стен смотрящие, служили здесь менее века назад – как недавно по сравнению с почитаемыми каждым христианином святыми древними... Мысль о том, что есть, возможно, среди прихожан видевшие Мучеников во время их земной жизни,  в трепет невольно приводит.                При взгляде на Священномучеников снова и снова приходят нерадостные размышления: на какие жертвы каждый из нас за Христа Распятого и Воскресшего, за Христа, за грехи наши на Крест восшедшего,  готов... 
  Два Образа Ангела Господня – один в руках с Книгой, другой – со свитком. Словно ещё одно напоминание о том, что Свет Христов просвещает всех, что слово «образование»  от Образа происходит, что Истинная Вера от жажды познания Промысла Божьего неотделима, что не могут истинная  наука и Истинная Вера сражаться за душу человека. Потому что, как написал Великий Поэт и Воин Н.С.Гумилёв, «всё в себя вмещает человек, который любит мир и верит в Бога». Напоминание – вразумление, даже! … 
Что ещё сказать об этом чудном и чудесном Доме Божием?! Что со Святыней сей неразрывно связан Образ Матронушки Анемнясевской, с детства скорби великие, страдания от нелюбящей семьи  со смирением принявшей. (Немыслимым кажется, что можно так чадо собственное ненавидеть. Такие «родители», явно, как в народе говорят, Бога забыли). Здесь словно встречает Матронушка всех, в Храм входящих.   На Иконе рядом с Храмом цвета пламени,  в честь  прихода в мир Пречистой возведённом, написан  Образ Святой Страдалицы.  А рядом с Храмом в честь претерпевшей великие скорби Святой  Часовня возведена.
Там же  - в пространстве между Храмом Богородичным и церковной лавкой вся история Святыни отражена. И земная жизнь  смерть за Христа принявших и к Лику причисленных Священномучеников Иоанна  и Сергия...
  А ещё можно прочитать здесь о четырёх волнах репрессий.
 Какое слово подходящее – «волны»! Невольно вспоминается штормящее море. Время между громадными волнами - лишь миг один. А в этот миг  - преддверие новой волны, что может стать роковой, смертоносной!
 Так и с Церковью нашей многострадальной, столько лет слугами антихриста гонимой!
 Да и ныне  говорить, что  «море спокойное», конечно же, заблуждением было бы, самообманом...
 А Храм, во имя Прихода в мир Заступницы рода христианского, Царицы Небесной не разбился о рифы богоборчества и лживой пропаганды. И «плывёт», средь штормов, бурь беснования и клеветы, на Церковь, на веру возводимой.  Уцелела Святыня в годы оголтелого богоборчества и годину войны, во времена «гнилой» «оттепели»                и удушливого застоя. 
  Средь волн моря житейского и раздающихся со дна бесовских воплей  «плывёт»  и души людей спасает! (См. также «Северо-восток, дорогу к Храму нашедший» или «Родники Русской     Святости»
 Да будет так до Конца Времён!...
   Пресвятая Богородица!   Спаси нас!
Святые Иоаким и Анна! Святые Силы Бесплотные! Молите Бога о нас, о России многострадальной!!!
              Церковь Троицы Живоначальной.
Патриаршее Подворье, что на Святоозёрской  улице…
Когда в Святое  озеро погружаешься, а потом отплываешь подальше, то видишь кресты сразу двух святынь. Небольшой Церкви в честь Образа Матери Божией Живоносный Источник – ей-то на берегу озера быть «положено».
А второй  чуть подальше – через сквер и ту самую Святоозёрскую улицу. Возвышается над всем районом Храм Живоначальной Троицы Патриаршего Подворья.  Храм цвета золотистых небес на рассвете, когда вот-вот покажутся солнечные лучи…
     Разумеется, первое, что видит каждый, с молитвой входящий,  - главный Храмовый Образ – Образ, так похожий на Тот, Андреем Рублёвым написанный, воплотивший Любовь и Совершенство.
  Россия – Удел Пресвятой Богородицы - потому здесь, как и в каждом православном храме, Образы Её, над  Россией просиявшие. Один из них – Казанский.   
 И, конечно, Образы Мучеников первых веков, по приказу нечестивых языческих императоров убиенные.
 Святой Целитель Пантелеймон, Святой Воин Георгий и Молодой Воин, имя которого знают далеко не все. Вот о нём и расскажем…
     Есть среди наших, русских фамилий одна довольно часто встречающаяся – Уваров. А ведь она  от имени происходит. В романе И.С.Тургенева «Накануне» есть некий Увар Иванович. А Святой покровитель тех, кто так именуется, - Святой Мученик Уар,в третьем веке мученическую, без преувеличения «лютую» смерть от рук озверевших язычников за веру Христову принявший.
   И здесь, в этом величественном Храме цвета золотых небес на рассвете – в одном из очень немногих - каждую неделю, кроме Великого Поста, конечно, читается Канон Мученику Уару. Читается за тех, что по  неразумению, своему или родительскому, в Жизнь Вечную без Святого Крещения ушли. Или о хороших людях иной веры, что рядом с нами жили…
  Вдумаемся… Какая великая, беспредельная Милость, Христом дарованная! Милость молиться об упокоении тех, что при земной жизни креста не носили; хочется сказать: о Христе не слышали, не знали, только вряд ли  такие сейчас есть. О душах тех, что, как сказано в Молитве, пребывают в «вечной тьме», чтобы хоть «лучик» света вечную тьму рассеял.  Они, за кого мы молимся, правда, хорошими людьми были, только Свет узреть не сподобились - часто не по своей вине  - ведь  нам не одно  десятилетие  внушали, что Бога нет, что принимать Святое Крещение – пережиток, удел неграмотных. И стал Святой Мученик Уар для жестоко обманутых единственным упованием, той самой «соломинкой»… в посмертии. (Чтобы за умерших некрещёных читать молитву Оптинского Старца Льва, к Самому Господу обращённую, должно получить благословение, которое не всякому даётся.    И первый раз всё равно как-то не по себе. Хочется сначала ещё раз причаститься. Возможно, это только личное). 
 Мученическая кончина Святого Уара «дала шанс» в посмертии сначала языческому роду знатной женщины Клеопатры, которая не оставила растерзанное тело Мученика                на съедение  псам, а похоронила в родовой усыпальнице; а потом тысячам других,   во время земной жизни Света «не коснувшихся»! 
  И читается Канон, чтобы по молитве Святого, души, Света на земле не узревшие,                избавил от «вечной тьмы» Всемилостивый Владыко! 
   И  предстоит пред Живоначальной и Нераздельной Троицей Мученик Уар и просит Милостивого Бога за близких наших, земная жизнь которых прошла без Знаменья Креста. И нас, грешных, вразумляет!
   Святой Мученице Уаре. Моли Бога об ушедших в Жизнь Вечную без Святого Крещения сродниках наших. И о нас, грешных. (См. также «Небесное в земном отразившееся»).
     Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.
С Пресвятой Троицы – Основы мира начали  - Ею и завершим небольшую беседу нашу.
Упование мое — Отец, прибежище мое — Сын, покров мой — Дух Святый:
Троице Святая, слава Тебе!


Рецензии