О грехах дьявола
Далее мы выяснили, что грешить в человеческом понимании, дьявол не может, поскольку является носителем абсолютного зла, проявлением которого является грех. Иначе говоря, он воюет против Бога и людей, потому что таково свойство его природы. Покаяние для Люцифера невозможно, поскольку всякое обращение к Богу ему противно по самой сути. В этом смысле, грех дьявола заключается в том, что он сознательно и целеустремленно вредит человеку и миру. В отличие от Люцифера, не бывает абсолютно добрых и злых людей. В нашей природе идет постоянная брань между злом и добром. У дьявола такой брани нет. Поэтому грехи человека являются не действием его природы, как у сатаны, а следствием произволения, то есть свободного выбора. Исходя из этого, нельзя назвать дьявола грешником, в человеческом понимании, тем более что природа ангелов, каковым является Вельзевул, и природа человека совершенно разные. Уже в силу этого, дьявол не может грешить как люди. Однако, лукавый является причиной наших грехов в том смысле, что возбуждает через страсти порочные помыслы, реализуемые в грехах. Если грех сатаны проистекает из злой природы, то грехи людей рождаются под влиянием мира, с его страстьми и похотьми, посредством органов чувств, которых у Люцифера нет. Как мы видим и корни греха у людей и дьявола – разные.
Вот, вкратце, о чем мы говорили в прошлый раз. Однако такая точка зрения вызвала крайне негативную реакцию современных гностиков, которые решили, что подобное мнение есть оправдание дьявола, своего рода «диадицея» и противоречит Священному Преданию. И ничтоже сумняшеся, руководствуясь собственными представлениями, объявляют Люцифера "грешником", а не согласных с этим – манихеями и безбожникам. В качестве примера можно привести «научно-богословский» ресурс в ВК «Алетейя», что в переводе с греческого означает «истина». Правда, это еще и имя языческой богини из того же эпоса. Но такими «языческими» мелочами создатели этой группы себя не обременяли. В обоснование своей «истины» новые гностики ссылаются на поучения Отцов и выдержки из Писания. Например, апостола Иоанна: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3:8); поучение святителя Иоанна Златоустого: «Так как диавол прежде всех обратился к греху, то всякий, действующий греховно, совершает его дело» и пророка Иезекелия: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иез.28:14-17).
Казалось бы, доводы «Алетейи» весьма убедительны и возразить на них нечем. Но это поверхностный взгляд на проблему. Я предлагаю разобраться в этом вопросе по серьезному. Непонимание или ложное толкование природы зла и греха, источником которых является дьявол, не позволяет вести с ним искусную брань, а значит человеку невозможно бороться с причинами греха. Напомню, что главной критике «алетейистов» подверглась идея о том, что дьявол не может грешить (при этом лукаво опускалось существенное дополнение – грешить как человек). Начнем обзор с Иоанна Богослова, который писал: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил».
Несомненно, что всякий грешник – от дьявола, поскольку сатана виновник всех грехов в мире. Не от Бога же мы грешим. Но быть виновником человеческих грехов и грешить ими – совершенно разные вещи. Например, крыса является разносчиком чумы, но она ею не болеет. Лукавый возбуждает в каждом желание преступить заповедь, но заставить человека совершить грех он не может. В противном случае, Домостроительство не имело бы смысла. Именно в противлении злу и дьяволу главное предназначение человека, а причина греха – в свободном произволении. Святитель Иоанн Златоуст говорил: "Когда воплотилось Слово, тогда грешники исчезли, остались только делатели беззакония". Иначе говоря, мы виновны не в силу природы Ветхого Адама, а по произволению ко греху.
«Сначала дьявол согрешил», – продолжает апостол Иоанн. И это верно, но в каком смысле. Не мог Люцифер согрешить на ровном месте, поскольку в мире не было ни зла, ни греха, пребывал исключительно чистый и непогрешимый ангельский мир. И если не было греха, то и Люцифер не мог согрешить в прямом смысле, то есть пожелать его. Не было импульса к этому побуждающего или, говоря проще, искушения. Если Адама и Еву соблазнил дьявол, который и стал причиной первого греха в человеке, то Люцифера искушать и соблазнять было просто некому. Тогда, о чем идет речь? Первый Ангел Света, утратив внимание к Богу или отпав от Него, попустил зародиться и развиться в себе злу. Оно произвело грех, как корни – тернии, и Люцифер превратился в гордеца дьявола. Следовательно, сатана согрешил первым, но не по произволению, ибо невозможно выбрать то, чего не существует (соблазнов не было), а в силу действия зла в нем пребывающего. В этом смысле, дьявол, конечно, первый, кто согрешил. Но мы выяснили, что после воплощения Сына ветхозаветные грешники исчезли, остались виновные в беззакониях по произволению, то есть нарушившие заповеди Христа. Поэтому павшего Ангела нельзя назвать виновником человеческого греха. Он виновен в своем собственном, который использует как орудие порабощения новозаветных людей. Это Фома Аквинский – основоположник латинской ереси учил, что виновником грехов человека является дьявол. Но мы то не католики и ересь Августина не исповедуем.
Перейдем к Иоанну Златоустому: «Так как диавол прежде всех обратился к греху, то всякий, действующий греховно, совершает его дело». Он, по сути, повторяет Иоанна Богослова. Поэтому и ответ будет такой же. Однако, необходимо заметить следующее. Святитель Иоанн делает важное и неприметное на первый взгляд уточнение: «диавол прежде всех обратился к греху». Здесь глагол «обратился» указывает на изменение прежнего состояния Люцифера, поскольку он поменял свое влечение к Богу на противоположное, увлекшись созерцанием высшего мира: «поставлю престол свой среди богов». Эти слова, по своей сути, нельзя рассматривать как проявление гордыни, поскольку, как Первый Ангел Света, он имел высшую власть, что и символизирует слово «престол», а «среди богов» – значит среди высших ангельских сил, властвовать которыми имел полное право. Обращение ко греху, о котором говорит святитель Иоанн, тоже нельзя рассматривать буквально, потому что обращаться было не к чему. Не появился еще в ангельском мире грех. Следовательно, речь идет о том, что Люцифер стал носителем зла, породившего в нем первый грех гордыни, к которому он «обратился», то есть повернулся, принял, усвоил.
Этими словами Иоанн Златоуст раскрывает природу падения дьявола – зло породило грех, который стал природным действием бывшего Ангела. «Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11). Другими словами, Господь желает возвращение грешника на путь к Нему, через изменение стремления грешить на благое влечение ко Творцу. Ибо в каждой твари оно заложено от создания, как возвращение к своей Первопричине. Люцифер совершил обратное – из эволюции, то есть восходящего движения к Богу, претерпел инволюцию, и запустил в мире обратное стремление ко злу. И он, в силу своей природы, стал эманировать его во вселенских масштабах. Это и является грехом дьявола, за который он уже осужден. Любое действие – проистекает из его природы. Следовательно, порок дьявола – это проявление его инволюционной сущности. Грех человека не является таковым, поскольку возникает не по природе, а по произволению. Именно поэтому нельзя сказать, что дьявол грешник в человеческом понимании.
Теперь обратимся к пророку Иезекилю: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония», – обращается Господь к дьяволу. Заметьте, насколько точны и глубоки слова Писания: «доколе не нашлось в тебе беззакония». Другими словами, Бог прямо указывает на нечто, что зло появилось в природе высшего Херувима, и Он его увидел – «нашел». Если бы Господь хотел сказать, что Ангел согрешил, то эта речь звучала бы по-иному: «доколе ты не согрешил». Но этого Господь не говорит. Беззаконие «нашлось», то есть появилось, обнаружилось, вскрылось в Люцифере. А это и есть прямое указание на зло, зародившееся в падшем ангеле. Здесь Бог выступает как врач, увидевший болезнь в пациенте, о которой тот и не подозревает. Следующие слова только подтверждают эту мысль: «От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил». Внутренне твое исполнилось неправды. Что такое внутренне? Это и есть природа Херувима, его сущность. Причем, смотрите на последовательность инволюции дьявола: сначала обнаруживается неправда или зло, а потом совершается грех как его следствие. Это прямое доказательство того, о чем мы говорили выше. Утверждать обратное – выступать против истины и здравого смысла.
Особый поучительный смысл несут слова: «От обширности торговли твоей». Блаженный Иероним Стридонский так понимает это место: «Также от обширной торговли его наполнились внутренности его или сокровищницы беззаконием. Ибо, ища многого и не довольствуясь ни знанием приобретенным, ни властию, тот, кто властвовал, наполнил кладовые и внутренности сердца своего, так что, насытившись и отолстев, он стал упрямствовать против Творца своего». Иначе говоря, под торговлей понимается приобретение, усвоение дьяволом порочных наклонностей. А это и есть тьма численные грехи, порожденные в нем первобытным злом. Торговля возможна только на основе желания купить и продать. Так происходит у людей. В природе Люцифера «обширность торговли» происходила следующим образом. Влечение к Богу и качества высшего Херувима, под которыми понимаются «огнистые камни», дьявол поменял на стремление к себе, то есть породил эгоцентризм ради удовлетворения своей «правды», которую он противопоставил правде Божьей. И это также является грехом, легшим в основу осуждения сатаны.
Но и по этому толкованию мы не находим дьявола грешником, поскольку он не кому-то отдавал святые дары ангельской природы, не продавал их, как Фауст душу, а отверг святыню Господню в силу полного отторжения любви Божьей собственным злом. Сатана наторговал себе злобу и ненависть, отдав за них «огнистые камни». И на этом примере мы видим, что причины в последовании греху человека и дьявола – совершенно разные.
В заключении рассмотрим последние слова пророка Иезекиля: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор». Это завершающий этап падения Люцифера. «Наевшись» злом, приобретенным за счет отвержения любви Божьей, он породил гордыню и тщеславие, а они, в свою очередь, Истину подменили ложью; и Херувим утратил мудрость, то есть абсолютное ведение Бога и созерцание Божества, недоступное остальным ангелам. По учению Церкви, бесы, а значит и дьявол, не могут знать тайны Божии и суть открывающегося на исповеди. Это прямое следствие утраты божественной мудрости.
Вот, как следует понимать сказанное в Писании и толкуемое святыми Отцами падение Люцифера и его греховности. К сожалению, многие, считающие себя богословами и знатоками истины, лишены способности проникнуть духовным взором в тайны Божии. Гностики, каковыми, несомненно являются завсегдатаи «Алетейи», под микроскопом изучают букву Писания, оперируя сложными философскими категориями, но не видят в нем Духа. А как сказал божественный Павел: «Буква убивает, а Дух животворит» (2Кор.3:6). Вот они и бродят в поисках истины по страницам своей группы «средь белого дня со свечкой в руках, когда Солнце правды давно взошло», – как мудро замечает святитель Иоанн Златоуст. Не дается им Истина Промыслом, в силу неготовности ее принять. Причина – в морально-нравственной чистоте, без стяжания которой богопознание невозможно. Об этом учили Кирилл Александрийский, Вальсамон, Зонара, Максим Исповедник и другие богоносные Отцы.
Главный вывод, который мы должны сделать заключается в следующем. Дьявол, как причина и источник зла, несет в себе всевозможные человеческие грехи, но сам не их совершает, а инфицирует в природу человека через соблазны и помыслы. Поэтому грешником, как мы, он быть не может. Его грех в нем самом, как часть зла, которое он принял и возлюбил. Те, кто считают дьявола грешником в прямом смысле, как ни странно, являются его лучшими апологетами, ибо оставляют врагу рода человеческого возможность покаяния, данную только людям любовью Божьей. Покаяние подразумевает прощение грешника свыше, то есть усвоение любви Христовой, что для сатаны невозможно в принципе. Утверждение о том, что дьявол – грешник, означает, что он не может быть осужден, ибо сохраняет возможность покаяния, как это дано всякому согрешающему Воплощением и Крестной смертью Спасителя, ибо по слову Христа всякого кающегося следует прощать. По сути, представители "Алетейи" говорят о всеобщем воскресении всех, включая дьявола, чем исповедуют ересь Оригена и А.И. Осипова.
Таким образом, мы выяснили что грех дьявола – это не грех человека, и считающие Люцифера грешником – отвергают Суд Божий, уже совершенный над ним. Следует быть очень внимательным к различным богословским мнениям, распространяемых в интернете, особенно под скрытыми никами. Правда лица не прячет, а ложь – не показывает.
.
Свидетельство о публикации №225102500909