О грехах дьявола
Далее мы выяснили, что грешить в человеческом понимании, дьявол не может, поскольку является носителем абсолютного зла, проявлением которого есть грех как действие. Иначе говоря, он воюет против Бога и людей, потому что таково свойство его природы. Покаяние для Люцифера невозможно, поскольку ему всякое обращение к Богу противно по самой сути. В этом смысле грех дьявола заключается в том, что он сознательно и целеустремленно творит зло. В отличие от Люцифера, не бывает абсолютно добрых и злых людей. В человеческой природе идет постоянная брань между злом и добром. У дьявола такой брани нет. Поэтому грехи человека являются не действием его природы, как у сатаны, а следствием произволения, то есть свободного выбора. Исходя из этого, нельзя назвать дьявола грешником, в человеческом понимании, тем более, что природа ангелов, каковым является Вельзевул, и природа человека совершенно отличаются. Уже в силу этого, дьявол не может грешить как люди. Однако, лукавый является причиной наших грехов в том смысле, что возбуждает через страсти порочные помыслы, переходящие в грех. Если греховность сатаны проистекает из злой природы, то грехи людей рождаются под влиянием мира, с его страстьми и похотьми, посредством органов чувств, которых у Люцифера нет. Как мы видим и корни греха у людей и дьявола – разные.
Вот, вкратце, о чем мы говорили в прошлый раз. Однако такая точка зрения вызвала крайне негативную реакцию современных гностиков, которые решили, что подобное мнение есть оправдание дьявола и противоречит Священному Преданию. И ничтоже сумняшеся, руководствуясь собственными представлениями, объявляют дьявола "грешником", а не согласных с их мнением - манихеями и безбожникам, как, например, "богословы" «Алитеи» - одного, считающего себя научно-богословским, ресурсов ВК. В обоснование своего мнения они ссылаются на поучения Отцов и выдержки из Писания. Например, апостола Иоанна: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3:8); поучение святителя Иоанна Златоустого: «Так как диавол прежде всех обратился к греху, то всякий, действующий греховно, совершает его дело» и пророка Иезекелия: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иез.28:14-17).
Казалось бы, доводы богословов «Алитеи» весьма убедительны и возразить на них нечем. Но это поверхностный взгляд на проблему. Я предлагаю разобраться в этом вопросе по серьезному. Непонимание или ложное толкование природы зла и греха, источником которых является дьявол, не позволяет вести с ним искусную брань, а значит человеку невозможно бороться с причинами греха. Напомню, что главной критике "Алитеи" подверглась идея о том, что дьявол не может грешить (при этом лукаво опускалось существенное дополнение – грешить как человек). Начнем обзор с Иоанна Богослова, который писал: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил». Несомненно, что всякий грешник – от дьявола, поскольку сатана виновник всех грехов в мире. Не от Бога же мы грешим. Но быть виновником человеческих грехов и грешить ими – совершенно разные вещи. Например, крыса является разносчиком чумы, но она ею не болеет. Лукавый возбуждает в каждом желание преступить заповедь, но заставить человека совершить грех он не может. В противном случае, Домостроительство не имело бы смысла. Именно в противлении злу и дьяволу главное предназначение человека, а причина греха - в свободном произволении. Святитель Иоанн Златоуст говорил: "Когда воплотилось Слово, тогда грешники исчезли, остались только делатели беззакония". Иначе говоря, мы виновны не в силу природы Ветхого Адама, а по произволению ко греху.
«Сначала дьявол согрешил», – продолжает апостол Иоанн. И это верно, но в каком смысле. Не мог Люцифер согрешить на ровном месте, поскольку в мире не было ни зла, ни греха, пребывал исключительно чистый и святой ангельский мир. И если не было греха, то и Люцифер не мог согрешить в прямом смысле, то есть захотеть его совершить. Не было импульса к этому побуждающего или, говоря проще, искушения. Если Адама и Еву соблазнил дьявол, который и стал причиной первого греха в человеке, то Люцифера искушать и соблазнять было просто некому. Тогда, о чем идет речь? Первый Ангел Света, утратив внимание к Богу или отпав от Него, попустил зародиться и развиться в себе злу. Оно произвело грех, как корни свои тернии, и Люцифер превратился в гордеца дьявола. Следовательно, сатана согрешил первым, но не по произволению, ибо невозможно выбрать то, чего не существует (соблазнов не было), а в силу действия зла его природы. В этом смысле, дьявол, конечно, первый, кто согрешил. Но мы выяснили, что после воплощения Сына ветхозаветные грешники исчезли, остались виновные в беззакониях по произволению, то есть нарушившие заповеди Христа. Поэтому павшего Ангела нельзя назвать виновником человеческого греха. Он виновен в своем собственном, который использует как орудие порабощения новозаветных людей.
Перейдем к Иоанну Златоустому: «Так как диавол прежде всех обратился к греху, то всякий, действующий греховно, совершает его дело». Он, по сути, повторяет слова Иоанна Богослова. Поэтому и ответ будет тот же. Однако, необходимо сделать небольшое уточнение. Святитель Иоанн делает важное и неприметное на первый взгляд уточнение: «диавол прежде всех обратился к греху». Здесь слово «обратился» указывает на изменение прежнего состояния Люцифера, поскольку он поменял свое влечение к Богу на противоположное, увлекшись созерцанием высшего мира: «поставлю престол свой среди богов». Эти слова, по своей сути, нельзя рассматривать как проявление гордыни, поскольку как Первый Ангел Света, он имел высшую власть, что и символизирует слово «престол», а «среди богов» – значит среди высших ангельских сил, на что имел полное право. Обращение ко греху, о котором говорит святитель Иоанн, тоже нельзя рассматривать буквально, потому что обращаться было не к чему. Не появился еще в ангельском мире грех. Следовательно, речь идет о том, что Люцифер стал носителем зла, породившего в нем первый грех гордыни, к которому он обратился, то есть повернулся, принял, усвоил.
Этими словами Иоанн Златоуст раскрывает природу падения Люцифера – зло породило грех, который стал природным действием бывшего Ангела. «Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11). Другими словами, Господь желает возвращение грешника на путь к Нему, через изменение стремления грешить на благое влечение ко Творцу. Ибо в каждой твари оно заложено от создания, как возвращение к своей Первопричине. Люцифер совершил обратное – из эволюции, то есть движения к Богу, претерпел инволюцию, и запустил в мире обратное стремление ко злу, которое в нем многократно усилилось. И он в силу своей природы, стал эманировать зло во вселенских масштабах. Это действие и является грехом дьявола, за который он уже осужден. Любое действие – проистекает из его природы. Следовательно, грех дьявола – это проявление его инволюционной сущности. Грех человека не является таковым, поскольку возникает не по природе, а по произволению. Именно поэтому нельзя сказать, что дьявол грешник в человеческом понимании.
Теперь обратимся к пророку Иезекилю: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония», – обращается Господь к дьяволу. Заметьте, насколько точны и глубинны слова Писания: «доколе не нашлось в тебе беззакония». Другими словами, Бог прямо указывает на нечто, что появилось в природе высшего Херувима. Если бы Господь хотел сказать, что Ангел согрешил, то эта речь звучала по-иному: «доколе ты не согрешил». Но этого Бог не говорит. Беззаконие нашлось, то есть появилось, обнаружилось, вскрылось в Люцифере. А это и есть прямое указание на зло, зародившееся в его природе. Здесь Бог выступает как врач, увидевший болезнь в пациенте, о которой тот и не догадывается. Следующие слова только подтверждают это: «От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил». Внутренне твое исполнилось неправды. Что такое внутренне? Это и есть природа Херувима, его сущность. Причем смотрите последовательность инволюции дьявола: сначала обнаруживается неправда или зло, а потом совершается грех как его следствие. Это прямое доказательство того, о чем мы говорили выше. Утверждать обратное – выступать против истины и здравого смысла.
Поучительный смысл несут слова: «От обширности торговли твоей». Блаженный Иероним Стридонский так понимает это место: «Также от обширной торговли его наполнились внутренности его или сокровищницы беззаконием. Ибо, ища многого и не довольствуясь ни знанием приобретенным, ни властию, тот, кто властвовал, наполнил кладовые и внутренности сердца своего, так что насытившись и отолстев, он стал упрямствовать против Творца своего». Иначе говоря, под торговлей понимается приобретение, усвоение дьяволом порочных стремлений. А это и есть тьма численные грехи, порожденные в нем первобытным злом. Торговля возможна только на основе желания купить и продать. Так происходит у людей. В природе Люцифера «обширность торговли» происходила следующим образом. Влечение к Богу и качества высшего Херувима, под которыми понимаются «огнистые камни», дьявол поменял на стремление к себе, то есть породил эгоцентризм ради удовлетворения своей «правды», которую он противопоставил правде Божьей. И это также является грехом сатаны, легшим в основу его осуждения.
Но и по этому толкованию мы не можем считать дьявола грешником, поскольку он не кому-то отдавал святые дары ангельской природы, не продавал их, как Фауст душу, а отверг святыню Господню в силу полного отторжения любви Божьей укоренившимся злом. Сатана наторговал себе злобу и ненависть, отдав за них «огнистые камни». И на этом примере мы видим, что причины в последовании греху человека и дьявола – совершенно разные.
В заключении рассмотрим последние слова пророка Иезекиля: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор». Это завершающий этап падения Люцифера. «Наевшись» злом, приобретенным за счет отвержения любви Божьей, он породил гордыню и тщеславие, а они, в свою очередь, Истину подменили ложью; и Херувим утратил мудрость, то есть абсолютное ведение Бога и созерцание Божества, недоступное остальным ангелам. По учению Церкви, бесы, а значит и дьявол, не могут знать тайны Божии и суть открывающегося на исповеди. Это прямое следствие утраты божественной мудрости.
Вот, как следует понимать сказанное в Писании и толкуемое святыми Отцами о падении Люцифера и его греховности. К сожалению, многие, считающие себя богословами и знатоками истины, лишены способности проникнуть духовным взором в тайны Божии. Не дается им это Промыслом, в силу неготовности принять Истину. Причина – в морально-нравственной чистоте, без стяжания которой богопознание невозможно. Об этом учили Кирилл Александрийский, Вальсамон, Зонара, Максим Исповедник и другие богоносные Отцы.
Главный вывод, который мы должны сделать из рассмотренной темы заключается в следующем. Дьявол, как причина и источник зла, несет в себе все возможные человеческие грехи, но сам не совершает их, а инфицирует в нашу природу через соблазны и помыслы. Поэтому грешником, как человек, он быть не может. Его грех в нем самом, как часть зла, которое он принял и возлюбил. Те, кто считают дьявола грешником в прямом смысле, как ни странно, являются его лучшими апологетами, ибо оставляют врагу рода человеческого возможность покаяния, данную людям любовью Божьей. Покаяние подразумевает прощение грешника свыше, то есть усвоение любви Христовой, что для сатаны невозможно по определению. Утверждение о том, что дьявол – грешник, означает, что он не может быть осужден, ибо сохраняет возможность покаяния, как это дано всякому согрешающему Воплощением и Крестной смертью Спасителя, ибо по слову Христа всякого кающегося следует прощать. По сути, представители "Алатеи" говорят о всеобщем воскресении всех, включая дьявола, чем исповедуют ересь Оригена и А.И. Осипова.
Таким образом, мы выяснили что грех дьявола – это не грех человека, и считающие Люцифера грешником – отвергают Суд Божий, уже совершенный над ним. Следует быть очень внимательным к различным богословским мнениям, распространяемых в интернете, особенно под скрытыми никами. Правда лица не прячет, а ложь – не показывает.
Свидетельство о публикации №225102500909